Приложение МААМ

Модель развивающего пространства ДОУ на основе актуализации бурятских сказок

Буда-Ханда Сультимова
Модель развивающего пространства ДОУ на основе актуализации бурятских сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Родной язык имеет в жизни каждого человека первостепенное значение. Тайна того, как ребёнок овладевает языком, волновала учёных давно. Вплоть до последнего времени считалось, что ребёнок овладевает языком имитативным способом – слышит слова, выделяет по аналогии грамматические конструкции и подмечает, к каким ситуациям они относятся. Таким образом, ребёнок может научиться языку только в результате слушания речи взрослого и повторения, постоянной практики в использовании услышанного.

Публикация «Модель развивающего пространства ДОУ на основе актуализации бурятских сказок» размещена в разделах

Сегодня складывается очень неоднозначная ситуация с изучением родных (национальных) языков. Многие из них находятся на грани исчезновения, поэтому важно приложить максимальные усилия для их сохранения и возрождения. Как говорил А. И. Куприн, «…язык – это история народа, это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

При этом насильственное изучение родного языка приводит лишь к обратному результату. Поэтому мы считаем, что «для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».

В деле успешного развития родного языка ключевой фигурой становится педагог. Современный педагог дошкольного образования должен обладать не только ключевыми профессиональными компетенциями, личностными качествами, но и способностями к интеркультурной коммуникации.

Сегодня вопрос об изучении бурятского языка стоит достаточно остро. Большое влияние на выбор языка изучения оказывает ближайшее семейное окружение – родители, которые мотивируют детей к изучению родного языка и поддерживают у них интерес к нему. Сельские дети, проживающие в условиях моноэтнической среды, стали больше говорить на русском языке в семье и детском саду. Сегодня в Агинском Бурятском округе нет ни одной школы, ни одной дошкольной образовательной организации (далее – ДОО, реализующей процесс обучения и воспитания полностью на родном языке.

Известно, что для функционирования языка нужна среда. А в дошкольном детстве именно средовой подход является определяющим условием качества использования родного языка на практике.

Для сохранения и изучения родного бурятского языка в ДОУ был реализован проект по созданию дошкольной дидактики речевого развития.

Цель проекта – создание и сохранение в детском возрасте культуросберегающей развивающей языковой среды, совершенствование умений воспитателей в сфере межкультурной и межнациональной коммуникации, обеспечение всех участников образовательного процесса в условиях современной дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) качественными дидактическими материалами на бурятском языке.

Актуализация бурятских сказок в создании развивающего пространства детей дошкольного возраста имеет большое значение, т. к. традиционные культурные ценности, заложенные в народных сказках имеет огромный потенциал для воспитания духовно- нравственных основ личности.

Эта идея подтверждается исследованиями психологов в концепции воспитания ребёнка с учётом «сенситивного периода» .

Огромный вклад в образовательный процесс МДОУ «Кункурский детский сад «Баяр» внесла местная поэтесса Шуяханда Базарсадаева, перевела сказки «Колобок, Репка, Красная шапочка» на бурятский язык с местным колоритом.

При этом слушание народных сказок открывает ребёнку путь к восприятию художественного слова, является важнейшим средством формирования целостной картины мира, становления и развития системы его духовно-нравственных ценностей. Можно выделить следующие основные задачи психолого-педагогической работы над такой дидактической системой:

1. Воспитание интереса к художественному слову, устному народному творчеству и сказке как жанру художественной литературы.

2. Формирование потребности в активном слушании литературных произведений, развитие восприятия основного тона (основного звучания) художественного произведения, интонаций (разно-образных оттенков голоса) чтеца, в том числе восприятия ярких интонаций народной речи при чтении сказки.

3. Обучение определению особенностей образов героев литературных произведений (героев сказок, воссозданию образов героев в процессе интонационного чтения; ориентированию на словесное ударение для достижения правильного восприятия и понимания произведения.

4. Обучение различным видам интерпретации художественного произведения в процессе творческого чтения (извлечение содержательной информации из текста с помощью беседы – содержательная интерпретация; создание образного мира произведения средствами инсценирования, драматизации – образная интерпретация).

5. Воспитание интереса к литературному творчеству народов России, видению картины мира другого народа через знакомство с произведениями литературы и искусства, с устным народным творчеством (сказками).

Проект позволил осуществить сбор и создание дидактических альбомов и сопроводительных дидактических материалов, а это обеспечило образовательную среду детского сада этническими и литературными сказками на родном языке, распределёнными в специальной культуросберегающей дидактической системе, сопровождаемой дидактическим материалом для родителей, воспитателей и дошкольных педагогов. Следует отметить, что в изучении бурятского языка инсценирование сказки способствует наиболее эффективному его усвоению.

Особый ритм образовательной деятельности ДОО задаёт организация событийной деятельности детей и взрослых. Так, праздник «Сагаалган», Новый год по лунному буддийскому календарю, мы рассматриваем как пространство для создания языковой среды, мотивации детей к изучению языка. Появляется возможность активного вовлечения родителей в различные формы образовательной деятельности: это может быть подготовка костюмов, участие в играх, конкурсах, в изготовлении поделок и др.

Учителя бурятского языка используют современные формы обучения родному языку, одним из форм обучения является ИКТ в ДОУ.

Актуальность внедрения ИКТ в ДОУ определяется изменениями парадигмы дошкольного образования, ориентированного на реализации ФГОС к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрением инноваций в образовательный процесс. Компьютер как универсальное информационное устройство является эффективным средством для решения задач развития дошкольников, формирование интегративных качеств как любознательность, активность, самостоятельность, творчество. За основу нами взята компьютерная программа «Тux Paint», которая адаптирована для создания программной продукции в национальном бурятском стиле. Программной продукцией является набор штампиков на этнокультурную тематику. Из этих штампиков дети могут создавать иллюстрации к бурятским сказкам, песням, загадкам.

Мультфильмы на бурятском языке, где дети создают героев в совместной продуктивной деятельности, затем озвучивают их диалоги на бурятском языке.

Широко используется в детском саду бурятская народная игра «Шагай наадан», в каждом детском саду дети её знают и любят. Игра развивает смекалку, интеллектуальные способности ребёнка, знакомит с пятью видами домашних животных, которые составляли «пять драгоценностей» для бурята-кочевника.

Следует отметить, что в изучении бурятского языка инсценирование сказки способствует наиболее эффективному его усвоению. Важно активно вовлекать в процесс обучения бурятскому языку родителей воспитанников. Родители принимают участие во всех мероприятиях, проводимых ДОО: в национальном празднике «Сагаалган», Дне бурятского языка, конкурсах «Гэсэр» и «Дангина» .

Несмотря на имеющиеся позитивные изменения, хотелось бы отметить следующие проблемы:

- отсутствие целенаправленной системы обучения родному языку в ДОО;

- слабая методическая подготовка педагогов (особенно в сельской местности);

- недостаточное учебно-методическое обеспечение; Книжные магазины даже в столице Бурятии сегодня не могут предложить малышам современных и качественных изданий на бурятском языке - ярких, красочно иллюстрированных, с прочными страницами. Такая проблема есть и в нашем округе. А ведь именно в детстве, со сказок, стихов и песенок начинается постижение человеком богатства и глубины родной культуры. Сейчас мы видим, что начался настоящий всплеск интереса к сохранению культуры, традиций, обострилась потребность в изучении языка.

- отсутствие преемственности между ДОО и начальной школой.

В качестве перспективных направлений решения проблемы обучения детей родному языку в ДОО следует отметить, прежде всего, желание родителей обучать детей родному языку, формирование мотивации у детей, т. к. дети дошкольного возраста очень восприимчивы к языку, открыты культуре. С точки зрения создания организационно-педагогических условий нам видится разработка моделей двуязычного образования, проектирование языковых сред (возможность удержания родного языка в иной среде, качественное методическое обеспечение (разработка Примерных программ по обучению дошкольников родному языку, организация сетевого взаимодействия учителей бурятского языка ДОО, создание ассоциации этнокультурных ДОО, партнёрство детского сада с родительским сообществом, разработка инновационных технологий обучения бурятскому языку.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок»Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок» Прочитали сказки В. Сутеева "Палочка-выручалочка", "Под грибом", "Кто сказал "Мяу?". Детям очень понравилась сказка "Кто сказал "Мяу?" и.

Игры-драматизации на основе сказок в театре масок из фетра в подготовительной группе детей с ЗПРИгры-драматизации на основе сказок в театре масок из фетра в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Игры – драматизации на.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Оформление пространства группы к Новому году.Оформление пространства группы к Новому году. Оформление пространства группы к Новому году. Самый сказочный, долгожданный праздник для детей – это Новый год. Наступает декабрь, и мы.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста» 3 мая 2018 года состоялся семинар-практикум для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений города Курска.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модель развивающего пространства ДОУ на основе актуализации бурятских сказок
Опубликовано: 25 января 2023 в 04:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель развивающего пространства ДОУ на основе актуализации бурятских сказок» (включая файлы) размещена пользователем Буда-Ханда Сультимова (УИ 888471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД