Елена Колесникова
Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке
Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой.
Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами.
У них накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать её красоту.
При проведении прогулок используются разнообразные методы и формы.
Публикация «Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» размещена в разделах
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ
НАБЛЮДЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рассмотрим подробнее
НАБЛЮДЕНИЕ
Мы не просто так гуляем, за природой наблюдаем, интересно детворе, что твориться на дворе.
Метод наблюдения, используемый на прогулке, является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Ребёнок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. возраста. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать, природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и тоже. Умение «видеть» не даётся от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.
«Если хотите научить ребёнка логически мыслить – ведите его в природу», - советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формирует у детей познавательный интерес к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Раскрывает причину наблюдаемого явления. Подводит детей к суждениям, умозаключениям. Уточняет знания детей об объектах природы. В младших группах воспитатель использует лишь отдельные исследовательские действия. Дошкольникам должны быть ясны задача и цель. Проводя исследования, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. При обсуждении результатов этой интересной деятельности педагог подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Основные составляющие:
Выделение проблемы
Выработка и постановка гипотез
Наблюдения, опыты, эксперименты
Суждения, умозаключения
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Очень любим мы играть, за цветами наблюдать.
Восхищаться, удивляться, и, конечно же, не рвать!
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ включает:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Охотно дети играют в дидактические игры – игры с правилами. В процессе этих игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать природным материалом, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Такие игры на прогулке можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учётом возраста детей. Усложнение должно идти за счёт расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. С большим желанием дошкольники играют в игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек» и т. д. в таких играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок», «Разложи листья по порядку – самый большой, поменьше, маленький» и т. д., которые позволяют упражнять детей в различии предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Особое значение игровые упражнения имеют в младших и средних группах. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.
Дидактическая игра: «Кто где живёт?»
Дидактическая задача-группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровое действие. Убежать от лисы. Правило. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом. Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок. Ход игры. Игра проводится на участке. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас - лисой. Белочки ищут растения, на котором могут укрыться, а зайчики - под которым могут спрятаться».
В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего – лису. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Игры «Кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Бывает – не бывает» названы словесными. Это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. В таких играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В такие игры дети играют охотно и самостоятельно.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Свежий воздух и движенье, нам прибавит настроение. А подвижная игра развивает нас всегда!
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», и т. д. подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
ИГРЫ- ЭСТАФЕТЫ
Игры-эстафеты вызывают у детей чувство удовольствия, приучают к согласованным действиям, развивают чувство товарищества, учат принимать самостоятельные решения, воспитывают быстроту, ловкость и выносливость.
Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. Опыт показывает, насколько необходимо при отборе подвижных, спортивных игр, игр малой активности и их проведении считаться с тем, как одеты дети. Кроме того, требование игр должно быть индивидуализировано с учётом состояния здоровья воспитанников.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Труд в природе, без сомненья, Всем прибавит настроенья. Посадив деревья в ряд, Мы украсим детский сад!
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного восприятия. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.
САМОСТОЯТЕЛЬАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Организовывая самостоятельную деятельность необходимо создать у детей ощущение «свободного выбора», поощряя и стимулируя проявление творчества. Активизировать игровое общение.
ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ
Цель планирования: осуществление формирования системы знаний, постепенное наращивание (расширение и углубление) содержание знаний, формирование практических навыков и умений, способов познавательной деятельности. Одновременно воспитатель осуществляет целенаправленный выбор методов, приёмов, форм организации детей, позволяющий учесть закономерности их психического развития, этапы формирования знаний, конкретное содержание знаний, которое формируется в данный момент. А также особенности изучаемых природных явлений. Воспитатель находит место конкретному содержанию, методу и форме организации детей на прогулке. Это и обеспечивает системность знаний и развитие необходимых способов познавательной деятельности. Планирование работы обеспечивает установление тесной взаимосвязи между наблюдениями, трудом, игровой деятельностью, исследованиями и т. д.
Значение планирования прогулки заключается и в комплексном решении воспитательно-образовательных задач в результате установления связи с другими разделами программы. Связь ознакомления с природой, с изобразительной и музыкальной деятельностями обеспечивает успешное эстетическое воспитание, а развитие речи помогает решать задачи умственного воспитания.
Мы видим, что, правильная организация прогулки – залог успешности развития детей на каждом возрастном этапе. Дети получают возможность интересно провести два часа на свежем воздухе. Смена деятельности, разнообразие воспитательных приёмов обеспечивает гармоничное развитие каждого нашего воспитанника.
Желаю вам интересной и творческой работы! Спасибо за внимание!