Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями

Ольга Карпова
Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями

В настоящее время, в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайна неоднородна. Это достаточно большая категория воспитанников, страдающих соматическими и психическими заболеваниями. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу.

Расстройства аутистического спектра (РАС) возникают в детском возрасте и характеризуются нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящим к нарушениям социального взаимодействия.

Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорного восприятия. Как отмечают О. С. Никольская и ее коллеги, развитие восприятия ребенка с РАС сопровождается нарушением ориентировки в пространстве, искажением целостной картины реального предметного мира, а также изощренным вычленением отдельных ощущений собственного тела и звуков, красок или форм окружающих вещей.

Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в ЦНС и нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение, освоение двигательных навыков. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

Т. к. для успешной инклюзии и образования детей с РАС необходимы специальные условия, то в нашем дошкольном учреждении была разработана Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями.

Цель Модели - создание условий для обогащения чувственного опыта ребенка с РАС, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности, при использовании различных игровых технологий.

Задачи:

1. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

2. Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память).

3. Расширять и обогащать словарь ребенка.

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. Повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании.

6. Обеспечение положительной социальной адаптации и развития детей с РАС.

Погружение “особого ребенка” в образовательную среду стало возможным при проведении особых структурных реорганизаций. Результатом стало следующее:

- помимо групп общеразвивающей направленности на базе нашего дошкольного учреждения функционирует структурное подразделение «Лекотека», посещение которого детьми с особыми образовательными потребностями стало первой ступенью на пути к социализации.

- открыты две «ресурсные группы» кратковременного пребывания для детей с РАС в возрасте от 2 до 6 лет, что стало второй ступенью по созданию Модели реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями.

Образовательная деятельность в «Ресурсной группе» осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка на основе метода прикладного поведенческого анализа.

Функционирование «Ресурсной группы» предусматривает:

-организацию специального пространства для воспитанников с РАС;

-организацию специального режима пребывания воспитанника в образовательной организации;

- организацию специальной развивающей предметно – пространственной среды для воспитанников с РАС;

- организацию рабочего места воспитателя;

На каждого ребенка был разработан индивидуальный маршрут коррекции сенсомоторного развития, который реализуется не только в ДОО, но и дома.

Т. к. развитие ребенка осуществляется только в игре, то перед нами встала задача создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, которая способствует обогащению сенсорных впечатлений детей с РАС и положительной социализации. В ДОО создана мульти - сенсорная интерактивная среда, которая включает в себя все образовательное пространство ДОО.

В «ресурсной группе» созданы мини-центры сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, строительных и конструктивных игрушек, центр слухового восприятия, двигательной активности.

В музыкальном зале созданы условия для организации музыкально-ритмической деятельности, занятий, праздников и досугов, а также для осуществления индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы. Наличие музыкальных инструментов для детского оркестра способствуют развитию чувства ритма, такта и слухового восприятия.

Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием и инвентарем. В нем проводятся: утренняя гимнастика, занятия, индивидуальная и подгрупповая работа. Здесь решаются такие задачи, как: укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способностей к восприятию и передаче движений.

Предметная среда интерактивного развивающего комплекса организована по зонированно–модульному принципу. Деятельность интерактивного развивающего комплекса основана на сенсомоторном развитии дошкольника. Мы подобрали оборудование для всех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования. Деятельность комплекса ориентирована на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с обязательным сопровождением педагога-психолога и при необходимости учителя-логопеда.

В кабинете учителя-логопеда, в котором также имеются необходимые диагностические материалы и оборудование, осуществляется коррекционно-образовательная работа.

Изостудия оснащена необходимым инструментарием для групповой и индивидуальной деятельности с детьми, демонстрационным и раздаточным материалом. Здесь осуществляется художественно эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников.

Сенсорная комната оснащена следующим оборудованием: аккустическая тактильная панель, установка для ароматерапии «Эфа», световой стол для рисования песком, сенсорная тропа, дидактический модуль «Пертра», различные дидактические игры, конструкторы, мягкие модули. В зоне психологической разгрузки расположены фибероптические панели, потолок «Звездное небо», каскадирующий фонтан.

Совместная деятельность с детьми в сенсорной комнате осуществляется в соответствии с методом сенсорной интеграции, который основан американским трудотерапевтом Джин Айрес. Этот метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность.

Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах.

Таким образом, основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется по следующим направлениям: группы общеразвивающей направленности, Лекотека для детей с ОВЗ, «ресурсная группа» для детей с РАС. Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии со всеми участниками образовательного процесса строится следующим образом:

1. Мы поддерживаем идею единой темы планирования во всех возрастных группах. Это удобно, поскольку планирование охватывает всю деятельность Организации, позволяет проследить преемственность работы с детьми от младших до старших групп, организовать совместные межгрупповые мероприятия в контексте темы недели.

2. В планировании прослеживаются двухуровневые задачи, что обусловлено особыми образовательными потребностями детей.

3. Комплексно-тематический план расписан по неделям, обозначена тематика недель;

4. Цикличность тем способствует углублению знаний детей по темам в каждой возрастной группе от простого материала к более развернутому;

5. Выведено примерное содержание деятельности по всем возрастным группам; подбор тем осуществлен с учетом принципа природосообразности. Разработана модель планирования, которая носит смешанный характер, когда лексические темы, сочетаются с новыми событиями и праздниками по принципам событийности и креативности (по выбору педагогов).

6. Классифицированы игровые технологии в зависимости от вида группы.

Использование игровых технологий в мульти - сенсорной интерактивной среде ДОО осуществляется в различных формах совместной деятельности с детьми :

1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию

2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия

3. В продуктивной деятельности: играх с водой, песком, крупой, конструировании, рисовании, лепке.

4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи, по музыкальному воспитанию, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

Игровая деятельность организуется в форме игрового сеанса.

Во время игрового сеанса у детей с РАС возникают разнообразные ощущения:

– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком.

Инклюзия в группы общеразвивающей направленности происходит в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом воспитаника.

Однако большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому необходимо научить родителей видеть малейшие изменения и сдвиги в поведении и развитии ребенка, фиксировать их, обсуждать и двигаться дальше вперед. Разработанная Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями в мульти - сенсорной интерактивной среде ДОО» предполагает различные формы сотрудничества с семьей по формированию психолого-педагогической компетенции относительно развития сенсорного восприятия детей с РАС:

- информативные (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, информационные стенды,

- обучающие (семинары-практикумы,

- исследовательские (анкетирование, тестирование)

Не остаются без внимания совместные праздники и проекты.

Основываясь на результатах проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции различных видов деятельности, использованию различных игровых технологий достигается высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей, их позитивной социализации.

Данная Модель имеет практическую значимость и является актуальной в решении современных воспитательно - образовательных задач для детей с РАС, обеспечивает равные возможности для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Список литературы:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009

4. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013

5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.

6. Янушко Е. «Игры с аутичным ребенком» М., Теревинф, 2004

Публикации по теме:

«Использование проектной технологии в работе с детьми и родителями» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему (1слайд) «Использование проектной технологии в работе с детьми.

Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Содержание 1. Особанности.

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игру как метод обучения,.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Конспект образовательной деятельности с использование игровой технологии в младшей группе «Знакомство с коровкой» КОНСПЕКТ Воспитатель Кондратьева Людмила Ивановна Цель: Познакомить с коровой и телёнком, их отличительными особенностями. Развивать.

Использование технологии «Тестопластика» в работе с детьми ОВЗ Существует множество современных технологий, которые используются в практической деятельности. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок,.

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей с особыми образовательными потребностями Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Консультация «Занятия по аппликации и конструированию с дошкольниками с особыми образовательными потребностями» Занятия по аппликации и конструированию в системе воспитательной работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Коррекционно.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 22:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Мышки очень любят сыр».
Образовательные задачи: -учить передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки; -закрепить приемы лепки туловища ( скатывания большого шара,...
Двигательные навыки
Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями. К закономерностям формирования двигательных...
Планирование в средней группе с 13.08–17.08.2018 г по теме: «Что такое хорошо и что...
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, учить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к...