Приложение МААМ

Моделирование как средство познавательного развития дошкольников

Елена Пальчикова
Моделирование как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным.

Публикация «Моделирование как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Моделирование – совместная деятельность воспитателя (родителей) и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Модели - материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами

Цель моделирования : обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Особенность моделирования как метода обучения : оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи; способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе, а так же способствует развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, трудовой деятельности; абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности.

В предметных моделях воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязи частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

В предметно-схематических моделях существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле небольшими порциями: в течение учебного года можно приклеивать на него материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, обитающих в океанах и на материках.

Макеты - это предметные модели, представляющие собой уменьшенные объекты. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, тем самым пополняют запас экологический знаний. В процессе работы над изготовление макета у детей развиваются такие качества личности, как

• Эмоциональная отзывчивость

• Любознательность

• Активность

• Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

• Бережное отношение к природе

Примеры предметных макетов:

«Животный и растительный мир жарких стран»

«Антарктида»

«Природа средней полосы России»

«Круговорот воды в природе»

Важнейшие графические модели в дошкольном учреждении – это календари природы, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание, а затем - использование в учебно-воспитательном процессе.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений:

1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. Он отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в течение недели, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т. е. фиксация наблюдений, является неотъемлемой частью «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т. е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.

2. Календари наблюдений за ростом и развитием растений - это второй тип календарей графического моделирования. В нем дети могут фиксировать изменения растущих растений. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается — ее можно многократно рассматривать как в свободное время дома с родителями, так и на специальных занятиях.

3. Календарь наблюдений за птицами. Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого родители с детьми могут оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия.

Рассмотрим требования, которые предъявляются к экологическим моделям :

модель должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

• ярко передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью;

модель должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней;

• облегчать познание.

По мере того, как дети осознают способы замещения признаков, связей между реальными объектами и их моделями, то уже можно привлекать детей к совместному с воспитателем или родителем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:

1. Предлагаем ребенку описать новые объекты природы с помощью готовой модели ранее усвоенной ребёнком;

2. Организуем сравнение двух объектов между собой, учим выделять признаки различий и сходства, одновременно даем задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

3. Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до 3-4;

4. Обучаем моделированию существенных, значимых для деятельности признаков, например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений в уголке природы.

5. Руководим созданием модели элементарных понятий «звери», «рыбы», «птицы», «растения», «живое - не живое» и т. д.

Обучение моделированию связываем с использованием обследовательских действий. Мы учим планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учим сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля и корня. При обследовании и выделении признаков, просим каждый из них называть точными словами.

Модели - многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение Конспект НОД познавательного развития для старших.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование как средство познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 15:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование как средство познавательного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пальчикова (УИ 145940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД