Лучший педагог года

Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста

Наталья Долгополова
Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста

«Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста»

(методическая разработка - консультация педагогам)

ФГОС дошкольного образования в разделе «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» обозначены показатели, одним из них является овладение основными способами познавательно исследовательской деятельности. Ребенок должен осваивать эти основные способы познания в течение дошкольного возраста, его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия. Образовательный процесс в детском саду в основном строится на методах наглядных и практических.

Публикация «Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Используя в работе с детьми модели и моделирования - основное внимание переносим с содержания обучения на его средства. Для развития умственных способностей важны не столько знания, сколько то, каким образом они преподносятся детям, усваиваются под руководством взрослых и направлены на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний.

К основным способам познавательно исследовательской деятельности в дошкольном возрасте относится экспериментирование и моделирование («модель» и «моделирование») : модель (мера, образец) - воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, схемы, изображения или описание явления в природе и обществе.

Моделирование — это одно из средств познания действительности, в результате чего, реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме».

В дидактике выделяют три вида моделей :

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы.

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде.

Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы). Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

• быть простой и доступной для создания и действия с ней;

• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.

Этапы овладения детьми моделями

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, на составляющие компоненты.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:

- развитие продуктивного творчества детей;

- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

- развитие мелкой моторики руки;

- получение новых представлений и навыков в процессе работы;

- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моде-лей.

С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

Материалом для игр и исследования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный бросовый материал, любые предметы окружающие дошкольника.

1. Ознакомление с пространственными отношениями. Освоение ориентировки в пространстве —материал для умственного развития детей-дошкольников. Дети учатся самостоятельно строить планы разных помещений или схематически изображать заданные участки пути (улицу или дорогу от детского сада к своему дому).

2. Развитие элементов логического мышления. Для развития познавательных способностей предполагается овладение дошкольниками действиями наглядного моделирования одних из основных логических отношений — отношений сериации и классификации.

3. Ознакомление детей с художественной литературой и развитие речи. Решение задач по развитию умственных способностей осуществляется по нескольким направлениям.

• Первое направление - задания по анализу и пересказу сказок с помощью наглядных моделей. В старшей группе дети это делают совместно, в подготовительной — составляют индивидуальные модели сказок.

• Второе направление - составление планов игр-драматизаций. Дети договариваются о распределении ролей и организации игровой площадки.

• Третье направление - развитие продуктивного воображения детей - придумывают детальные описания предметов и ситуаций в процессе дорисовывания схематических изображений.

4. Развитие элементарных математических представлений предполагает овладение детьми построением и использованием предметных и графических моделей различных математических отношений. Игры – головоломки или геометрические конструкторы «Составь фигуру» (геометрическую, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера - эффективные пособия для подготовки мышления детей к усвоению математики. Задача – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество.

5. Подготовка к обучению грамоте. Предполагается введение ребенка в звуковую действительность нашего языка; анализ и составление предложений; звуковой анализ слов; диффе-ренциацию звуков по их качественной характеристике. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти.

6. Конструирование. Основная задача - развитие способности к передаче в условно-графической форме основных отношений между отдельными частями в одном объекте или между объектами, т. е. к наглядному моделированию, которое осуществляется в трех проекциях, вычерчиваемых при помощи специальных трафаретов из прозрачного материала.

Две основные цели:

1. стимулирование интеллектуального развития детей, так как с помощью таких задач развивается ориентировка в свойствах предметов;

2. развитие творческого мышления детей, умение по-новому взглянуть на объекты, пересмотреть уже сложившиеся схемы.

7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре. Важнейшим содержанием игры дошкольников является воспроизведение детьми отношений между людьми, когда они берут на себя роли взрослых. Субординация ролей фиксируется в виде модели, где отдельные персонажи изображаются кружочками, а величина кружочков выражает главенство между ролями. Дети осваивают, что в игровых ситуациях, как и в жизни, главенство одного и того же персонажа среди других может меняться в зависимости от обстоятельств.

8. Ознакомление с природой. Основной целью является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. С этой целью используются средства обучения, которые в обобщенном и схематизированном виде представляют связи и зависимости, существующие в живой природе.

Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.

9. Изобразительное искусство. Основное направление в работе с детьми по изобразительной деятельности состоит в том, чтобы научить детей создавать художественный образ средствами живописи и лепки.

Подготовка педагогов

У неподготовленного воспитателя реализация занятий может вызвать существенные затруднения. То, что мало понятно самому воспитателю, детям преподносить нельзя.

Практика работы с дошкольниками показывает, что на первый план выдвигаются следующие требования к деятельности педагога:

• высокий уровень профессиональной подготовки, который предполагает ознакомление с особенностями детей;

• склонность педагога к творческой деятельности;

• умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей, появляющимися вопросами и проблемами;

• умение ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка; обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний.

• наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества, стремления помочь ребенку, поиска сфер деятельности для реализации его способностей и возможностей;

• эмоциональной стабильности и устойчивости, позволяющих выдерживать психологическую нагрузку, возникающую в результате общения с группой детей;

Выводы

Овладевая умением работать с различными видами моделей, дети раскрывают новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями ставит ребенка в активную позицию и стимулирует познавательную деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей.

Использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать при познании предмета.

Планируется также и работа е родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.

И самое важное в обучении - это умение использовать знания в деятельности, а наиглавнейшее - предвидеть результаты действия.

Педагог – психолог - Н. А. Долгополова

Литература:

Борякова Н. Ю. Моделирование в детском саду : методическое пособие /Н. Ю. Борякова. – М. : Изд – во Владос, 2003. – 66 с.

Венгер, Л. А. Психология : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1988. – 366 с.

Князева, О. Л. Занятия в детском саду с использованием наглядного моделирования : Книга для воспитателя дет. сада / О. С. Князева. – М. : Просвещение, 1999. – 150 с.

Клюкина, О. М. Модели в детском саду : Книга для воспитателя дет. сада / О. М. Клюкина. – М. : Детство – Пресс, 2002. – 78с.

Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебник для студ. проф. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – Изд-й центр «Академия», 2006. - 368 с.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Доминирование процессов интеграции — закон развития детей дошкольного возраста В течение многих лет проводились исследования, которые обнаружили интересный парадокс: чем лучше и понятнее объясняли детям новый материал,.

Занятие по развитию мыслительных процессов у старших дошкольников «Математическое лото»Занятие по развитию мыслительных процессов у старших дошкольников «Математическое лото» Цель: Учить детей отгадывать логико-математические загадки. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Доставить.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.

Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. В настоящее время, к моменту поступления в школу дети должны.

Отчет «Моделирование мыслительных действий как средство развития самостоятельности дошкольников в познавательной деятельности» ОТЧЕТ МКДОУ детский сад «Солнышко» занимается инновационной деятельностью по теме «Моделирование мыслительных действий как средство развития.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»Фонематическое восприятие –.

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Реализация педагогических условий по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста . Главная задача педагога помочь детям в формировании повышения уровня развития познавательных процессов. Создать более комфортные, психологически.

«Весна». Занятие по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста«Весна». Занятие по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Возраст Старший дошкольный возраст Тема «Весна» Программное содержание Коррекционно – образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 22:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД