Марина Нехай
Конспект занятия «Мир, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мир, в котором я живу»
Тип: Закрепление имеющихся и формирование новых знаний
Формы организации совместной деятельности: подгрупповая
Программные задачи:
Образовательная: Уточнить представление о необходимости воздуха, воды для жизни человека. Учить видеть взаимосвязи в природе.
Развивающая: Продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности. Помочь детям в самовыражении своих знаний с помощью ИЗО средств.
Воспитывающая: Воспитать экологически грамотное поведение в природе.
Материал:
Публикация «Конспект занятия „Мир, в котором я живу“» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии: Использование пальчиковой гимнастики. Создание положительного эмоционального фона.
Техническое оснащение: ноутбук
Оборудование: аудиозапись песен «Песня Красной шапочки», «Вместе весело шагать», «Не дразните собак» В. Шаинского, «Музыка леса»;
костюм Красной шапочки;
шапочки ежа, волка;
цветы,
плакат с мальчиком, грустное и веселое лицо,
круги голубого, зеленого, белого,
воздушные шары,
стаканы, трубочки, чашки с водой по количеству детей,
бумажные салфетки,
куклы Знайка и Незнайка,
глобус,
альбом с картинками «Вода - наш друг»,
фломастеры, альбомные листы,
повязки для глаз.
Ход.
Звучит аудиозапись «Музыка леса». Дети сидят на «полянке», звучит «Песня Красной шапочки» в группу входит Красная шапочка с корзинкой. Через некоторое время появляется Серый Волк.
Волк: Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка: Здравствуй, Серый Волк!
Волк: Уж, не к бабушке ли ты идешь? Уж, не пирожки ли ей несешь?
Кр. Ш. : Серый Волк, вот уже сколько лет, а ты все об одном и том же спрашиваешь. Куда идешь? Что несешь? У тебя всегда мысли об одном все кого-нибудь хочешь съесть. Стыдно! Ты совсем отстал от жизни.
А я иду в Д/С № 20 к детям старшей группы. Пойдем со мной.
Волк: Пойдем.
(Звучит музыка «Вместе весело шагать» Шаинского)
Кр. Ш. : (обращается к детям)
Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Красная шапочка
Кр. Ш. : Я вам очень рада. Но принесла вам сегодня не пирожки, а приготовила вам загадку. Но не простую, а вот такую.
(Достает из корзинки плакат с изображением человека в центре трех кругов, прикрепляет его на мольберт)
В-ль: Что же это за загадка такая? Ни словами, а рисунком? Что вы здесь, дети, видите? А какое лицо у мальчика? А как вы думаете, почему он грустный?
(дети высказывают свои мнения)
В-ль: У вас сказались разные мнения. А я думаю, вдруг настроение человека зависит вот от этих кругов. Надо узнать, что они означают, почему разного цвета. Тогда, может быть и поймем, почему мальчику грустно и сможем ли мы ему изменить настроение. Но сначала я хочу улучшить ваше настроение. Вы любите загадки? Послушайте загадку, которую загадает Красная шапочка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем
(«Зеленый дом без окон» Л. Сукач)
(ответы детей)
В-ль: А почему мы без воздуха не можем жить?
(рассуждения детей)
В-ль: А как с помощью шарика можно доказать что мы дышим воздухом? (Дети идут к столам, берут и надувают шарики. А потом их спускают)
В-ль: Что случилось с шариком? Кто из вас видел воздух? А почему мы его не видим?
(он прозрачный, через него все видно, его называют невидимкой)
В-ль: Возьмите теперь стаканы с водой и трубочку. Осторожно подуйте в трубочку. Что видите? Откуда пузырьки?
(вы выдохнули, и он стал пузырьками в воде)
Вот мы и узнали, почему этот круг бесцветный. Он означает воздух.
В-ль: Теперь возьмите веера помашите ими у лица, что вы чувствуете? (воздух движения в группе)
В-ль: А сейчас возьмите бумажные салфетки, махните книгой на них, салфетки слетела на пол. Что произошло? Почему салфетка упала?
(в группе есть воздух, он привел салфетку в движение).
В-ль: Это вы 1 раз махнули. Что с нами может случиться, если мы все будем размахивать книгами, бегать, не снимать обувь уличную, долго не будем выходить из группы.
(Нам станет душно, жарко, заболит голова, поднимается пыль, накапливаются микробы).
В-ль: Вот они-то и на наш круг уселись. Они очень маленькие глазом их не увидеть, но вред для человека от них большой. Они вызывают болезни, такие как грипп, ветрянка.
Входит микроб:
Микроб ужасно вредное животное,
Коварное, а главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет и спокойно там живет.
Залезет шалопай и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот
И насморк, и чиханье, и пот.
(слова автора)
В-ль: А если появились насморк, чихание, пот, то, что с человеком произошло?
(Ответы детей).
В-ль: Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье, чтобы воздух оставался чистым?
(Проветривать, открывать форточки, окна, делать влажную уборку, садить комнатные растения, протирать пыль, мыть окна, чтобы было больше света и солнца, кварцевать)
В-ль: А как бороться с грязным воздухом на улице? Летом с асфальта машины поднимают пыль? Как быть?
(Поливать улицы, высаживать цветы, деревья, строить специальные трубы, которые улавливают черный дым.)
Каждый, кто дает правильный ответ, убирает изображение микробов и круг очищается.
Микроб уходит.
Дети встают в круг делают дыхательные упражнения: «Бабочка», «Обнимашки», «Жук», «Пловец».
(«Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика во вторичной профилактике заболеваний органов дыхания у детей» Плачкова Я. А. и др. г. Томск 2006 г.)
Выходит кукла Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Знайка.
Я знаю много-много всего и помогу вам отгадать загадку Красной шапочки. Но для этого надо взять повязки, завязать друг другу глаза. Потом я дам вам что-то в руку, попробуйте это на вкус и сразу узнаете, что означает нарисованный около мальчика голубой круг.
(Завязать глаза и дать воду в стаканчиках).
Ответ: вода
В-ль: Как хорошо помог Знайка быстро узнали, что это вода. Почему только цвет ни красный, ни желтый, а голубой?
Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не может
Птица, зверь и человек-
Всем везде нужна вода.
(Появляется Незнайка с глобусом)
Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? О, и Знайка здесь. Как же так, его позвали, а меня знаменитого Незнайку забыли. Вы же без меня ничего не узнаете. Я вот у вас хочу спросить, что это такое. (Показывает глобус, дети отвечают)
А кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Ответ: вода
Правильно! Поэтому в загадке Красная шапочка этот круг, означающий воду, голубым раскрасила. Я вам мультик решил подарить. Он называется «Как человек использует воду».
(Показать альбом, с картинками, дети озвучивают роль воды для человека).
Человек пьет, готовит пищу, моет посуду, моет улицы, поливает растения, работают фабрики и заводы, купается, стирает, ловит рыбу.
В-ль: А что человек делает с рыбой?
Ответ детей.
В-ль: Значит, вода еще и кормит человека рыбой. Давайте в рыбок превратимся. Да поплаваем в воде.
(Дети встают в круг, имитируют движения согласно словам)
У реки росла рябина,
А река текла рябила.
Посредине глубина,
Там гуляла рыбина.
Рыбка, рыбка, рыбка - плюх.
Рыбки плавают в воде,
Рыбки плавают везде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
(Н. Саконская)
В-ль: Какой водой пользуется человек чистой или грязной?
Откуда у нас дома вода? Воду берут из под земли или из реки. Чтобы она была безопасна для здоровья, люди очищают ее в водоочистительных сооружениях. Сначала она проходит через решетки и сетки, где задерживаются рыбы, растения, мусор, затем идет через фильтры, где в воду добавляют специальные вещества, потом качают в подземные трубы, она течет к каждому дому и по трубам доходит до всех этажей. Людей много и надо много воды. Поэтому воду надо беречь, чтобы ее хватило всем.
Как мы с вами можем беречь воду?
Ответы детей:
закрывать кран с водой
набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху
не пускать воду сильной струей
не засорять реки, озера, мусором, содержать их в чистоте
заводы не должны выливать грязную воду в реки
нельзя в реке мыть машины, велосипеды, мотоциклы ® нельзя вырубать по берегам рек леса
(Дети убирают грязные пятна с круга.)
В-ль: Остался лишь зеленый круг. А что в природе зеленого цвета?
Ответы детей
Этот цвет - цвет всех растений. А зеленые растения - пища всему живому.
1 Ребенок:
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Бегает в лесу лисицей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе -друг! (Г. Ладонщиков)
Выходит Серый Волк.
Серый Волк: Красная Шапочка, вот тебе и цветы (протягивает цветы)
Кр. Ш. : Ну зачем, зачем мне столько цветов?
Серый Волк: Чтобы тебя порадовать.
Кр. Ш. : Мне жаль эти цветы. Они скоро завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, Волк я люблю только живые цветы, которые растут на полянах и лугах. Они улыбаются и даже говорят со мной.
Серый Волк: Ерунда! Цветы не могут говорить!
(забирает и цветы и прячет их за спину)
Кр. III : Ничего ты не понимаешь, Волк! У тебя нет доброты, в сердце.
(Уходит).
Серый Волк: Этой Красной Шапочке никак не угодить. Чтобы еще придумать, чтобы с нею подружиться.
(уходит и возвращается с ежиком)
Серый Волк: Красная Шапочка, Ау! У меня для тебя сюрприз.
Кр. Ш: Что за сюрприз?
Серый Волк: Я тебе ежика в лесу поймал.
Кр. Ш: Отпусти его, пожалуйста.
Серый Волк: Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой. Кормят его молоком, яблоками, конфетами.
Кр. Ш: Так поступают лишь жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают. Беги, ежик, домой, в свой родной лес.
Ежик: Спасибо тебе, добрая девочка.
(Убегает). (Красная Шапочка и Серый Волк машут, ему).
В-ль: Правильно ли вел себя в лесу Волк? Друг ли он природе?
(Ответы детей)
В-ль: На зеленом кругу черные квадраты тревоги, опасность для зеленого мира. Но мы можем помочь растениям, если будем себя правильно вести в лесу. А как вести себя в лесу? Давайте сядем за столы и нарисуем правила поведения в лесу.
(Звучит, музыка «Звуки леса». Дети садятся и рисуют, потом несут свои рисунки и снимают черные квадраты, а под ними растения, цветы. Воспитатель на плакате меняет грустное лицо человека на веселое.)
В-ль: Отгадали мы твою загадку Красная Шапочка. Какое сейчас лицо у человека?
(Ответы детей)
В-ль: Человек стоит и улыбается, значит человеку хорошо. Хорошо человеку жить в чистом мире
2 Ребенок:
Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3 Ребенок:
Наша родная Земля
Очень щедра и богата.
Воздух, леса и вода –
Дом наш любимый, ребята!
В-ль: Мы свои рисунки, подарим малышам. Наступает лето. Все будут ходить в лес и пусть, глядя на наши рисунки, вспоминают правила поведения в природе. Не обижайте ни дерево, ни муравья, ни бабочку.
Звучит песня «Не дразните собак» В. Шаинского.