Папки-передвижки

Моделирование как нетрадиционный метод работы со сказкой

Сычёва Юлия Сергеевна
Моделирование как нетрадиционный метод работы со сказкой

Моделирование как нетрадиционная форма работы со сказкой.

Тема моего выступления тесно связана с темой моей работы по самообразованию, которая звучит так : «Роль литературы в жизни ребенка». Литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Особое внимание я уделяю сказкам, потому что они в жизни ребенка занимают, пожалуй, такое же важное место, как и игра. Сказка – это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Дети очень активны по своей природе, поэтому они не любят просто слушать сказки : им нужно действовать, творить, опираясь на них. Мы привыкли традиционно преподносить и воспринимать сказочный материал : прослушивание, беседа, пересказ. Я учу детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать новые сюжеты. То есть дети выступают не в роли пассивных слушателей, а являются центром творческой деятельности, создателями оригинальных литературных произведений.

Публикация «Моделирование как нетрадиционный метод работы со сказкой» размещена в разделах

В своей работе я использую нетрадиционные методы работы со сказкой. Подробнее остановлюсь на методе моделирования. Сущность этого метода заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу, делает открытие. Метод моделирования учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для интерпретации сказок.

Слайд (актуальность)

Актуальность использования моделирования в работе со сказкой заключается в следующем: в век глобальной компьютеризации наши дети перестали фантазировать, размышлять. Информация дается в большом объеме и готовом виде. Моделирование вовлекает ребенка в творческий процесс, помогает его речевому развитию, мышлению.

Слайд (цели)

Я поставила перед собой следующие цели:

1. Обучение детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.

2. Развитие речи посредством художественной литературы.

Слайд (задачи)

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Обогащать словарный запас.

2. Формировать звуковую культуру и грамматический строй речи.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

4. Развивать мышление и воображение.

Слайд (этапы)

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования :

1. Усвоение и анализ материала;

2. Перевод его на знаково-символический язык;

3. Работа с моделью.

Слайд (предметно-схематическая модель)

В начале освоения детьми моделирования сказок я предлагаю простейшую предметно-схематическую модель. Это может быть какой-то предмет или картинка, которые должны стать отправной точкой детской фантазии. Такая модель в основном используется при сочинение оригинальных сказок. Мы описываем предмет или существо на картинке, предполагаем, в какую ситуацию они могут попасть и т. д.

Более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Здесь уже использую заместители. Это могут быть геометрические фигуры, контуры, силуэты. В зависимости от сюжета мы отбираем фигуры одного или разных размеров и цветов. Модель должна отображать обобщенный образ предмета. Например: три розовых круга одного размера – сказка «Три поросенка»; (слайд «Три поросёнка) три коричневых круга разных размеров – сказка «Три медведя», (слайд «Три медведя») семь разноцветных овалов – сказка «Цветик-семицветик». (слайд «Цветик_семицветик») По таким моделям просто работать с уже известными сказками. Дети очень любят вводить в сказку новых персонажей, изменять концовку, смешивать сюжеты сказок.

При сочинении по моделям дошкольники испытывают сложности. Детям необходимо объяснить, что прежде чем создать произведение, нужно продумать сюжет, главных героев. Здесь важно научить использовать условные обозначения персонажей и атрибутов. Ребенок может предварительно нарисовать своих персонажей. Волшебный рисунок поможет создать волшебную сказку.

Слайд (рисунки по точкам)

Поэтому особые требования предъявляются к подбору таких рисунков. Они должны быть действительно волшебные, и я предлагаю детям множество точек. Затем вместе с детьми соединяем точки так, чтобы получились рисунки предметов, людей, забавных животных, рассказ о которых можно соединить в одной сказке. Точка - это тоже знак, заместитель. И в данном случае мы используем точки как отправной момент составления сказок.

Слайд (Театрализация сказок)

Моделирование я активно использую в театрализации и создании музыкальных сказок.

Ребенок здесь является активным участником проекта. Ему предоставляется возможность пофантазировать. Он придумывает героев будущей сказки, рисует их, создает декорации.

Слайд (Мы художники и сценаристы)

Ребенок реализует свои творческие способности, являясь автором, художником, режиссером и в последствие артистом.

Слайд (Музыкальные сказки).

В создании музыкальных сказок активное участие принимают и родители.

Слайд (Кукольный и пальчиковый театр)

Также мы используем возможности кукольного и пальчикового театра.

Слайд (Результат)

Результаты работы Слайд

Результатом моей работы является :

1. Отсутствие у детей психологического барьера перед чем-то новым, неизвестным.

2. Умение детьми решать проблемные ситуации.

3. Высокий уровень творческого воображения.

Слайд (Вывод)

В ходе своей работы я пришла к такому выводу. Использование моделирования вызывает интерес у детей и помогает решить проблему быстрой утомляемости в процессе образовательной деятельности, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает творческое мышление и воображение.

Закончить выступление я хотела бы стихотворением собственного сочинения. (слайд)

«Читайте детям сказки

Услышавши однажды сказку,

В неё влюбляемся навек –

Ведь без её добра и смысла

Прожить не может человек.

В них путь и опыт наших предков.

В них зло всегда побеждено.

Дарить любовь, уроки деткам

Одним лишь им предрешено.

Читайте детям своим сказки

В саду, и в школе, и в семье!

Ценней, волшебнее подарка

Вы не найдёте на Земле!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Пескотерапия как инновационный метод работы с детьми» В нашем дошкольном учреждении ведется работа по пескотерапии. Для игр с песком в нашей группе имеется световой стол и (СЛАЙД № 2)оформлена.

Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы)Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы) Коллаж (наклеивание) – это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету.

Сказкотерапия как метод коррекционной работы с дошкольниками Сказкотерапия как метод коррекционной работы с дошкольниками Данное направление отличается методологической простотой использования сказки.

Консультация для воспитателей «Су-Джок — нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук» «Су-Джок» - нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,.

Мастер-класс с элементами разминки: «Нетрадиционный метод использования пособия при организации РС в соответствии с ФГОС ДО» Мастер-класс с элементами разминки: «Нетрадиционный метод использования пособия при организации РС в соответствии с ФГОС ДО» Вопрос организации.

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 114" (МБ ДОУ "Детский сад № 114") Моделирование как метод.

Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольникамиНастольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка. Современный ребенок.

Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования».Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования». Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования». МБДОУ №14 Смоленская область г. Ярцево.

Родительское собрание «Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей» Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее.

Экскурсия как метод работы с родителямиЭкскурсия как метод работы с родителями Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование как нетрадиционный метод работы со сказкой
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 16:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД