попова юлия
Мнемотехника — одно из средств развития речи дошкольников (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 403 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454902, г. Челябинск, пос. Шершни, ул. Гидрострой, 1а, тел/факс +7(351) 232-65-08
E-mail : ds403chel@mail.ru
Мнемотехника-одно из средств
Выполнила :
Воспитатель
высшей категории
Публикация «Мнемотехника — одно из средств развития речи дошкольников (опыт работы)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Попова Ю. А.
2020
1. Акуальность
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
1. недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
2. бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
3. бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
Поэтому исходя из этих предпосылок, я считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Учитывая практическую значимость и актуальность темы, опыта, поставила цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.
Целью моей работы является : Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.
Для достижения этой цели были поставлены следующие
Задачи:
1. Внедрить технологию «Мнемонику» в образовательный процесс.
2. Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.
3. Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь, в процессе использования приемов мнемотехники.
4. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам.
5. Развить у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
6. Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи.
Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы:
наблюдение, беседы, количественный анализ результатов (мониторинг в начале и конце уч. года,планирование и проведение инд. работы с детьми)
3. Технология реализации идеи опыта
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
• Развитие связной и диалогической речи.
• Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами. Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Опираясь на опыт педагогов, были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников.
Но для начала надо разобраться как же нам работать с мнемотаблицами.
Проработала следующие этапы :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов, слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумываются разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Реализации педагогической технологии развития связной речи детей проходит в несколько этапов:
1. Мотивационный этап. Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.
На данном этапе выделяются следующие задачи: Развитие диалогической речи. Развитие информационно – коммуникативных умений. Развитие умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развитие умение высказываться.
Для реализации данного этапа использовала следующие методы: методы стимулирования и мотивации речевой деятельности о общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса.
Формы взаимодействия: Ситуация общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.
2. Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа – обогащение представлений по теме.
Задачи: Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества. Развивать умение работать в подгруппе : распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.
Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ, демонстрация, словесные методы: чтение и рассказывание, практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнения в умениях, отгадывание ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.
3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.
Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.
Задачи: Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности, развивать умение пересказывать
художественные и познавательные тексты, развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.
Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа, составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану, совместное рассказывание, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям.
4. Творческий этап. Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.
В данном этапе детям очень нравиться создавать на основе других мнемотаблиц свои собственные.
Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие.
Методы: Сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончание рассказа, сочинение рассказа или сказки по плану или схеме, придумывание загадок, составление мнемотаблиц для характеристики предметов.
4. Оценочно – результативный этап. Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.
Использовала следующую форму работы, как образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством : я использовала подходящие мнемотаблицы, с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Мною было организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» ( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились». Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители вели параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами по разработанным консультациям и памяткам. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволило значительно повысить уровень речевого развития детей.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты,о чем говорит сравнительный анализ мониторинга по области «Речевое развитие» (начало-конец уч. года)