Лященко
Модель «Объект-имя признака-значение имени признака» в музыкальной деятельности по восприятию музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Использование методов ОТСМ-ТРИЗ для развития слухового восприятия
У детей возникают трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира (музыкальные произведения, музыкальные инструменты) по различным показателям, выделять главное и второстепенное, создавать свой вариант классификации по разнообразным основаниям.
Публикация «Модель „Объект-имя признака-значение имени признака“ в музыкальной деятельности по восприятию музыки» размещена в разделах
Слушая на музыкальных занятиях произведения различных жанров, характеров, композиторов, дети испытывают трудность, давая характеристику музыкальному произведению, не могут подобрать нужные слова, музыкальный словарь детей ограничен. В связи с этим возник вопрос о необходимости некоторого изменения направления работы по развитию классификационных способностей в разделе «Восприятие музыки».
Для детей 6-7 лет была создана классификационная схема «Музыка», способствующая развитию умения определять основные показатели музыкального произведения.
Такая схема предусматривает формирование у детей умений рассматривать музыку (музыкальные произведения) по набору признаков ее характеризующих. В качестве мотива, позволяющего освоить признаки музыкального произведения, являлась игра «Да — Нет».
Последовательность ознакомления с признаками :
1. Признак «Жанр» - говорит о том, что музыка может звучать в песнях, танцах и произведениях для слушания. (Жанр музыкального произведения : марш, танцевальный, песенный и др.).
2. Признак «Авторство. Место создания музыкального произведения» - музыка для слушания может быть написаны отечественными и зарубежными композиторами, а также народом (народная)
3. Признак «Лад» для определения музыкального лада, «минор» - грустно, «мажор» -весело.
4. Признак «Темп» - музыка может звучать «медленно – умеренно — быстро».
5. Признак «Сила звука» - музыка может звучать «громко- не очень громко, тихо - не очень тихо».
6. Признак «Содержание» (о чем рассказывает музыка) и характер музыкального
произведения.
7. Признак «Количество исполнителей» - музыкальное произведение могут исполнять различное количество людей - соло, дуэт, трио, ансамбль, хор, оркестр.
8. Признак «Музыкальные инструменты» - дети определяют, что музыкальные произведения могут исполняться на различных музыкальных инструментах, разными оркестрами,
(«духовой оркестр», «народный оркестр», «симфонический оркестр»).
9. Признак «Место воспроизведения» говорит о том, что музыка может звучать в мультфильмах, кинофильмах, на сцене, на празднике в детском саду, в балете и т. д.
Вопросы можно задавать по следующей схеме:
Жанр
Танец.
Песня.
Марш
Музыка для слушания.
Место создания музыкального произведения. Авторство.
Зарубежная
Отечественная.
Фамилия, имя, отчество композитора
Народная
Лад
Мажорный (веселый)
Минорный (грустный)
Темп музыкального произведения
Быстрый.
Медленный.
Умеренный.
Сила звука
Громко
Не очень громко
Тихо
Не очень тихо
Содержание
О чем повествует музыка
Характер музыкального произведения
Веселая.
Грустная.
Радостная.
Печальная
Торжественный.
Взволнованный.
Страшный и т. д.
Количество исполнителей
Солист.
Дуэт.
Ансамбль.
Хор.
Оркестр и т. д.
Музыкальные инструменты
Струнные.
Духовые.
Клавишные.
Ударные.
Место воспроизведения музыкального произведения
Мультфильмы.
Кинофильм.
Сцена (балетная, оперная).
Праздник в детском саду и др.