Екатерина Симоненко
Мнемотехника в работе с детьми с недостатками речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого
человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения
родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь
увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Проблемы речи детей
дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить предложение,
- бедность речи,
Публикация «Мнемотехника в работе с детьми с недостатками речевого развития» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- недостаточный словарный запас,
- употребление нелитературных слов и выражений,
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д., 196
- плохая дикция.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций,
организация учебного процесса в виде игры.
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех
психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным
развитием.
Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение
рисунков, сказок, различных персонажей, явлений природы, т. е. тех звеньев
сюжета, которые мы можем выделить. Общие задачи для всех видов мнемотаблиц :
• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы,
целое, умение систематизировать;
• Развитие логики;
• Развитие образного мышления;
• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать
информации;
• Решение дидактических, образовательных задач;
• Развитие смекалки;
• Тренировка внимания;
• Навык правильного графического изображения.
Познакомимся с четырьмя главными правилами по созданию образа, данную
технику ещё называют мнемотехнический квадрат. Почему квадрат? Да, потому
что так легче запомнить, что правил четыре штуки. Заметьте, что даже здесь
используется превращение цифры "4" в образ, что облегчает запоминание.
1 правило.
Образ, который вы себе представляете должен быть объёмным, в своей
голове вы должны представлять 3D модель объекта, должны видеть его со всех
сторон, в любой плоскости и с любой стороны. А что, если нам надо представить
фотографию? Она ведь плоская. Всё просто, поставьте этот плоский объект ребром,
а лучше согните. Сделайте этот объект помятым.
2 правило.
Образ должен быть цветным. У большинства из нас воображение является
чёрно-белым, это нормально. Всё что вам нужно, это понимать, какого цвета
объект вы представляете. Если вы представляете красные туфли, то вы должны
чётко понимать какого оттенка они, какой фактуры. Может быть они ярко красные 197
и глянцевые, а может они малиновые и сделаны из кожи крокодила. Вот на такой
вопрос вы должны себе ответить.
3 правило.
Чёткость. Вы должны хорошо представлять каждую деталь объекта,
никакой абстракции. Предположим, вы представили ежа. Нужно увидеть коготки
на его лапках, его глаза, нос, зубы, маленький хвостик и не забыть про второе
правило. Если само слово является абстрактным, например, море, то необходимо
перевести его в конкретный образ. Как вы можете представить море? Можно
представить его в виде ракушки. Вероятно, вам будет удобнее использовать другой
образ, но в любом случае постарайтесь, чтоб он был таким, который вы смогли бы
подержать в руках. Отсюда вытекает и четвёртое правило.
4 правило.
Относительные размеры. На вашем внутреннем экране сознания хорошо
помещаются те объекты, которые в реальной жизни мы можем взять в руки. Очень
удобно приводить все объекты до размера баскетбольного мяча. Предположим, что
образ — это иголка, значит мы её увеличиваем до размеров баскетбольного мяча,
так что указательный палец свободно пролазит в ушко. Если образ — это слон, то
уменьшаем его до таких размеров, что он свободно помещается у нас на руках.
Для успешного овладения мнемотехникой необходимо любую информацию
воплощать в образы. При этом следует соблюдать четыре правила создания образа.
Используя все четыре правила, выучим небольшое стихотворение, которое
состоит из четырёх строчек. Разделим стихотворение на два блока. К каждому
блоку будем рисовать ассоциативный образ.
Ходит повар в колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед
Кашу, суп и винегрет.
В мнемотаблице под каждым словом
стихотворения у нас свой ассоциативный образ. Теперь
с помощью ассоциаций, которые нарисовали можно
рассказать стихотворение. Стоит заметить, что, чем
проще и понятней будет картинка, тем проще будет
ребёнку её запомнить. Не надо рисовать целый сюжет,
можно ограничиться отдельной картинкой.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является
важным способом развития связной речи и доступным средством познания
окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению
интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает
связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из
ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для
адаптации в современном информационном обществе.
Литература
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. –СПб. : Детство-Пресс, 2001.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи. - М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. - СПб. : Светлячок, 2000.
4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной
речи // Логопед, 2008, №2.