Елена Пальчикова
Моделирование как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным.
Публикация «Моделирование как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Моделирование – совместная деятельность воспитателя (родителей) и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Модели - материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами
Цель моделирования : обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Особенность моделирования как метода обучения : оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи; способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе, а так же способствует развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, трудовой деятельности; абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности.
В предметных моделях воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязи частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
В предметно-схематических моделях существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле небольшими порциями: в течение учебного года можно приклеивать на него материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, обитающих в океанах и на материках.
Макеты - это предметные модели, представляющие собой уменьшенные объекты. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, тем самым пополняют запас экологический знаний. В процессе работы над изготовление макета у детей развиваются такие качества личности, как
• Эмоциональная отзывчивость
• Любознательность
• Активность
• Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
• Бережное отношение к природе
Примеры предметных макетов:
• «Животный и растительный мир жарких стран»
• «Антарктида»
• «Природа средней полосы России»
• «Круговорот воды в природе»
Важнейшие графические модели в дошкольном учреждении – это календари природы, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание, а затем - использование в учебно-воспитательном процессе.
Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений:
1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. Он отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в течение недели, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т. е. фиксация наблюдений, является неотъемлемой частью «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т. е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.
2. Календари наблюдений за ростом и развитием растений - это второй тип календарей графического моделирования. В нем дети могут фиксировать изменения растущих растений. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается — ее можно многократно рассматривать как в свободное время дома с родителями, так и на специальных занятиях.
3. Календарь наблюдений за птицами. Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого родители с детьми могут оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия.
Рассмотрим требования, которые предъявляются к экологическим моделям :
• модель должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
• ярко передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью;
• модель должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней;
• облегчать познание.
По мере того, как дети осознают способы замещения признаков, связей между реальными объектами и их моделями, то уже можно привлекать детей к совместному с воспитателем или родителем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:
1. Предлагаем ребенку описать новые объекты природы с помощью готовой модели ранее усвоенной ребёнком;
2. Организуем сравнение двух объектов между собой, учим выделять признаки различий и сходства, одновременно даем задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
3. Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до 3-4;
4. Обучаем моделированию существенных, значимых для деятельности признаков, например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений в уголке природы.
5. Руководим созданием модели элементарных понятий «звери», «рыбы», «птицы», «растения», «живое - не живое» и т. д.
Обучение моделированию связываем с использованием обследовательских действий. Мы учим планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учим сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля и корня. При обследовании и выделении признаков, просим каждый из них называть точными словами.
Модели - многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.