МААМ-картинки

Мини-проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами.

Светлана Рябчук
Мини-проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами.
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.

1. Воспитание нравственных качеств посредством ознакомления с

русским фольклором.

2 Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами.

II.Воспитание этических качеств ребенка в процессе его приобщения

к былинному наследию.

1. Что такое былина, История создания былин,

2. И. В. Карноухова и главная книга ее жизни «Русские богатыри».

3. Влияние былин на изобразительное и прикладное искусство.

4. Былина — наше культурное наследие.

III.Приложение.

Публикация «Мини-проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами,» размещена в разделах

2. Познавательное занятие «Мир русских былин в картине В. М.

Васнецова «Богатыри».

3. Познавательное занятие «Герои былин».

4. Занятие по ИЗО-деятельности «Богатыри земли Русской» (лепка)

5. Конкурс рассказов на тему «Былинные герои».

скую рубаху узором вышивки» (аппликация).

7. Беседа «Былинные кони».

8. Литературная викторина «Былина в гости к нам пришла».

9. Контурные изображения былинных героев для самостоятельного

раскрашивания.

10. Детские творческие работы.

IV.Список использованной литературы.

Введение

Воспитание нравственных качеств посредством ознакомления с русским фольклором

Последнее время дошкольное образование большое внимание обращает на нравственное воспитание дошкольников.

Нравственность оказывает влияние па других людей. Нравственно невоспитанный человек тяжел и неприятен, после общения с ним в душе остаются неприятные воспоминания, ощущения. Все это призывает нас обучать детей нравственности - любви к Родине, родителям, добру к окружающим людям, ко всему живому.

Отсутствие нравственных качеств - знак невоспитанности, неблагополу-чия детей. Духовное становление связано с познанием окружающего мира. Приоритетными являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Именно эти ценности отражены в былинах.

Я в своей работе использую былины в обработке И. В. Карнауховой - они близки детям, доступны их пониманию; а это способствует чувствам удовлетворения, радости, что дает эмоционально благоприятную для детей обстановку.

Дети отвлекаются от обид, грустных мыслей. Все это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, ощущение радости.

Велико культурное наследие России. Люди вкладывали в свои творения труд, душу, мечты, радости, надежды. Терялось многое, но то, что сохранилось, что дошло до нас - открывает нам лик народа-творца. Одним из таких творений и являются былины.

Целью ознакомления старших дошкольников с былинами является обес-печение нравственных и этических качеств - гордости за Россию, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами

Воспитателю важно пополнить свои личные знания в области былинного наследия. Ведь нельзя дать детям того, него не знаешь сам.

Увлечение собственным примером является самым действенным средством в работе с детьми. Воспитателю необходимо усваивать былины вместе с детьми. Надо создать в группе преднамеренную среду из иллюстраций, репродукций, поделок, сделанных своими руками по заданной теме. Вести работу необходимо постоянно, систематически.

Предлагаю организовать работу по приобщению детей к познанию былин в следующем порядке.

1. Рассказ воспитателя о том, что такое былина, о ее истории.

2. Чтение детям былин в обработке И. В. Карнауховой.

3. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин по заданной теме.

4. ИЗО-деятельность на тему «Русские богатыри» (занятия и самостоятельно)

5. Оформление коллекции из открыток иллюстраций о русских богатырях.

6. Викторина «Былина в гости к нам пришла».

Результаты не заставят себя долго ждать. В поведении детей появятся любознательность, доброжелательность, уравновешенность. Дети станут более терпимыми по отношению друг к другу, к родителям и воспитателям.

Лучше начинать эту работу со второй половины года старшей группы.

Воспитание этических качеств ребенка посредством его приобщения к былинному наследию

Знакомство с былинами необходимо проводить естественно. Очень легко объяснить детям красоту подвигов богатырей. Понимание этой красоты дрем-лет в них, его нужно разбудить. Помогут нам иллюстрации, репродукции, поделки. Красивое панно, ярко изображающее бой богатыря с иноземцем, дети встретят с восхищением, пониманием.

Важно, чтобы дети не только радовались, а были готовы слушать рассказы о богатырях, сказителях, писателях, которые для нас собирали былины в далеких деревнях Севера. Дети должны уметь поделиться своими впечатлениями дома, со сверстниками.

Наша задача – научиться видеть жизнь, историю, с интересом в них всматриваться – это фундамент доброты, уважения, умения ценить созданное человеком.

Не нужно охватывать все сразу. Необходимо постепенно знакомить де-тей с былинами, обращать их внимание на внешний вид героев, их красивый наряд, самостоятельно замечать какие-то любопытные детали.

В последствии дети смогут сами передать увиденное и услышанное в поделках, создавая рисунки, аппликации, работая с разными материалам.

Что такое былина. История создания былин.

Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое». Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с обычаями и обрядами. Это были заветы, которые народ глубоко чтил.

Мир и быт русской крестьянской жизни составили основу былинного творчества. В последнее столетие былины исполнялись без музыки, о более давние времена - под гусли. Былины знати наизусть и исполняли немногие зна-токи, которых называли сказителями.

В среде крестьян сказители пользовались огромным почетом и уважени-ем. Знаменитого сказителя Т. Г. Рябинина старались заманить к себе. «Если бы ты к нам пришел, Трофим Григорьевич, мы бы за тебя работали, лишь бы ты нам сказывал, а мы бы тебя все слушали». В семье Рябининых мастерство сказывания былин передавалось из поколения в поколение. Сказители переживали за своих героев. Они жили со своими любимцами - богатырями, жалели до слез большого Илью Муромца, когда он сидел сиднем тридцать лет; праздновали с ним победу над Соловьем-Разбойником, жили с героями былин и все присутствующие. То дружный смех гремел в комнате, то кто-то тихонько смахнет с ресниц слезу. Все сидели, не сводя глаз с певца, ловили каждый звук.

Вера в то, что могучие богатыри жили в далеком прошлом сохранилась до недавнего времени. Слово «богатырь» вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри прежде всего - главные герои былин, рассказывающих о защите Древней Руси. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.

И. В. Карнаухова и главная книга ее жизни

«Русские богатыри»

Поможет нам донести смысл былин до детей писательница И. В. Карнау-хова. В своей работе я использую былины в ее обработке потому, что они написаны легким для понимания детей языком.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с писательницей.

Родилась и выросла Ирина Валериановна в былинном городе Киеве. Сказочно красив этот старинный, весь в золотых куполах город. Осенью 1914 года, когда Ирине исполнилось 12 лет, она встретилась в театре с А. М. Горьким - писателем и необыкновенным человеком. Эта встреча стала началом длинной дороги в творчестве.

Все знают: чтобы кем-то стать, нужно многим интересоваться, много чи-тать, учиться, работать. И все делать увлеченно. Ирина окончила Киевскую гимназию, потом решила учиться библиотекарскому делу. Книги она очень любила, была отличницей, вот и отправили Ирину в Москву на курсы библиотекарей. Затем она поступила в Институт истории искусств в Ленинграде. Стала сту-денткой фольклорного отделения и решила собирать сказки.

Как это - «собирать сказки»? Ведь не растут же они на земле, как грибы

или ягоды? Не растут. Ученые-фольклористы отправляются за сказками, былинами, песнями в далекие научные походы, чтобы записать, сохранить и изучить народное слово. Много сказок, песен услышала и записала Ирина Валериановна на Севере.

В 1936 г. - писательница стала работать на Ленинградском радио. Она рассказывала детям сказки.

Когда в 1941 г. началась Великая Отечественная война, Ирина Валериа-новна пошла работать санитаркой в госпиталь, а затем воспитателем в интернат. В эти годы написаны Карнауховой книги о детях, которых «обожгла война».

Ирина Валериановна пишет: «Мы любим Родину, мы защищаем ее в беде. Мы не отдадим ее врагу. Так несли службу верную и герои сказок и былин : Иван - крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец.»

Этими словами писательница сомкнула прошлое и настоящее: и солдаты Великой Отечественной и былинные богатыри, - все они боролись с недругами, защищали малых и слабых, освобождали родную землю.

Не случайно пересказала Ирина Валериановна для детей русские былины. Былина хоть и не сказка, а все же у них много общего. Бок о бок сражались Добрыня и Никита Кожемяка, Илья Муромец и Иван - крестьянский сын, защищая русскую землю и ее парод от врагов.

Книга «Русские богатыри» - главная книга И. В. Карнауховой.

Влияние былин на изобразительное и прикладное искусство

Влияние былин мы находим в творениях изобразительного и прикладного искусства.

Мастер писал икону Святого Георгия, повергающего копьем дракона -выходил победитель Змея Горыныча. Ювелир плавил золото, вытягивал тонкую нить, крепил самоцвет, и возникала явь сказочного дива. Зодчий возводил храм - получалась просторная палата, словно было возведено жилище для былинных героев. Прямо с расписной прялки, изготовленной плотником, скакали былинные кони. Праздничные сапоги, сшитые сапожником, напоминали те, про которые в былинах пели, что под пяту воробей пролетит, а около носка хоть яйцо прокати.

Расшитые золотом одежды, которые вышивали мастерицы долгими вечерами, напоминают одежды былинных богатырей. У них ведь всегда праздничная одежда, украшенная драгоценностями. Даже на работающем в поле Микуле Селяниновиче кафтан черна бархата и остроносые сапожки зелена сафьяна на каблуке.

Хотелось бы подробнее остановиться на вышивке. При ознакомлении детей с былинами, я обращаю их внимание на внешний вид богатырей, их одежду. Из удачно подобранных иллюстраций ребята видят, что одежда богатырей яркая, нарядная, расшитая узорами.

Воспитатель объясняет детям, что такие украшения делались не только

для красоты. Вышитые рубахи служили богатырям «оберегом», т. е. оберегали их от вражеского меча. Узоры в вышитых изделиях тоже имели свой смысл.

Педагог продолжает знакомить детей с вышивкой, рассказывая им о символическом смысле узоров, показывая образцы, сделанные им на бумаге или ткани.

Былина - наше культурное наследие

Как же былина сохранилась до наших дней? Ведь прошло более пятисот лет!

В 1804 году в Москве вышла книга «Древние Российские стихотворения» Кирши Данилова. Любители народного творчества с восторгом встретили выход в свет этого сборника. Но кто такой Кирша Данилов до сих пор не установлено. Это мог быть собиратель былин или их знаток и исполнитель. Ученые считают, что сборник был составлен в середине XVIII века где-то в Сибири.

Да, собирателя былин совершили подвиг. Они открыли и сохранили для нас драгоценное искусство, величайший памятник народной духовной культуры.

Вместе с тем, изменение условий труда и быта, приобщение к новым ви-дам искусства, всеобщая грамотность, большой интерес к художественной ли-тературе обусловили снижение интереса к былинам. Их стали записывать и ис-полнять все реже и реже. Но тут уже ничего не поделаешь! «Новые времена - новая песня», - так говорят в народе.

Мы должны быть благодарны тем, кто в XIX в. сумел записать былины и издать их. И мы должны помнить о сказителях-певцах, скромных, простых и сердечных людях, с радостью делившихся своим искусством, таким необходимым и таким простым. Их песни, сказания доставляют нам и сейчас художественное наслаждение.

А мы, взрослые, стараемся былинное слово донести до наших детей.

Приложение

Беседа: «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»

Подготовительная к школе группа

Цель: Вызвать интерес к пониманию былин, подвигу богатырей. Воспитывать у детей любовь к людям, Родине.

Мы уже знаем, что былинам более 300 лет. Они рассказывают нам о непобедимых русских богатырях. Воспевая воинов, былины звали на подвиг во славу родной земли, поднимали дух народа. Блины учили любви к Родине и ненависти к врагам.

В те далекие времена Святую Русь мучили иноземцы - печенеги. Они нападали на русских людей, сжигали города и села, уводили русских людей в полон. Решили богатыри: хватит иноземцам Русь мучить. Оставили они свои мирные дела и пошли на врага. И победили его. Нет такой Былины, где бы богатыри были побежденными. Не смогли покорить Русь Святую ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары.

Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попо-вич, Добрыня Никитич и другие воины в одиночку сражались против врагов, которых «черным-черно, как черных вороной». В одной былине говорится о подвиге мальчика Михайлы. Ему всего 12 лет. Он один в чистом поле бился с целым войском. «Сек-рубил силу три дня и три ночи, хлеба-соли не ел, ключе-вой воды не пил». Если на Руси есть такие богатыри, как мальчик Михайлушка, то любому врагу поздоровится!

Занятие по познавательному развитию

«Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Подготовительная к школе группа

Цель: Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях. Учить детей последовательно излагать свои мысли, не отвлекаться от темы занятия.

Активизировать и обогащать словарь путем уместного употребления в речи фольклорного богатства родного языка.

Учить детей слушать друг друга, дополнять чужой рассказ.

Предварительная работа. Чтение былин, рассматривание иллюстраций к ним, работа на занятиях по ИЗО-деятельности.

Материал. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Ход занятия. Воспитатель вспоминает с детьми прочитанные былины, уточняет главных героев былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) и предлагает отправиться на выставку картин, где представлена работа художника Васнецова «Богатыри». Заручившись согласием детей, группа отправляется на выставку.

Примерное описание картины воспитателем.

Одно из лучших произведений Васнецова, над которым он работал более 20-ти лет - картина «Богатыри». Сначала она называлась «Богатыри - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезда примечают в поле - нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Вот такое длинное название. В картине художник, следуя старинным преданиям воссоздал образы русских богатырей, защитников родной земли - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Старший среди них - Илья Муромец (изображен посередине, был сыном рязанского крестьянина. Среди богатырей не было равных ему по силе. Он прославился своими победами над несметными татарскими полчищами, над Соловьем-Разбойником. Образ Ильи Муромца полон огромной спокойной мощи. Его умные глаза пристально и сурово всматриваются вдаль. Крупная, сильная фигура закована в кольчугу. Он с легкостью поднимает на руке тяжелую железную палицу.

Уверенностью в победе пронизан образ Добрыни Никитича (изображен по правую руку от Ильи Муромца). Он стройнее и моложе, чем Илья, более гибок и подвижен, но с тою же решительностью и твердостью готов выступить в бой - правая его рука уже обнажает меч.

Мягче написан Алеша Попович. Он хитер, смекалист, но на картине он задумчив. Лук Алеша положил на голову коня и словно вслушивается в звуки природы. Широкая, покрытая ковылем, каменистая степь гармонирует с фигу-рами своей суровой, холодной красотой, холмы с отлогими склонами замы-кают задний план картины, как крепостная стена, как бы намекая на непри-ступность границ земли Русской.

После рассказа воспитателя предложить детям представить свои рассказы (2-3 рассказа, предложить описать одежду богатырей.

Воспитатель задает детям следующие вопросы;

1. Понравилась ли им картина и чем?

2. Кто из героев картины запомнился больше, почему?

3. Какие старинные незнакомые слова использовали при описании кар-тины воспитатель и дети? (палица, щит, лук, меч, кольчуга.)

Познавательное занятие «Герои былин» (подготовительная к школе группа)

Цель: Учить детей внимательно слушать былины, давать краткую характеристику героям былин (богатырям и их врагам).

Материал: Книга И. В. Карнауховой «Русские богатыри», иллюстрации к былинам.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям вспомнить прочитанные ранее былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Садко в подводном царстве». Если дети затрудняются вспомнить былину, можно зачитать из нее отдельные части. Дети называют главных героев былин.

Далее воспитатель говорит о том, что особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь, и начинает давать характеристику каждому герою. Первый среди них - крестьянский сын Илья Муромец, заступник

вдов, сирот, бедных людей. Этот русский богатырь собрал в себе лучшие каче-ства человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к Родине.

Былины рассказывают о могучей силе Ильи Муромца, о борьбе этого замечательного богатыря с Соловьем-Разбойником, с захватчиком Идолищем Поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. Рядом с Ильей Муромцем на заставе богатырской стоит справедливый и умный Добрыня Никитич. Он не только имеет великую силу, он еще певец и музыкант, каких «на свете-то не слыхано», нет ему равных и в игре в шахматы, в стрельбе из лука. А вот

Алеша Попович насмешливый, он «не силой силен, а напуском смел».

О физической силе Садко Новгородского ничего не известно, но его игра на гуслях колеблет моря и озера. Садко «на Синь-горюч камень тот сел, стал на гусельках поигрывати, да так, что и морской царь не утерпел - пустился в пляс».

Уважение к родителям, любовь к семье - вот что утверждают былины. Не случайно Илья Муромец, получив от странников сказочную силу, идет сначала в поле к родителям, чтобы помочь им в тяжелом крестьянском труде. Каждый из богатырей воплощает в себе русский характер: мудрый, великодушный, спокойный Илья Муромец,; славящийся умением улаживать споря, певец и гусляр Добрыня Никитич; хитроватый, немного хвастливый Алеша Попович.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь бога-тырский скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего».

У могучих богатырей страшные противники: Идолище Поганое, Соловей-разбойник, Тугарин Змеевич. В их облике народ показал врагов земли Русской. Былинный враг жесток и безжалостен. Он намерен уничтожить народ, его культуру. Так Сокольник, направляясь в Киев, грозит:

Я соборы, большие церкви на дым пущу,

Я печатные большие книги во грязи стопчу.

Но богатыри всегда сильнее всех врагов.

Далее воспитатель останавливается на внешнем виде героев былин. У бо-гатырей всегда праздничная одежда, украшенная драгоценностями. Даже на работающем в поле Илье Муромце кафтан черна бархата, остроносые и на тон-ком высоком каблуке сапожки зелена сафьяна; сбруя на его лошади и соха с золотыми и серебряными деталями, у пахаря кудри качаются, что не скатен жемчуг рассыпается. Народ видел своих защитников прекрасными.

Им противостоят образы врагов: прожорливый Идолище, или Тугарин, у которого голова как пивной котел, ручища как граблища, глазища как чашища, и т. д. Вот как безобразно народ изобразил врага.

В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера его в вою богатырскую силу.

После того, как педагог закончит свой рассказ, он интересуется, кто из былинных героев запомнился больше и почему (3-5 человек).

В конце занятия воспитатель предлагает детям нарисовать героев в нарядных костюмах.

Занятие познавательного характера Лепка «Богатыри земли русской»

Цель: Рассмотреть репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок»; рассказать, что означает слово «богатырь», как одет русский богатырь (кольчуга, шлем, какое у него оружие (копье, меч, палица, лук, стрелы, и т. д. Дать характеристику богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник», дать характеристику ее героев.

Заинтересовать детей былинами.

Ход занятия: Беседа и чтение отрывков из былин. Проведение лепки по воспоминаниям о картинах Васнецова. Учить детей передавать в лепке такие детали, палица, щит, меч, кольчуга, шлем. Занятие проводится под музыку «Богатырской симфонии» Бородина.

Рассказ воспитателя о доспехах и оружии

(к занятию по лепке «Богатыри земли русской»)

Подготовительная к школе группа

Колющее оружие - копье и рогатины. Ударное оружие - палица и булава. Палица - массивная дубина с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями. Режущее оружие - обоюдоострые мечи и ножи.

Самые древние щиты имели круглую форму и достигали четверти человеческого роста. Наиболее распространенными были щиты деревянные, но делали их также из железа, камыша, кожи. Явное предпочтение отдавалось красному цвету.

Шеломы бытовали куполообразной и сфероконической формы. Шею воина укрывала сетка - бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга.

Древняя броня, защищающая тело, имела вид длинной рубахи до бедер и была сделана из металлических колец (кольчуга) или пластин (броня, а позднее представляла собой панцирь.

Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.

Конкурс рассказов на тему «Былинные герои»

Материал: Иллюстрации к былинам М. Шемарова го Палеха: «Вольга Всеславович», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Добрыня Никитич в отъезде», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».

Цель: Развивать речь детей, использовать в рассказе названия предметов старины (кольчуга, доспехи, булава и пр.)

Ход занятия: Воспитатель вместе с детьми оценивает рассказ каждого ребенка. В конце занятия присваивается звание «Лучший сказитель группы».

В заключительной беседе воспитатель рассказывает о народных сказителях, которые под звучание гуслей слагали былины и легенды. Рассказ сопровождается показом

Занятие по изобразительной деятельности

Аппликация «Украшаем богатырскую рубаху узорами вышивки»

Подготовительная к школе группа

Материал:

Зеркало, вышитая рубаха, заготовки белого цвета из картона или накрахмаленной ткани, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми вспоминает посещение выставки музея «Старый бабушкин сундук», обсуждает, что больше всего запомнилось (рушники, фартуки, рубахи). Педагог говорит детям о том, что в таких красивых вышитых рубахах ходили и русские былинные богатыри.

Какое значение имела рубаха для богатыря? Она сопровождала его во всех дальних походах на ворога. Рубахи обычно вышивала мать. Невеста вышивала красивую рубаху богатырю к свадьбе. Она одаривала рубахами жениха и всю его родню. И когда богатырь умирал, рубаха сопровождала его в последний путь.

Воспитатель обращает внимание детей на расположение узора на рубахе. Если сложить ее пополам, то мы увидим, что узор одной половины в точности повторяет узор другой половины, как отражение в зеркале. Проводится опыт с зеркалом.

Чтобы выяснить, как дети поняли закономерность расположения узора на рубахе, проводится д/и «Найди ошибку».

Воспитатель спрашивает детей, хотелось бы им подарить красивую вы-шитую рубаху своему папе, дедушке или братику. Предлагается нанести узор на заготовки рубах. Педагог тоже выбирает себе заготовку и вместе с детьми выполняет работу.

Некоторые символы вышивки:

-символы солнца

-линия жизни

-древо жизни

-мать сыра земля.

Воспитатель демонстрирует детям альбом с иллюстрациями, фотографии вышитых изделий.

На занятиях по ИЗО-деятельности дети учатся «вышивать» черным и красным фломастером на бумаге рубаху богатыря, рушник.

Во второй половине года подготовительной группы можно учить детей вышивать рушник или рубаху нитками-мулине на занятиях по ручному труду.

Беседа «Былинные кони»

старший дошкольный возраст

Воспитатель предлагает вспомнить те былины, в которых говорится о конях. Дети называют: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Святогор-богатырь» и др. Дети описывают былинных коней, рассказывают былины, ко-торые придумали сами, показывают свои рисунки. Затем вспоминают кубан-ские песни, где упоминаются кони: «Ой, при лужку», «Маруся».

Вместе ребята рассматривают иллюстрации художников, детские рисунки к былинам, расписные изделия народного прикладного искусства. Воспитатель. показывает репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок», и рассказывает о конях героев.

У Ильи Муромца конь - Бурушка-косматушка. Он тяжелый, черный, с густой косматой гривой, украшен золотою уздою.

«Бурушка-косматутка с горы на гору перемахивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает».

Алеше Половину дал отец коня богатырского. «Обрядил он своего коня по-княжески: седло черкасское, подпруга шелковая, узда - золоченая».

Добрыня Никитич имел белого доброго коня, стройного и красивого. От плетки у коня Добрыни силы прибавлялись, начинал он «Высоко скакать, за версту камешки откидывать».

В заключение беседы воспитатель сообщает детям, что скоро у них состоится викторина «Былина в гости к нам пришла», где они смогут посоревноваться в знании былин, пословиц, загадок, символов русской вышивки.

Литературная викторина «Былина в гости к нам пришла»

подготовительная к школе группа

Цель: Упорядочить и закрепить знания детей о былинах, русских богатырях. Развивать у детей интерес к нашей долгой истории, стремление к участию в игре и к победе.

Материал: Три дорожки разного цвета по шесть ступеней в каждой; эмблемы участникам - 3 шт. ; медали победителям - 3 шт. ; выкройки богатырских рубах, образцы символов вышивки, 2 красных и 2 черных фломастера, репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», выставка ранее выполненных детских творческих работ по былинам (рисунки, аппликации, поделки из пластилина и природного материала).

Ход викторины: Викторина проводится по типу телепередачи «Умники и умницы». Она является итогом проведенной воспитателем большой работы по ознакомлению дошкольников с русским фольклором - былинами. Воспитатель говорит, что для участия в игре нужно выбрать три человека. Тот, кто первый отгадает предложенные загадки, тот и начнет игру.

Предлагаемые загадки:

1. Без глаз, без крыльев - сама свистит, сама летит. (Стрела).

2. Что на сковороду наливают, а потом вчетверо сгибают? (Блин).

3. В каком копытце полно водицы? (Колодец).

По итогам выбрали трех участников игры. Воспитатель прикрепляет участникам эмблемы викторины. Воспитатель объясняет детям, что победителем игры будет тот, кто пройдет по своей дорожке все ступеньки и придет первым. Оставшиеся дети будут зрителями, и ведущий (воспитатель, тоже будет давать им задания, так что скучать никому не придется.

Ведущий говорит, что для того, чтобы сделать шаг на первую ступеньку дорожки, участники должны ответить на вопрос: «Чем отличаются былины от сказок ( ответ: былины пели сказители под гусли, а сказки рассказывали, бы-линные герои существовали на самом деле). Ребенок, который первым дал ответ на этот вопрос, делает шаг вперед.

Ведущий задает два вопроса зрителям- девочкам:

1. Зачем богатыри, отправляясь на бой, одевали на себя красиво вышитые одежды? ( Ответ: одежда считаюсь оберегом богатыря, она защищала его от гибели).

2. Какие символы в вышивке вы знаете? ( Ответ: красный крест - солнце,

черная линия -мать сыра земля, волнистая линия - жизнь и т. о.)

Девочки, которые первыми ответят на этот вопрос, становятся мастерицами-вышивалъщицами. Они садятся за отдельный стол, где приготовлены образцы символов вышивки, фломастеры, выкройки рубах. Ведущий дает им задание вышить рубахи для богатырей.

Затем воспитатель предлагает умникам ответить на вопрос: Как Илья Муромец богатырем стал? ( Ответ: у Ильи были больные ноги, он 30 лет сидел на лечи. Однажды пришли странники и попросили у него воды. Илья ответил, что не может этого сделать, потому что не может ходить. Странники на-стаивали, и он попробовал встать. У него получилось. Быстро прибавлялись силы.) Правильно ответивший делает шаг вперед.

Ведущий обращается к зрителям с такими вопросами:

1. Какого богатыря земля носила через силу? (Святогора).

2. Кто из богатырей превратился в мушку, а свою дружину превратил в

маленьких мурашек? (Вольга Всеславьевич)

Два мальчика, которые первыми ответят на эти вопросы, садятся за стол, показать свою «богатырскую силу» : стараясь склонить руку соперника к столу. Воспитатель хвалит ребят и говорит, что они молодцы и настоящие богатыри.

Далее ведущий показывает репродукцию картины Васнецова «Богатыри» и задает вопросы по картине:

1. Кто написал картину и как она называется? (В. М. Васнецов «Богатыри»)

2. Кто на ней изображен? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

3. Почему у богатырей с картины такие имена?

( Ответ: Илья Муромец- из города Мурома, Алеша Попович - сын попа, Добрыня Никитич - очень добрый человек)

За каждый правильный ответ - шаг вперед.

Если после заданных вопросов самый умный умник не определился, вос-питатель задает еще вопрос: О ком написаны эти строки:

«У него пальцы белые

опускаются на струны золоченые,

а голос, как ручей звенит.»

( Ответ: новгородский гусляр Садко)

Зрители аплодисментами поздравляют умников, а воспитатель вручает им медали за 1, 2, 3 места и хвалит их за знание былин.

Далее ведущий обращает внимание на работу мастериц-вышивальщиц. Все рассматривают их красивые работы, и мастерицы дарят свои «вышитые рубахи» мальчикам, которые показывали свою «богатырскую силу».

После проведения викторины воспитатель благодарит всех детей за уча-стие в игре, хвалит за знание русских былин, и предлагает им потанцевать под русскую старинную мелодию, придумать свои движения.

Список

использованной литературы

1. Аникин В. П. «Древнерусские повести», 1989.

2. Астахова Л. М. «Илья Муромец», 1958.

3. Карноухова. И. В., «Русские богатыри., 1993.

4. Круглов Ю. Г., «Былины», 1993.

5. НадеждинН. Н. «Богатыри и витязи Русской земли», 1990.

6. Путилов Б. Н. «Былины», 1986.

7. Селиванов Ф. М. «Былины», 1988.

8. Старостин В., :Дида бхдлшшые», 1974.

9. Толстой Л. Н. «Как боролся русский богатырь», 1980.

Публикации по теме:

Мини-музей народного творчества в группе.Мини-музей народного творчества в группе. С целью реализации приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое направление развития детей) и для наиболее полной работы по.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами.
Опубликовано: 18 мая 2013 в 18:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рябчук (УИ 106536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД