Мария Сахарова
Многофункциональная ширма как элемент предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональная ширма как элемент предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Публикация «Многофункциональная ширма как элемент предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются разработка новых педагогических технологий, связанных с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Чтобы предметно-пространственная среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, в нашем детском саду решено было разработать, создать и применять многофункциональную ширму. На логопункте многофункциональная ширма может использоваться для закрепления изученного материала, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей, формирования связной речи, пространственных представлений, развития мелкой моторики.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
• Формировать элементарные математические представления;
• Работать над звукопроизношением и связной речью.
Многофункциональная ширма изготовлена с учетом основных требований ФГОС Дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде :
• насыщенность;
• трансформируемость;
• полифункциональность;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность.
Многофункциональная ширма состоит из трех частей: центральной и 2 боковых. Ширма двусторонняя. Основа ее - полипропиленовые трубы, а также плотная ткань, к которой прикреплены различные элементы. Элементы крепятся при помощи липучек.
Одна сторона ширмы посвящена теме «Сказки». На ней содержатся рубрики: «В гостях у сказки», «Загадки», «Узнай сказочного героя», «Собери сказку», «Раскраски по точкам».
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.
Задачи: развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас детей, развивать желание выполнять совместные игровые задания.
Рубрика «В гостях у сказки» предназначена для формирования умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать внимание, усидчивость, мышление, память; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к русским народным сказкам. У детей развивается диалогическая речь, умение менять интонацию, силу голоса.
Рубрика «Загадки». Следует как можно чаще предлагать ребенку загадки, ведь они не только позволяют активизировать его словарный запас, но и закрепляют умение выделять существенные признаки предметов. Ничто так хорошо не развивает логическое мышление ребенка, как загадки. Веселее всего играть в загадки с группой детей. Внутри конверта размещены карточки с загадками, которые читает взрослый, а ребенок по описанию отгадывает сказку.
Рубрика «Из какой сказки герой?». Цель: развивать логическое мышление, внимание, память.
Рубрика «Собери сказку». Задание: собрать разрезанные части так, чтобы они составили целую картинку. Цель: Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, произвольное внимание и восприятие, умение различать отдельные элементы по цвету, форме, размеру.
Рубрика «Раскрась по точкам». Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
На второй стороне ширмы располагаются дидактические игры на липучках.
Боковая часть посвящена теме «Изучаем цвета». Центральная – «Половинки», «Дорисуй половинки». На третьей части размещены игры «Что сначала, что потом?», «Таблетки», «Чистое-грязное».
Дидактическая игра «Изучаем цвета». Существует несколько вариантов игры: разложить по цветам (красные предметы на красное поле, и т. д., выделение 4-ого лишнего (среди одежды – 1 животное и т. д., обобщить предметы ( разложить по группам: животные, машины, одежда, и т. д., назвать что изменилось (прятать одну картинку или менять их местами, согласование существительного с прилагательным (красная машина, синий дельфин и т. д.).
Дидактическая игра «Половинки». Данная игра формирует у детей умение составлять целое изображение из двух частей. С помощью игры у детей развивается зрительное восприятие, мышление, речь, мелкая моторика рук. Задание «Дорисуй половинки». Пособие поможет развить у ребенка мелкую моторику рук, поможет научиться рисовать целостный образ объекта, будет способствовать развитию внимания.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Дидактическая игра «Таблетки» на соотнесение трёх цветов представленному образцу. Цель: закрепление представлений об основных цветах и их оттенках, расширение кругозора, развитие памяти, способности логически мыслить, анализировать.
Дидактическая игра «Чистое-грязное». Направлена на вызывание звукокомплексов ( для мало говорящих детей: чистое – «во», грязное «фу», на отрабатывание грамматических категории у детей старшего дошкольного возраста.
Большим плюсом данной ширмы является то, что ее наполняемость можно легко сменить, дидактические игры прикреплены к ней на липучки, для удобства такой замены я использую дидактически игры формата А4.
Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий дополнить предметно развивающую среду кабинета. Данное пособие превращает игру в настоящее театрализованное представление.
Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка.
Эстетическая ценность - игровые средства являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа с многофункциональной игровой ширмой дает положительный результат. У детей улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность в движениях, появляется меткость, глазомер, целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук, развивается связная речь, мелкая моторика.
Появляется уверенность в собственных силах, самостоятельность действий в игровой деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Малыши пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.
В заключении хотелось сказать о том, что ширма - это не просто элемент предметно-развивающей среды, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.