Жанна Юхманова
Модель дня «Радуга здоровья»
Радуга здоровья в детском саду
Подготовил: Юхманова Ж. О. ,
методист, инструктор по физической культуре
СП ГБОУ НШ с. Красноармейское
детский сад «Чебурашка»
Ни для кого не секрет, что в настоящее время особо остро стоит проблема физического развития детей дошкольного возраста. Появление смартфонов, планшетов, компьютеров резко снизило двигательную активность дошкольников. Чрезмерная занятость родителей на работе тоже влияет на столь важную сферу развития ребё нка: маме проще усадить его за телевизор или дать в руки телефон, в то время, пока она занята домашними делами. Поэтому основную заботу о благополучном физическом развитии ребёнка взял на себя детский сад. В нашем ДОУ педагогическим коллективом разработана и апробирована модель «Радуга Здоровья», которая предполагает организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом формирования всех аспектов здоровья : физического, соматического, психологического, интеллектуального, личностного, духовного, социального.
Публикация «Модель дня „Радуга здоровья“» размещена в разделах
Модель «Радуга здоровья» (ежедневная)
Физическое здоровье (красный цвет)
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия
• Плавание в бассейне
• Гимнастика после сна
• «Физминутка на доске Бильгоу (балансире)»
Соматическое здоровье (оранжевый цвет)
• Гигиенические процедуры
• Процедуры в физиотерапевтическом кабинете
• Прогулка
• Ведение «Дневника здоровья»
Психологическое здоровье (желтый цвет)
• Уголок настроения
• Шумная минутка
• Минутка тишины
Интеллектуальное здоровье (зеленый цвет)
• НОД
• Интеллектуальная мозаика
Личностное здоровье (голубой цвет)
• Солнечный круг (утренний сбор)
• Минута славы
Духовное здоровье (синий цвет)
• Копилка добрых дел
• Ритуал «Вежливое слово»
Социальное здоровье (фиолетовый цвет)
• Свечка (вечерний сбор)
• Портрет дня (вечерние мини-консультации для родителей)
Цель модели : создание условий развития ребенка, открывающих возможности приобщения его к здоровому образу жизни, его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе интеграции аспектов здоровья и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия
- проектирование и создание специальной предметной среды, обеспечивающей реализацию развивающего потенциала педагогического взаимодействия
- формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
- обогащение двигательного опыта детей, развитие физических качеств, поддержка потребности в самостоятельной двигательной активности
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми
- установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников в процессе формирования начальных представлений у детей о здоровом образе жизни
Решение задач предполагает достижение следующих результатов:
Дети:
- снижение уровня заболеваемости
- становление и проявление элементарных правил здорового образа жизни
- повышение уровня адаптации к окружающему миру
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур
- способность к волевым усилиям
- формирование общей культуры личности
Педагоги:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
- обеспечение взаимодействия всех сотрудников ДОО по данной проблеме
- повышение уровня профессиональной и правовой компетентности по формированию здорового образа жизни
- использование инновационных форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности
Родители:
- проявление интереса к вопросу своего физического развития и оздоровления детей;
- активное включение родителей в образовательную деятельность ДОО
- повышение уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение положительного опыта семейного воспитания);
- проявление активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОО).
Апробированы формы работы с детьми дошкольного возраста:
«Физминутка на доске Бильгоу (балансире)» проводится всеми педагогами в НОД и перерывах между образовательной деятельностью. Балансир также используется в самостоятельной деятельности детей под присмотром педагога;
«Дневник здоровья» используется для совместной работы воспитателя с ребёнком и семьями воспитанников. На определённую тему даются рекомендации по заполнению странички дневника, задания, которые нужно выполнить дома вместе с ребёнком. В дневнике можно использовать текст, фотографии, картинки, рисунки, наклейки, возможности Интернет-ресурса др.
«Уголок настроения» имеется в каждой группе. Используется педагогами для отслеживания эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развития ребенка.
«Шумная минутка» используется педагогами для снятия эмоционального напряжения. Дети имеют возможность попрыгать, покричать, потанцевать (включается музыка).
«Минутка тишины» используется педагогом для успокаивания детей во время самостоятельной деятельности. Дети замолкают и прислушиваются к тишине.
«Интеллектуальная мозаика», которую ежедневно проводит учитель-логопед в музыкальном зале с детьми старших групп с применением метода двигательной коррекции. Дети встают в круг и по показу учителя-логопеда выполняют упражнения на развитие речевого аппарата, фонематического слуха, межполушарного взаимодействия. Затем дети отправляются на утреннюю гимнастику с инструктором по физической культуре.
«Солнечный круг» ежедневный утренний сбор, на котором дети имеют возможность рассказать о произошедших с нам событиях за предыдущий вечер или выходные дни дома, поделиться впечатлениями. Также здесь обсуждаются планы на предстоящий день: назначаются дежурные, сообщается тема дня, задаются интересующие вопросы.
«Минута славы» проводится в свободное время. Дети вместе с родителями готовят презентацию своего семейного опыта по предложенной педагогом теме. Ребенок рассказывает о проделанной работе, дает советы товарищам. В конце выступающий награждается аплодисментами.
«Копилка добрых дел» имеется в каждой группе. Она состоит из отдельных кейсов на каждого ребенка, куда они могут опустить камушек, который им выдает педагог за какое-либо доброе дело. В конце дня камушки подсчитываются, делается анализ.
Ритуал «Доброе слово» хорошо зарекомендовал себя в ежедневной работе с детьми. Все просьбы ребенок, обращенные к кому, произносит обязательно с использованием вежливых слов.
«Свечка» (вечерний сбор) проводится вечером, сразу после ужина, подводятся итоги дня: обсуждаются конфликтные ситуации, выдаются бонусы (аплодисменты) детям, проявившим себя в разных сферах.
«Портрет дня» (вечерние мини-консультации для родителей)
Таким образом, через призму здоровья педагоги решают одну из основных задач дошкольного образования – развитие всестороннее развитой гармоничной личности, которая сможет успешно проявлять себя в разных сферах непростой современной жизни общества.