Светлана Бобина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы и творчества
▼ Скачать + Заказать документы
"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок. " (Сухомлинский В. А.)
Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы и творчества» размещена в разделах
Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество…
В требованиях Федерального государственного стандарта предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка-дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразные приемы, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в специально сконструированной предметно-развивающей среде. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, я придерживалась следующих принципов
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие инициативности, творчества и самостоятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
Среда группового помещения может быть конкретизирована воспитателем в соответствии с особенностями своей группы. Нельзя ориентироваться какой-либо один жесткий стандарт. Воспитатель должен стать реальным проектировщиком-дизайнером, формируя предметно-пространственную среду в единстве её функциональных и эстетических качеств.
Я хочу предложить вам модель среды созданной в подготовительной группе, которая на мой взгляд позволяет в большей мере проявиться таким качествам, как инициативность и любознательность, развить творческие и познавательные способности, стимулирует к самостоятельности.