МААМ-картинки

Мнемотехника как средство мотивации речевой активности дошкольников

Татьяна Лисая
Мнемотехника как средство мотивации речевой активности дошкольников

1Слайд: МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2Слайд: К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – САМЫЙ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЛЯ ЗАКЛАДЫВАНИЯ ОСНОВ ГРАМОТНОЙ, ЧЁТКОЙ, КРАСИВОЙ РЕЧИ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Публикация «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности дошкольников» размещена в разделах

3 Слайд: Проблемы речи детей дошкольников

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Один из таких факторов облегчающие процесс становления связной речи является наглядность. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Обратимся к истории.

4 Слайд: Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Мнемотехника, или мнемоника,

в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

5 Слайд: Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

6 Слайд: Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Мнемотехникапомогает развивать:

Зрительно – образную и слуховую память

ассоциативное мышление

зрительное и слуховое внимание

воображение

связную речь

мелкую моторику рук

7 Слайд: Цель обучения мнемотехники.

• Развитие связной речи

• Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

• Развитие мелкой моторики рук

• Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

• помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения

8 Слайд: Структура мнемотехники

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Как любая работа, мнемотехника строится от простого - к сложному.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

9 Слайд: Где используются мнемотаблицы?

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для

обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах произведений

художественной литературы;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов.

10 Слайд: Когда начинать заниматься мнемотехникой

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы и алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

11, 12 Слайд: Виды мнемотаблиц :

Существует несколько видов мнемотаблиц. Предметные, предметно – схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображения. И после этого, даётся схематическая мнемотаблица (примеры).

13. Слайд: Мнемотаблица строится от простого к сложному.

Мнемотаблица – это схема, или частично графическое изображение, в которую заложена определё нная информация:

• явлений природы

• персонажей сказки

• информация об объекте

• некоторые действия

14. Слайд: Содержание мнемотаблицы.

Суть мнемосхем, мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Главное в работе, нужно передать для ребёнка условно – наглядную схему, изобразить её так, чтобы нарисованное, было понятно детям.

Мнемотаблицы служат зрительным планом для создания монологов. Они помогают выстроить рассказ, его последовательность и лексико грамматическую наполняемость рассказа.

15. Слайд: Использование мнемотаблиц в младшей группе.

Начинать можно с составления рассказов из 2 -3 предложений.

На небе светило солнце. И вдруг пошёл дождь. После дождя на небе появилась красивая радуга.

16. Слайд: Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

17, 18, 19. Слайд: Пересказ сказок.

Цветные изображения персонажей помогает малышам в пересказе сказок.

В старшем дошкольном возрасте при пересказе с помощью чёрно - белых мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

20, 21. Слайд: Составление рассказов о времени года

Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам о временах года. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее.

22, 23, 24. Слайд: Мнамотаблицы по загадкам.

Принцип таких таблиц или мнемодорожек таков. Воспитатель с детьми рассматривают каждое изображение, объясняет им, задаёт вопросы понеобходимости.

1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта.

3. Отгадывание загадки детьми.

Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

25, 26: Слайд:Разучивание стихов по мнемотаблице

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Хочу предложить вашему вниманию этапы работы с детьми по заучиванию стихотворения с помощью мнемотехники.

Я считаю, что использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Заучивая с детьми стихи с помощью мнемотаблиц проводится по следующим этапам:

27. Слайд: этапы работы над стихотворением:

1. Выразительно читаем стихотворение.

2. Сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.

4. Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме.

5. Читаем отдельно каждую строчку стихотворения.

6. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

7. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

28. Слайд: Мнемотаблицы на однокоренные слова.

Мнемотаблицы можно использовать на однокоренные слова.

29. Слайд: Составление описательного рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи.

Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию

•величина;• цвет• форма

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит?

• за что нравится (не нравится?

30, 31. Слайд: Опорные схемы для составления описательных рассказов.

Сейчас в интернете можно скачать очень много уже готовых таких схем, таблиц для описания предметов, животных, птиц или, нарисовать их схематично от руки. Суть дела не меняет.

32. Слайд: Сравнительное описание.

При сравнении двух объектов, можно использовать круги Эйлера. Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник

33. Слайд: Составление рассказов

Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Они могут быть цветными (младшего и среднего возраста) и черно – белые (для старшего дошкольного возраста.) Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

34 Слайд: Рассказ по сюжетной картине

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка

умения выделить основные действующие лица или объекты картины,

проследить их взаимосвязь и взаимодействие,

отметить особенности композиционного фона картины,

додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

определение взаимосвязи между ними;

объединение фрагментов в единый сюжет.

35 Слайд: Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем, моделей нам удалось достичь следующих результатов

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек

словарный запас выходит на более высокий уровень

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство мотивации речевой активности дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 15:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД