Папки-передвижки

Моделирование фрагментов логопедических занятий по формированию и коррекции просодической стороны речи у дошкольников

Богачёва Светлана
Моделирование фрагментов логопедических занятий по формированию и коррекции просодической стороны речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

Публикация «Моделирование фрагментов логопедических занятий по формированию и коррекции просодической стороны речи у дошкольников» размещена в разделах

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В. М. Бехтерев, Н. А. Власова, В. А. Гринер, В. А. Гиляровский, Н. С. Самойленко, Ю. А. Флоренская, Е. В. Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников сопределяется тем, что произносительная сторона речи занимает важное место в осуществлении коммуникации.

Можно выделить следующие характерные особенности просодической стороны речи у дошкольников :

- речевой выдох ослаблен, выдыхаемая воздушная струя слабая, короткая, прерывистая, поэтому в конце фразы голос затухает;

- речь монотонна, маловыразительна, почти безинтонационная;

- темп речи замедленный или наоборот ускоренный;

- ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

- голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют, не умеют делать голос тоньше, «гуще»;

- голос либо тихий, либо чрезмерно громкий, дети не умеют его контролировать;

- тембр чаще низкий.

Таким образом, мы видим необходимость работы над всеми компонентами просодики у детей дошкольного возраста, с целью усовершенствования речи детей, ее коррекции, успешной социальной адаптации

Коррекционная работа по устранению нарушений просодической стороны речи должна быть комплексной. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над развитием всех компонентов просодической стороны речи.

Основной составляющей просодии является интонация.

Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношения к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп и тд.

2 компонент это

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи.

Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основной голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

-более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

-значительным увеличением дыхательного объёма;

-преимущественно ротовым типом дыхания;

-максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

-расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирования длительного выдоха через рот).

-формирование длительного фонационного выдоха.

-формирование речевого выдоха

Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

3 компонент это Пауза

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определённое время.

Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Различают смысловую паузу (логическую, целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

4 компонент это

Темп - скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего. Темп речи зависит от возраста говорящего.

При формировании умений и навыков произвольно изменять темп речи основывается на опыте восприятия и различения образцов речевого темпа, приобретенного детьми на первом этапе работы. Сначала дошкольникам даются задания, в которых регулятором темпа речи выступают движения. Например, детей можно попросить посчитать хлопки, удары в бубен и так далее, производимые педагогом или самим ребенком. При этом темп движений должен быть разным: медленным, умеренным, быстрым. В дальнейшем используется прием индивидуального повторения речевого образца, заданного в определенном темпе, и самостоятельное произнесение речевого материала ребенком. В начале работы лучше использовать автоматизированные речевые формулы : пересчет от 1 до 5 или 10, перечисление дней недели. Более сложным для дошкольников будет проговаривание фраз без предварительного образца, а в соответствии с инструкцией: «Расскажи потешку, (чистоговорку или скороговорку) быстро, а теперь медленно». При этом можно использовать символы-обозначения темпа (круги красного, желтого, зеленого цветов, введенные на первом этапе работы. Также навык произвольного контроля над темпом речи закрепляется в играх-упражнениях на соподчинение темпа движений и темпа речи. Для этого используются такие игры-забавы, как «Карусели», «Поехали, поехали за грибами, за орехами.» и другие. Чаще всего они проводятся воспитателем во второй половине дня.

Наибольшие трудности дети, как правило, испытывают при изменении темпа речи от замедленного к убыстренному или наоборот внутри одного речевого отрезка. Вспомогательными средствами для формирования этого навыка могут являться наглядные опоры. Например, перед детьми выкладываются ряды геометрических фигур, сокращение или увеличение расстояния между которыми выступает в качестве обозначения ускорения или замедления темпа. При этом ребенок, проговаривая фразу, поочередно закрывает ладошкой фигуры, которые служат для него материальным сигналом для изменения темпа, своеобразной подсказкой.

5 компонент это

Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.

Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в формировании у детей умений изменять окраску голоса при передаче различных чувств и переживаний: радости, грусти, удивления и т. д. В начале детей просят повторять речевые образцы за педагогом, как хором, так и индивидуально. В дальнейшем детям предлагаются упражнения, не предполагающие речевой образец. В этих упражнениях используется тот же наглядный материал, что и на первом этапе работы. Детям предъявляются картинки или пиктограммы с изображением лиц людей, находящихся в том или ином эмоциональном состоянии, и просят их произнести одну заранее выбранную фразу голосом каждого человека. Кроме этого, детям предлагаются сюжетные картинки с какой-либо проблемной ситуацией, где они должны вести диалог от лица изображенных персонажей (здороваться, отвечать на вопросы, обмениваться репликами, самостоятельно выбирая адекватную тембровую окраску голоса. Для успешного выполнения заданий детям нужно проанализировать изображение, соотнести мимику героев с их эмоциональным состоянием и выбрать подходящий для данной ситуации тембр голоса. В случае затруднений им можно задать вопрос о том, что чувствует герой и как это выражается в его речи. При необходимости можно более подробно обсудить с ребенком эмоциональное состояние персонажей и обговорить особенности тембра голоса того или иного персонажа.

6 компонент это

Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.

Модуляция голоса – изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

7 компонент это

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

8 компонент это

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Усвоение детьми ритмической составляющей интонации основывается на приобретенных ими навыках восприятия речевого ритма. Речевым материалом при этом служат отдельные гласные звуки, слоги, строки из детских стихотворений, потешек с двусложным четким ритмическим рисунком (ямб, хорей). Если дети сразу не могут воспроизвести этот речевой материал в соответствии с заданным ритмическим рисунком, можно в работе использовать прием составления наглядных схем с элементами предметного моделирования. Сначала детям предлагается, прослушивая речевые образцы, моделировать их зрительно-наглядную схему. При этом акцентируемые и не акцентируемые доли на схемах могут обозначать большие и маленькие детали детского конструктора, а отношения длительности и краткости, которые также характеризуют речевой ритм, – длинные и короткие полоски бумаги, картона, замши или меха. Затем дети сами проговаривают речевой материал с опорой на получившуюся схему, подкрепляя свою речь движением руки по схеме. Так, например, закрывая ладошкой большую деталь конструктора,ребенок произносит слог громко, делая на нем ударение, а закрывая маленькую деталь – произносит слог тише или, ведя пальчик по длинной полоске, ребенок тянет слог длительно, ставя пальчик на короткую полоску – произносит слог кратко.

Для формирования у детей навыков передачи длительного и краткого произнесения кроме предметного моделирования можно использовать двигательное моделирование. При этом «длинный» звук обозначается отведением рук в стороны, «короткий» звук – хлопком или подъемом рук над головой.

В дальнейшем с детьми разучиваются стихотворения и потешки без наглядных опор, но с использованием приема дирижирования, а затем без дополнительных вспомогательных средств.

9 компонент это

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряжённости артикуляции ударного слога. Развитие навыков восприятия логического ударения начинается со знакомства детей c этим понятием, уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более динамичного, длительного и напряженного его произнесения). В связи с этим дошкольникам объясняется, что в речи выделяются голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и/или медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу фраз, организовать анализ и оценку текстов. Поэтому используемые упражнения должны носить преимущественно аналитический характер. При их выполнении дошкольникам предлагается следующее:

- прослушать внимательно речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено;

- прослушать внимательно речевой материал, при повторном его воспроизведении хлопнуть (топнуть, присесть и т. д.) на выделенном слове, объяснить, почему это слово выделено;

- прослушать внимательно речевой материал, при повторном его воспроизведении из набора картинок поднять вверх ту, которая изображает слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено.

Речевым материалом для этих упражнений могут служить как отдельные фразы, так и связные тексты, небольшие по объему и несложные по содержанию

Формирование навыков использования в собственной речи логического ударения основывается на навыке выделения его в речи собеседника и складывается из таких составляющих, как умения самостоятельно определить слово, которое следует выделить, т. к. оно несет большую смысловую нагрузку, и владения способами его выделения: произнести громче или тише, растянуто. Формирование навыков воспроизведения логического ударения начинается с отработки способов выделения слов-носителей логического ударения в сопряженной и отраженной речи, т. е. с опорой на речевой образец педагога. Работа в этом направлении должна проводиться последовательно с учетом фонетической и грамматической сложности речевого материала: сначала в словосочетаниях, а затем в простых распространенных двусоставных предложениях. Закрепление полученных навыков осуществляется в речевых играх, проводящихся в вопросно-ответной форме. Вопрос, задаваемый педагогом, ориентирует ребенка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу. По мере усвоения детьми навыка выделения логического ударения путем громкого произношения, следует их познакомить с другими способами выделения «важных» слов, т. к. в зависимости от смысла фразы громкое произношение бывает не всегда оправданным. Для этого дошкольников, выделивших слово-носитель логического ударения громким голосом, можно попросить попробовать произнести его тихо (растянуто) и определить наиболее удачный способ выделения. В случае затруднений детям предлагается объяснить выбор слова-носителя логического ударения до самостоятельного произнесения фраз и обсудить вместе с педагогом, каким способом оно будет выделено.

10 компонент это

Мелодика – совокупность тональных средств языка. Она фиксирует повышение и понижение тона. Различают три вида мелодики: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная- повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная – свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

11 компонент это

Мимика – (греч.) искусство путём жестов, поз и различных выражений лица (мин) изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

12 компонент это

Рифмовка – симметричное расположение звуков

В процессе логопедического воздействия работа проводится по следующим направлениям:

- развитие дыхания;

- развитие артикуляционной моторики и мимики;

-формирование ритма и темпа речи

-формирование интонационной выразительности

-работа над силой, высотой, тембром голоса

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

1 этап- Подготовительный

1. Работа над речевым дыханием.

2. Работа над голосом.

3. Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.

2этап- Основной

1. Формирование общих представлений об интонации.

2. Знакомство с повествовательной интонацией.

3. Знакомство с вопросительной интонацией.

4. Знакомство с восклицательной интонацией.

5. Дифференциация интонационной структуры предложения.

3 этап- заключительный

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.

2. Работа над интонацией вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

Коррекционно-развивающая работа по формированию и воспроизведения интонационных конструкций осуществляется поэтапно.

На первом этапе происходит формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

В задачи этого этапа входит:

- показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

- познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Целью второго этапа является формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

В задачи этого этапа входит:

- формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

- последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

Особое внимание при коррекции интонационной стороны речи у дошкольников уделяется формированию представлений об интонационных средствах выразительности речи. Детей знакомят различным способам коммуникации без слов. Дошкольники учатся использовать такие невербальные средства общения как жесты, мимику, пиктограммы. Педагоги включают в деятельность детей игры, развивающие эмоциональную отзывчивость, мимику и выразительность движений. В игровых ситуациях общения дети учатся «видеть» за конкретным словом объекты реальной действ

Таким образом, процесс формирования интонационной выразительности речи обеспечивается совокупностью принципов, методов и приемов коррекционно - развивающего воспитания и обучения; последовательностью этапов работы по формированию интонационной выразительности речи, а также принципами, методами и примами коррекционно - развивающего процесса.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников «Визуально-ритмический круг» - деревянный круговой тренажёр, разделённый на 12 сегментов. Направлен на развитие чувства ритма, слухового,.

Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа)Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа) Анонс: В своей работе с детьми использую разнообразные методы и приемы по обогащению детей знаниями, для индивидуальной работы использую.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование фрагментов логопедических занятий по формированию и коррекции просодической стороны речи у дошкольников
Опубликовано: 25 января 2023 в 15:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование фрагментов логопедических занятий по формированию и коррекции просодической стороны речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Богачёва Светлана (УИ 2292040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД