Мир природы и маленький ребёнок

Елена Анатольевна
Мир природы и маленький ребёнок

«Мир природы и маленький ребенок»

«Природа – единственная книга,

на всех страницах заключающая глубокое содержание»

И. Гете

Важнейшая задача взрослых помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Решить эту задачу можно, если с раннего детства активно приобщать его к миру природы, помогая получить яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые. Все удивляет и радует. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Родители первыми вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное, потребность в ее познание. Уважаемые мамы и папы научите малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывайте наблюдательность и любознательность. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Помните, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.

Проявления жизни природы в каждом сезоне очень разнообразны, прекрасны и удивительны.

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается.

Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Весенний сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Особое внимание взрослый должен обратить на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение ребенка к природе. Кроме того, можно отметить, что данное время года вносит ряд приятных изменений в жизнь самих детей: они могут легче одеваться, больше времени проводить на воздухе, играть в интересные и разнообразные игры. Во время прогулки обратить внимание детей на красоту весенней природы, прочитать стихи о весне.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Самуил Маршак

Весна – время прилета птиц. Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Надо приучать детей слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны. Обратите внимание ребенка на грачей – больших черных птиц: что они делают, как их много сидит на дереве, как они громко кричат. Если поблизости есть скворечники, можно понаблюдать за скворцами.

Наблюдения за жизнью природы хорошо проводить в парке или лесу, что способствует накоплению у дошкольников конкретных представлений о весенних изменениях в природе. Важно вызвать у ребенка интерес к природным изменениям. Чтобы малыш почувствовал эти изменения, можно предложить ему подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелись на солнце скамейки, одежда. На ежедневных прогулках обратить внимание малышей на состояние погоды, характеризуя ее основным признаком (солнечная, теплая, пасмурная или др.). Во время прогулок весной обратить внимание на облака и цвет неба, предложить послушать, как звенит капель, журчат ручьи. Спросить, откуда они появились. В результате наблюдения за сосульками детей подводят к выводу, что сосульки — замерзшая вода, от тепла они тают.

Снег растаял, снег растаял это новость не простая.

Это значит, наступила настоящая весна.

В конце весны и летом в играх дети узнают о свойствах песка (сыпучий, сухой, сырой) и определяют его пригодность для построек на ощупь или визуально (по цвету). Для игр с песком необходимо выносить на прогулку разнообразные игрушки: ведерки, совочки, различные формочки, ситечки для просеивания песка и др.

Во время прогулки в парк следует проводить наблюдения за появлением и распусканием почек на деревьях и кустарниках (дети могут узнавать 2-3 дерева: ель, тополь, березу, клен или др., появлением сережек на березе и тополе, зеленых листьев. Взрослый должен объяснить ребенку, что почки нежные, трогать руками их не надо, иначе они опадут, тогда зеленых листьев и красивых цветов не будет. Можно предложить сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало в парке, во дворе: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники.

Весной.

На деревьях –

Ты взгляни, -

Там, где были почки,

Как зеленые огни,

Вспыхнули листочки.

Н. Гончаров.

Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. Малыши рассматривают мать-и-мачеху, одуванчик, различают цветы по окраске, величине, запаху. В повседневных наблюдениях дошкольников знакомят с весенними цветущими растениями (окраска, форма листьев, цветов, запах и др.). Постоянно приучайте детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы. Во время наблюдений очень хорошо прочитать детям стихотворения о цветах.

Одуванчик

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Е. Серова.

С потеплением, ростом, цветением растений всюду появляется много разных насекомых. Они вызывают у малышей большой интерес. Взрослый знакомит ребенка с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка, кузнечиком. На ежедневных прогулках обращает внимание малыша на летающих или сидящих на цветах насекомых. Дошкольников учат отличать бабочек от жуков, выделяя характерные особенности внешнего вида насекомых: у бабочки яркие крылья, усики, хоботок, она летает, ползает; у жука жесткие твердые крылья, он летает, жужжит. Можно спросить детей, где они видели этих насекомых, как узнали, что это жук, а это бабочка. Следует приучать детей бережно к ним относиться. Малыши должны знать, например, что бабочку в руки брать нельзя, у нее нежные крылья, и она может погибнуть.

Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться. Проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - вот благородная задача взрослых. Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Публикации по теме:

Наш маленький огородик в уголке природыНаш маленький огородик в уголке природы Каждый год я с ребятами начинаю работу в уголке природы. Это наш маленький огородик. А с каким удовольствием дети любят трудиться. В этом.

«Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок». Конспект занятия по правилам безопасности Цель: 1. Обобщить знания детей по теме «Здоровье – безопасность – правила дорожного движения». 2. Закрепить понятия «опасные и безопасные.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Весна
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мир природы и маленький ребёнок
Опубликовано: 26 мая 2015 в 20:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению куколки «Вятская кувадка»
Очень много различных народных кукол можно увидеть на просторах интернета, спасибо и вам коллеги за такую возможность, посмотреть, научиться, взять для себя...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Покатаем кукол на машине» с детьми ОИН в младшей группе
Цель. Учить детей объединяться по 2-3 для самостоятельных игр. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые...
Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие на паровозике»
Цель:Продолжать развивать у детей интеллектуальный интерес через формирования элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: 1....
Информационно-творческий проект «Путешествие в подводное царство»
ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО» Содержание Пояснительная записка ( актуальность, цель, задачи. 3 Этапы реализации проекта. 4 Ожидаемые...
Фотозарисовка «Парижский воздух, как мечта!»
Парижский воздух, как мечта, И страстный он, и безмятежный. Духами, модой и надеждой Раскрашенный во все цвета. Так пахнут только города Которые не...