Получи документы

Модель социального партнерства ДОО с социумом

Лариса Рыбнова
Модель социального партнерства ДОО с социумом

ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

Выпускная работа слушателей курсов повышения квалификации по теме:

«Модель социального партнерства ДОО с социумом»

Выполнена:

Рыбновой Ларисой Николаевной,

старшим воспитателем

МДОУ №14 с. Новоселицкое

г. Ставрополь, 2021

Тип проекта: социальный, предметно-ориентировочный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Публикация «Модель социального партнерства ДОО с социумом» размещена в разделах

Место реализации: МДОУ «Детский сад №14, территории социальных партнеров, семьи воспитанников.

Участники проекта: дети-педагоги-родители-социальные партнеры Новоселицкого муниципального округа, Ставропольского края.

Автор проекта: старший воспитатель МДОУ "Детский сад №14."

Актуальность: Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском уровне, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника. Что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

• добровольность;

• равноправие сторон;

• уважение интересов друг друга;

• соблюдение законов и иных нормативных актов;

• учета запросов общественности;

• сохранения имиджа учреждения в обществе;

• установление коммуникаций между детским садом и социумом;

• обязательность исполнения договоренности;

• ответственность за нарушение соглашений.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный. Его цель – определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Определение направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Следующий этап – практический. Его цель – реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Перспективы дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Важным компонентом качественного сотрудничества ДОУ с социальными институтами, творческим двигателем детей и взрослых в проявлении активной позиции сотворчества является, на мой взгляд, грамотная мотивация деятельности. Правильно подобранная мотивация, безусловно, ведет к полному самораскрытию потенциальных возможностей участников сотрудничества, стимулирует активную социальную позицию.

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер- классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса и сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области.

Выбор наиболее оптимальных для нас форм, оптимально раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:

• Учет интересов и склонностей, творческих предпочтений детей

• Реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения

• Соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей

• Смежность темы выставки, конкурса с лексическими темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительности, окружающей ребенка-дошкольника.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.

Примерное содержание плана работы по преемственности детского сада №14

«Будущий первоклассник» Экскурсия детей в школу.

Октябрь Открытые уроки для воспитателей подготовительной группы. Тематическая выставка:

«Готовность ребенка к школе». Посещение детьми класса, физкультурного зала с целью ознакомления со школой.

Ноябрь Консультация учителя начальных классов для воспитателей. Индивидуальные беседы педагогов

школы и школьного психолога с родителями воспитанников. Совместный спортивный праздник на спортивной площадке школы.

Декабрь Открытый просмотр занятий подготовительной

группы для учителей начальных классов. Консультация для родителей:

«Проблемы школьного обучения» Посещение детьми музея боевой славы в школе.

Январь Планирование и

проведение развлечения

«Зимние игры и забавы» Совместное развлечение на улице

«Зимние игры и забавы» «Зимние игры и забавы» на площадке д/с с участие дошкольников и учеников начальной

школы.

Февраль Посещение воспитателями методического

объединения начальных классов Индивидуальные беседы: педагогов

школы и школьного психолога с родителями

воспитанников. Совместная выставка рисунков старших

дошкольников и первоклассников - «День

мужества»

Март Объединенный семинар-практикум

«Готовность детей к школе» Консультации учителей начальных классов и специалистов школы по запросам родителей «Развивающие игры» проводит учитель начальных классов со старшими

дошкольниками

Апрель День открытых дверей День открытых дверей Посещение школьной

библиотеки

Май Консультации учителей

начальных классов по запросам воспитателей. Запись воспитанников в школу Совместный с первоклассниками концерт для ветеранов.

Нами разработана стратегия совместных действий по развитию познавательной деятельности детей и их мотивационной готовности к школьному обучению.

Методическую работу координируют совместные заседания МО, участниками, которых являются учителя, педагоги детского сада. В течение учебного года дошкольники посещают библиотеку, кабинет информатики, спортивный и актовый залы.

Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования образовательной программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке; воспитатели детского сада имеют возможность познакомиться с программой начальной школы в соответствии с ФГОС НОО для детей, узнать основные направления работы, увидеть своих выпускников на уроках в школе.

Взаимодействие с учреждением дополнительного образования.

Социальные партнеры – МОУ ДО детская музыкальная школа; МОУ ДО Детский дом творчества «Созвездие».

Цель: Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Способствовать созданию образовательной системы ДОУ с учреждениями

дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса;

2. Создание условий для развития художественно-эстетических способностей

дошкольников, самореализации их личности, формирование познавательных интересов и способностей;

3. Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы ДОУ.

Основные направления:

художественно-эстетическое; литературное;

прикладное;

информационно – педагогическое.

Ежегодно для ребят детского сада 4-7 лет организуются и проводятся экскурсии в детскую музыкальную школу. Дети знакомятся с различными отделениями, посещают выставки творческих работ учащихся художественной школы. Традиционно воспитанники музыкальной школы проводят в детском саду концерты для дошкольников. Такие встречи в легкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, способствуют развитию музыкального вкуса, слуха, памяти. У детей возникает желание обучаться в этом учебном заведении 6-7-летнего возраста.

Взаимодействие с учреждениями культуры.

Социальные партнеры – Районный дом культуры; районная центральная библиотека; районный краеведческий музей.

Цель: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры.

Задачи:

1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

4. Способствовать созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Основные направления: эстетическое;

духовно-нравственное;

художественно-творческое; культурно-просветительское.

Районная центральная библиотека ведет тесное сотрудничество с ДОУ для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие с коллективом библиотеки и воспитателями дошкольного учреждения приводит к эффективному педагогическому результату. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественным творчеством у детей в течение учебного года работники библиотеки регулярно проводят выставки на самые разнообразные темы, экскурсии, литературные викторины, посвященные творчеству русских писателей и поэтов. Эти встречи помогают открывать в ребенке творческие способности.

Примерное содержание плана работы по взаимодействию МДОУ «Детский сад

№14 с районной центральной библиотекой

Цель: воспитание и развитие творческих качеств личности в каждом ребёнке на основе приобщения детей к художественной литературе.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «библиотека», ее назначением, с трудом людей, работающих в библиотеке.

Активизировать познавательный интерес к объектам культуры в окружающем

мире.

Расширять представления детей о том, как создаются книги. Развивать интерес к книгам.

Познакомить детей с творчеством детских писателей и художников- иллюстраторов.

Учить детей правильно пользоваться книгами, воспитывать бережное отношение к книгам.

Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Воспитывать интерес к культуре и истории России. Знакомить с писателями края, региона, села.

Формы работы:

1. Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми.

2. Организация выставок художественной литературы

-детских журналов;

-детских писателей;

-о школе;

-о Великой Отечественной войне;

-о писателях-земляках

3. Организация выставок художественного творчества

-выставка детских рисунков по прочитанному.

3. Создание условий для возникновения и развития сюжетно-ролевой игры

«Библиотекарь».

4. Организация работы с детьми в книжном уголке.

5. Тематические встречи в детской библиотеке.

Районный дом культуры приглашает детей на представления гастролирующих коллективов, организует для детей праздники, посвящённые Дню защиты детей, «Широкая Масленица», приглашает на интерактивные программы.

Примерное содержание плана работы по взаимодействию МДОУ детский сад

№14 с районным домом культуры

1. Участие в конкурсах, программах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, тематических выставках (по плану Дома культуры).

2. Приобщение детей к русской национальной культуре. Совместное проведение традиционных праздников, просмотр концертов, сказок, представлений, кукольных спектаклей (по плану коллективов);

3. Экскурсия в Дом культуры с целью знакомства детей со сценой, зрительным залом, занавесом, гримерной;

4. Экскурсия подготовительной группы во Дом культуры для ознакомления со студиями и кружками;

5. Приобщение детей к театральному и цирковому искусству:

- посещение детьми ДОУ концертов, творческих отчетов студий ДК, спектаклей по плану ДК (в течение года);

6. Привлечение дошкольников в развивающие кружки и студии Дома культуры.

Районный краеведческий музей

являются постоянными партнёрами в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Взаимодействие с государственными структурами и органами местного

самоуправления:

Администрация муниципального округа

Цель блока: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с отделами администрации нашего муниципального округа

* Участие в районных и областных мероприятиях;

*Участие в муниципальных конкурсах, семинарах, конференциях, форумах;

* Участие в районных культурно-массовых, спортивных мероприятиях;

* Выполнение муниципального задания по воспитанию, образованию, оздоровлению дошкольников.

Участие в указанных мероприятиях осуществляется по плану АНМР.

Взаимодействие с медицинским учреждением

Детское поликлиническое отделение центральной районной больницы

Цель блока: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими учреждениями.

Задачи:

1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет проведения бесед, мастер-классов с детьми дошкольного возраста.

3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Основные направления:

Оздоровительное;

Валеологическое, санитарно-просветительское; Физическое;

Психоэмоциональное благополучие.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одно из главных направлений деятельности ДОУ. Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие, одной из форм работы педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детским поликлиническим отделением ЦРБ. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой, старшая медсестра детского сада активно включаются в деятельность ЦРБ. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия,

динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.

Взаимодействие с организациями муниципального района

Социальные партнёры – Районная газета «Авангард»; ОГИБДД; Пожарная часть №33.

Цель: установление связей с внешней общественностью, достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам.

Задачи:

расширение кругозора дошкольников (освоения предметного и природного

окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки,походы); формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;воспитания уважения к труду взрослых;

привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.

Взаимодействие с районной газетой «Авангард» осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ. Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание работе с указанными социальными институтами, привлечению их к участию в жизни детского сада. Они становятся постоянными участниками всех праздников, спортивных состязаний, выставок, конкурсов. Такое взаимодействие служит развитию навыков установления контактов со взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми, где дети приучаются с уважением относиться к взрослым людям.

Взаимодействие с ОГИБДД и Пожарной частью №33 также осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ и имеет первостепенное значение, так как способствует привитию навыков безопасного поведения в социуме.

В результате проведенной работы у детей формируются представления о правилах и нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что способствует развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру, усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.

Примерный план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в рамках взаимодействия с ОГИБДД

1. Согласование, утверждение плана мероприятий по БДД на новый учебный год Сентябрь заведующая

2. Инструктаж с педагогическими работниками по выполнению инструкции по обеспечению безопасности детей на улицах

Сентябрь Заведующая, ст. воспитатель

3. Операция «Внимание дети!» Июнь ст. воспитатель.

4. Организация встреч с работниками ГИБДД 2 р. в год ст. воспитатель

5. Составление методических разработок по обучению детей правилам дорожного движения. Сентябрь старший воспитатель,воспитатели

6. Выпуск сборника творческих работ детей и родителей по БДД

Апрель старший воспитатель, воспитатели

7. Анкетирование родителей по обучению детей

ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма октябрь, апрель ст. воспитатель

9. Неделя безопасности «Профилактика дорожно- транспортного травматизма» Инструктажи с родителями о правилах

безопасного поведения на дорогах в зимнее время.

10 Практические игры – тренинги на развитие у

дошкольников навыков безопасного поведения Январь воспитатели

11 Консультация для воспитателей «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».

«Методика подготовки занятий в игровой форме». Февраль ст. воспитатель

12 Консультация для воспитателей

«Целевые прогулки как форма профилактики

детского дорожно-транспортного травматизма» Апрель ст. воспитатель.

13 Выставка детских рисунков «Зеленый огонек» Апрель воспитатели

14 Круглый стол - анализ состояния работы по

организации обучения детей ПДД Май ст. воспитатель.

15 Изготовление пособий по изучению правил

дорожного движения в течение года воспитатели

16 - Приобретение методической литературы по ПДД

- Организация подписки на пособие по Правилам дорожной безопасности «Добрая дорога детства» в течение года ст. воспитатель.

17 В группах обновление уголков по изучению правил дорожного движения по мере необходимости воспитатели

18 Организация участия в муниципальных

мероприятиях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. в течение года ст. воспитатель.

Примерный план мероприятий по пожарной безопасности в рамках взаимодействия с Пожарной частью №33

1 -Инструктивно- методическая консультация с педагогическими работниками по правилам пожарной безопасности.

-Проведение тематической непосредственно образовательной деятельности, бесед, развлечений по правилам пожарной безопасности с детьми. Сентябрь

В течение года Заведующая Ст. воспитатель,Воспитатели групп

2 Встреча с пожарными ПЧ, экскурсия в пожарную часть. В течение года Ст. воспитатель, Воспитатели групп

3 - Выставка детских рисунков «Спичка- невеличка" Ноябрь Воспитатели групп

4 -Консультирование родителей о правилах пожарной безопасности дома и в общественных местах во время новогодних праздников. Декабрь Воспитатели групп

5 Приобретение дидактических пособий, игр, методической детской литературы по пожарной безопасности. В течение года Ст. воспитатель, Воспитатели групп

6 -Проведение тематической непосредственно образовательной деятельности, бесед, развлечений по правилам пожарной безопасности с детьми по теме: «При пожаре не зевай, огонь

водою заливай». Февраль Март Воспитатели групп

7 -Организация и проведение игр по теме «Если

возник пожар» для детей старшего возраста. Апрель Воспитатели

групп

8- Анализ работы с детьми и родителями по пожарной безопасности.

-Информация для родителей (инструкции) Беседы с детьми

«Служба 01 всегда на страже». Май Ст. воспитатель Воспитатели групп

3 Этап - заключительный:

На основе анализа качества социального партнёрства всех участников образовательного пространства создана открытая система взаимодействия социальных партнёров; сформирован положительный имидж дошкольного образовательного учреждения; установлены связи со структурами, оказывающими информационные, методические, консультативные экспертные услуги.

Таким образом, ДОУ не представляет возможным реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Оно заинтересовано:

- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;

- в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;среде.

- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной

- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Опыт работы ДОУ №14 с учреждениями социума показывает, что

активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:

- использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;

- решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Работая в таких условиях, коллектив ДОУ создаёт возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Публикации по теме:

«Про белку» — Победа в экологическом конкурсе. (Работа с родителями и социумом)«Про белку» — Победа в экологическом конкурсе. (Работа с родителями и социумом) В рамках Международной экологической акции "Марш парков - 2015" природный парк ХМАО-ЮГРА "Сибирские увалы" объявлял следующие конкурсы:.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет «Работа с социумом»Фотоотчет «Работа с социумом» Коллектив нашего МБДОУ д/с №42 «Мамонтенок» поддерживает прочные отношения с социальными учреждениями: со школой №25, с библиотекой «Школьный.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Взаимодействие с социумом (фотоотчет)Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Взаимодействие с социумом (фотоотчет) Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». (Взаимодействие с социумом).Фотоотчет. 4 апреля в нашем детском саду прошел конкурс чтецов «Мое.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играмКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

План работы с родителями и взаимодействие с социумом .План работы с родителями и взаимодействие с социумом. Образ-ые области Мероприятия Продукт Сентябрь 1,2 1. Оформление стенда «Для Вас родители».

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модель социального партнерства ДОО с социумом
Опубликовано: 13 июня 2021 в 17:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД