Мини-проект «Тайны русского языка» в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы

Елена Ильина
Мини-проект «Тайны русского языка» в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы

Мини-проект «Тайны русского языка» в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы

Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы в рамках Международного дня родного языка.

Цели: пробудить интерес к родному языку

Задачи:

Образовательные:

- обогащение представлений детей о том, что язык – это живое

изменяющееся явление;

- расширение активного словаря;

- расширение представлений об истории создания книг.

Коррекционно-развивающие:

- развитие когнитивных и речевых возможностей для объяснения

незнакомых слов;

- развитие умения анализировать процесс изменения слов;

- понимание и объяснение переносного значения слов;

- закрепление навыка послогового чтения;

- закрепление навыка списывания и печатания слов.

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к родной истории, родному

языку;

- реализация творческих и аналитических способностей;

- развитие навыка самоконтроля;

- формирование умения слушать друг друга, радоваться чужим

успехам.

Предварительная работа

- чтение русских народных сказок, былин;

- знакомство с русскими пословицами;

- знакомство с крылатыми выражениями;

- знакомство с многозначностью слов;

- обсуждение значения незнакомых слов;

- рассказ о происхождении слов «радость», «спасибо»;

- знакомство с древнерусским алфавитом;

- рассказ-презентация о истории создания книг;

- рассказ о традициях оформления древнерусских книг;

- знакомство с древнерусским письмом на бересте;

- рассказ о новгородском мальчике Онфиме;

- рассматривание изделий из бересты;

- раскраска сказочных персонажей для создания макета «Русская старина»;

- изготовление закладок для книг по мотивам хохломской росписи.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

1. Учитель-логопед читает отрывок из «Слова о полку Игореве»:

«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича».

- Дети, вы поняли, что я прочитала?

- Были в тексте знакомые слова?

- На каком языке я читала?

Логопед обобщает ответы детей:

- Я читала отрывок на русском языке. Так говорили на Руси тысячу лет назад. Язык, так же как и люди растет и изменяется.

2. Некоторые слова можно узнать.

- Что значит «братие» – братья, друзья.

- «Начати старые словесы» – начать старыми словами.

3. Логопед предлагает подумать, где можно найти старые слова. Обобщает ответы детей – в русских народных сказках, былинах.

4. Логопед предлагает подобрать пару старым словам.

Игра «Узнай и измени словечко».

Град – город, врата – ворота, глас – голос, злато – золото, власа – волосы, глава – голова, брег – берег, хлад – холод, млеко – молоко.

Обсуждаем с детьми, как получились новые слова.

Логопед обобщает – во всех этих словах появился гласный звук О.

5. Рассматриваем иллюстрации с старинными книгами, обращаем внимание на то, что шрифт другой. Дети пробуют прочитать слова «око», «длань», «чадо», «лепота» и объяснить значение этих слов.

6. Дети рассматривают макет «Русская старина» на доске. Логопед предлагает детям прочитать слова на полосках и расположить их на макете.

7. Логопед предлагает вспомнить сказочных героев. Дети называют – Данила-мастер, Никита Кожемяка, Василиса Премудрая, Марья Искусница. Логопед предлагает пригласить одного из мастеров на праздник 8 марта.

Дети предлагают написать письмо Марье Искуснице.

8. Все вместе вспоминаем, мальчика Онфима, который писал на бересте.

9. С помощью логопеда дети составляют письмо и записывают его на бересте. Каждый ребенок списывает несколько слов.

10. Обсуждаем с детьми, как переслать письмо. И решаем положить его в книжный уголок, рядом со сказками.

11. После прогулки дети находят на том же месте ответное письмо от Марьи Искусницы. Все с нетерпением ждут праздника.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Международный день родного языка»Фотоотчет «Международный день родного языка» "Международный день родного языка". Фотоотчет. «Язык чувашский! Ты прекрасен! Отца - матери язык. Даришь разуму познанья Слогом светлым,.

Фотоотчет «День родного языка»Фотоотчет «День родного языка» 21февраля – Международный день родного языка - как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры,.

Фотоотчет «Международный День родного языка»Фотоотчет «Международный День родного языка» Ежегодно, начиная с 2000 года 21 февраля отмечается Международный День родного языка. У каждого народа свой язык. А в языке передаются.

Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе»Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе» Обучение детей родному языку, овладению его богатством уделяется большое значение в учебной программе дошкольного образования Республики.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мини-проект «Тайны русского языка» в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 2 марта 2021 в 14:09
+228Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки