юлия карикова
Модель экологического воспитания детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель нашего учреждения – индивидуальное комплексное развитие каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей, формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.
Определяя порядок действий всех участников учебно-воспитательного процесса и их координацию между собой, а, также учитывая влияние социума и построение взаимоотношении с ним, мы создали свою воспитательную систему. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Публикация «Модель экологического воспитания детей в ДОУ» размещена в разделах
Цель нашей воспитательной системы по экологическому воспитанию – создание условий для формирования у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают; воспитание начал экологической культуры дошкольников.
Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, на основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
При построении системы экологической работы
мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
• Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий ( используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
• Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это –
театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры- путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.
• Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) – совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
• Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
• Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение.
• Эколого-эстетическое направление – широко используются различные виды изобразительной деятельности (воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создает условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала).
Пути реализации системы экологической работы в ДОУ :
• создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
• повышение экологической грамотности педагогов (создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, семинары, работа в творческих группах по экологическому воспитанию);
• обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (посещение памятных мест, знакомство с природным ландшафтом города); внедрение методик экологии здоровья;
• экологическое просвещение родителей (музыкальные праздники, экологические досуги, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей).
Система работы с детьми в каждой возрастной группе:
• посезонное планирование занятий;
• создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
• организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, огород овощных культур, труд в природе);
• чтение художественной литературы;
• совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции «Накормим птиц зимой», «Насекомые -посланники природы», «Сохрани цветок», фотоальбомы по группам «Жизнь в солнечной стране», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
• выращивание зелени в зимнее-весенний период («огород на окне»);
• игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
• экология здоровья (фито-чай, аромотерапия, витаминотерапия, двигательная активность, закаливание);
• создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).
Создание эколого-развивающей среды
– это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания : она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
• Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические и экспериментальные лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, фито-бары, уголки релаксации и т. д.
Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с животными и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием.
Под руководством увлеченных своим делом специалистов дети занимаются в кружках «Юный эколог», «Флористика». В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготавливаются поделки из природного и бросового материала, создаются альбомы наблюдений о природе. В групповых комнатах и лестничных маршах устраиваются тематические выставки детских работ.
Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки детей, кукольные спектакли экологического содержания. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного.
Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, игровых и спортивных площадок: альпийская горка, экологическая тропа, огород, различные деревья и кустарники, цветники, клумбы, мини-стадион и игровые площадки. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
В детском саду мы проводим выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, картин по флористике; привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т. д.). В групповых комнатах имеются уголки по экологии для родителей, где представлена различная информация.
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.
Результаты деятельности по реализации модели
так и педагогов.
Педагогами ДОУ разработаны:
- экологические миниконсультации и консультации для родителей, которые представляются в экологическом уголке;
- консультации для воспитателей;
- комплексы занятий для разных возрастных групп по экологическому воспитанию.
Педагоги пополнили свои группы методической литературой, дидактическими играми, наглядными пособиями, картотеками, паспортами растений, техническим обеспечением (видеокассеты и диски) по экологическому воспитанию.