Приложение МААМ

Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Коррекция тревожности у младших школьников», 2 часть

Калугина Светлана Ивановна
Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Коррекция тревожности у младших школьников», 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы

занятие 8

цель: Развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коррекция фобий, формирование единых ценностей группы и чувство защищенности ее членов.

Игра «Угадай эмоцию».

Один из участников группы поворачивается спиной к другим. Руководитель демонстрирует карту с схематичным изображением эмоционального состояния, и сам с помощью мимики лица показывает ее. Дети молча повторяют за тренером мимические движения. Тому, кто стоит спиной предлагают вернуться и, внимательно посмотрев на лица детей, угадать который эмоциональное состояние они изображают. Если он правильно угадал, ему предоставляется право выбирать следующий состояние, будет изображаться. Отгадывать его будет другой участник группы, который лучше отразил первую эмоцию.

Публикация «Модифицированная коррекционно-развивающая программа „Коррекция тревожности у младших школьников“, 2 часть» размещена в разделах

Этюд «Слушаем себя».

Беседа «Наши страхи».

Руководитель спрашивает детей, какие из эмоций, изображенных на карточках (плакате,самые неприятные. Если, перечисляя эмоции, дети не назвали ужас, руководитель сам напоминает о нем. Коротко обсуждаются особенности мимической экспрессии лица данного состояния, ощущения, возникающие, когда человек испытывает ужас, вспоминают как описывается это состояние.

Рисование на тему «Мой ужас".

После небольшой вступительной беседы руководитель просит детей подумать, чего они больше всего боятся и нарисовать свой страх. Это может быть абстрактный рисунок или изображение конкретного объекта ужаса, тревоги ребенка. Рисунок выполняется на отдельном листе бумаги. После этого тренер предлагает детям разорвать лист с рисунком на мелкие кусочки и сообщает детям, что каждый из них победил свой страх, что ужаса больше не существует, потому что разорванные куски вместе с мусором вывезут на свалку, сожгут, и от ужасов больше ничего не останется.

Упражнение «Я - волшебник».

После того, как дети схематично изобразили свое настроение, им предлагается снова закрыть глаза и мысленно побывать в сказочной стране. В ней сбываются все мечты и желания, особенно если ты могущественный волшебник. Представь себя в роли волшебника, который может сделать все, что пожелает. Дети должны подумать, что сделал бы каждый из них, если бы был наделен такой могучей силой. Свои ответы дети сначала кратко записывают в дневниках, а не проговаривая никаких вариантов ответов (чтобы избежать повторения чужих мыслей, а затем по очереди озвучивают. Диагностическим является выбор «сферы колдовства» - дом, школа, знакомые, друзья, собственные личностные качества.

Рисование на тему «В кого я бы превратился в волшебной стране?» После выполнения упражнения «Я - волшебник» детей просят подумать у кого каждый из них хотел бы превратится, если бы был волшебником. Отвечая на этот вопрос, дети чаще всего называют животных. Ответ «ни у кого, хочу оставатися собой» свидетельствует об удовлетворенности собой, самопринятия. Участники группы закрашивают животное, с которой они себя идентифицировали, и кратко записывают ответы на вопросы: где живет это животное? что оно ест? Чем нравится ребенку. Интерпретация рисунков и ответов основывается на анализе мотивации ребенком своего выбора, определенной жизненной характеристикой данного животного и качествами, присущими не только животным, но и людям. Совокупность мотиваций может дать опосредованный психологический портрет ребенка, выявить черты, как желательные, так и нежелательные, те которые ребенок приписывает себе или отвергает. Для разгрузки можно предложить детям встать и изобразить свое животное, ее внешний вид, движения, походку.

Этюд «Слушаем себя».

В течение 1 2 минут дети расслабляются и «слушают себя», после чего быстро и схематично изображают свое настроение в конце занятия.

Упражнение «Дерево» (на саморегуляцию).

Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга. Каждый ученик сильно надавливает пятками на пол, руки сжимает в кулачки, крепко сжимает зубы. Ведущий говорит, обращаясь к каждому: «Ты - мощное, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда хочется плакать или драться, - стань сильным и мощным «деревом», скажи, что ты сильный, у тебя все сбудется, и все будет хорошо. Ты - уверенный человек.»Затем дети берутся за руки, поднимают их вверх, продолжая надавливать пятками на пол. «Мы вместе большая сила. Одинокому дереву трудно, вместе мы целый лес. Вместе нам не страшны никакие невзгоды.»После этого руководитель предлагает детям расслабиться, перестать надавливать пятками на пол, помахать руками, расслабить мышцы лица, выполняя ритуал прощания.

занятие 9

Цель: развитие навыков межличностного общения, эмоциональной саморегуляции, конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Упражнение «Стройся в ряд».

Руководитель предлагает детям стать в ряд слева от него, не давая никаких дополнительных объяснений и уточнений. В случае, если дети задают вопросы, им отвечают: «Так, как вы захотите». Данное упражнение помогает диагностировать характер групповых отношений: лидеры, как правило, стремятся занять выгодные, с их точки зрения, позиции, отталкивая тех, чей авторитет в группе ниже. Кроме того, наблюдая за тем, какое место стремится занять каждый участник группы, руководитель делает выводы о самооценке каждого участника. Конечно, дети с завышенной самооценкой стремятся занять «первые» (слева от руководителя) места в шеренге. Дети с заниженной самооценкой, особенно те, чей групповой статус невысокий, удовлетворяются «средними» и «последним» местами. Когда дети выстроились, им предлагается подвижная игра и этюд «Слушаем себя».

Разыгрывание в ролях ситуации «Шляпа».

Распределившись на пары, дети по очереди разыгрывают хорошо известную ситуацию: один человек отдыхает на скамейке, положив шляпу. Наряду садится другой человек, прямо на шляпу. В данном случае дети демонстрируют свою реакцию на фрустрирующими ситуацию. После проигрывания ситуации обсуждаются реакции, как «потерпевшего», так и «виноватого». Подводя итог обсуждению руководитель обращает внимание детей на то, что все люди разные: один веселый, приветливый, другой подвижный, эмоциональный, кто-то может «плакса» и другие. После обсуждения различных реакций в ситуации возможного конфликта, тренер предлагает еще раз поиграть в «Шляпы». При этом к работе привлекаются именно те дети, которые демонстрировали неадекватные агрессивные реакции. Отрабатываются желаемые модели поведения в конфликте, способствует формированию и развитию у учащихся навыков самоконтроля и саморегуляции поведения.

Упражнение «Возьми себя в руки».

Продолжая тему самоконтроля и саморегуляции поведения руководитель учит детей следующем приема. Он говорит, что как только ученик почувствует, что его что-то беспокоит, хочется кого-то стукнуть, то бросят, очень простое средство доказать себе свою силу: нужно взяться ладонями за локти и сильно прижать руки к груди. - это вне сильного духом человека.

Этюды «Слушаем себя» и «Улыбка по кругу».

занятие 10

цель: отреагирования негативных эмоций, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, самопрезентация членов группы.

Подвижная игра «Злюка».

Один из членов группы садится на стул. В руках у него полотенце или легкий платок. Все остальные участники бегают вокруг него и стремятся разозлить: дразнят, кривляются, щекочут. Тренер следит за тем, чтобы дети не прибегали к оскорблениям и не причиняли боли. «Злюка» терпит как можно дольше, но когда ей надоедает начинает гоняться за детьми, пытаясь высечь их полотенцем по спинам. Игра дает возможность выхода агрессии и развивает выдержку. Опыт показывает, что наиболее агрессивные ученики как правило, дольше терпят, когда их дразнят.

Упражнение «Возьми себя в руки».

Детям предлагается вспомнить упражнение, которое помогает сдерживать негативные проявления, «взять себя в руки». Упражнение может использоваться в тех случаях, когда дети отвлекаются и необходимо настроить их на серьезную работу.

Этюд «Слушаем себя».

Упражнение «Внимательность к другим».

Один из участников группы садится спиной к другим. Он должен подробно описать внешность любого из членов группы (по заказу группы). Желательно при этом, чтобы руководитель помогал тому, кто описывает одноклассника, обращая его внимание на то, какое настроение у ребенка, какое впечатление она производит на окружающих, мысли и ассоциации возникают при общении с ней. Задание выполняется до тех пор, пока не будут описаны все участники группы. Упражнение развивает способность быть внимательными, следить за своей внешностью, контролировать собственные эмоции.

Разыгрывание в ролях ситуации «Привет другу».

Дети садятся в круг. Им необходимо поздороваться с каждым участником игры, подчеркивая при этом индивидуальность партнера, называя присущие ему черты характера. Особое внимание следует обратить на то, какие слова выбирает каждый участник, чтобы поздравить другого ребенка, какие жесты при этом использует, как представлена экспрессия лица. Руководитель вместе с участниками группы рассматривает типичные ошибки, демонстрирует конструктивные средства контакта-поздравление. После этого две-три пары учеников проигрывают модели желаемого поздравления. Если дети хорошо усвоили это упражнение, можно использовать ее для того чтобы настроить детей на конструктивное общение, помочь продуктивно работать.

Упражнение «Девиз».

Руководитель рассказывает детям, что в старину был обычай на воротах замка или на щитах древних рыцарей изображать герб и девиз, то есть краткое изречение, что отражает ведущую идею или цель владельца. После этого тренер предлагает детям придумать собственный девиз. Чтобы детям было понятно, чего от них ждут, руководитель называет свой девиз, например, «Всегда помогать людям, несмотря ни на что». На придумывание девизов отводится 5-7 минут, после чего дети по очереди называют свои девизы и дают пояснения, если это необходимо.

Беседа «Мой девиз».

Проанализировав все девизы, тренер обращает внимание на то, что никто из детей в своих девизах не говорил, что будет кого-то обижать, оскорблять, бить. К чему пришел человек, девизом которой были бы ссоры, разбой и т. д.? Как выглядит такой человек? Какое впечатление производит о себе у окружающих? Хочется общаться и дружить с таким человеком? Руководитель поддерживает девизы детей, обращая особое внимание на интересные, оригинальные, говорит о том, что надеется, что в жизни дети будут руководствоваться только благими намерениями, пронесут свой девиз через всю жизнь и будут вести себя соответственно.

Рисование на тему «Мой герб».

После окончания работы над индивидуальными девизами тренер предлагает детям придумать и нарисовать в дневниках свой герб. Обращается внимание участников группы на то, что герб рисовался на щите рыцаря (его видели в бою противники) и на воротах замка (где его могли видеть и враги и друзья). Поэтому следует хорошо продумать содержание изображения на гербе.

Этюд «Слушаем себя».

Упражнение «Гора с плеч» (На ауторелаксации и саморегуляцию).

Руководитель объясняет детям, что они устали, им трудно, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, поэтому следует выполнить упражнение «Гора с плеч». Для этого надо опустить плечи, «сбросив гору с плеч». Повторив это упражнение с детьми 2 - 3 раза тренер сообщает, что в случае, когда усталость большая, упражнение следует повторить 5 - 6 раз, и тогда сразу станет легче.

занятие 11

Цель: стимулирование положительной самооценки, развитие навыков общения в группе.

Игра «Сказки наоборот».

Детям предлагается сочинить сказку или рассказ наоборот, с конца. Например, ученик, сидящий в конце цепи, начинает рассказывать: «И после этого они жили долго и счастливо». Следующий продолжает: «Наконец они помирились» и т. д. Тот, кто нарушил обратную последовательность выбывает из игры. Эту игру можно повторить 2 раза. Второй раз в эту игру надо играть, соблюдая все правила, с исключением детей, допустили ошибок.

Игра «Комплименты».

Участники группы бросают мяч со словами «Мне нравится в тебе то, что ты.». Тот, кто получил мяч бросает его другому участнику с теми же словами.

Разыгрывание в ролях ситуации «Одно и тоже по-разному».

Руководитель предлагает детям по очереди по-разному выполнить определенную задачу. Например, с разными интонациями, оттенками голоса поздороваться, отказать, обвинить и тому подобное. Характер оттенков и ситуацию задает тренер. На данном занятия детям предлагается поздороваться: сначала как неуверенный в себе, потом как агрессивная, как сдержанная, как самоуверенный человек. К выполнению задач привлекаются тревожные дети от лица неуверенного человека и наоборот. Это дает возможность проиграть разные роли, увидеть себя в других людях.

Упражнение «Иностранец в школе».

Ведущий предлагает детям рассказать о своей школе иностранному туристу, не понимает украинского языка. Сделать это нужно жестами, не используя слов. Дети выполняют упражнение по очереди.

После проведения данного упражнения ученики могут составить сказку о своей школе.

Это упражнение может иметь диагностическую направленность: она обнаружит проекцию отношение детей к школе и учителя.

занятие 12

Цель: коррекция школьной тревожности, стимулирования мотивации учения, формирования позитивной Я-концепции личности учащихся.

Упражнение «Урок и перемена»

Ведущий называет дела, а дети отвечают, когда они выполняются: на уроке или на перемене. Если тренер поднимает руку, дети отвечают хором, если рука не поднята, отвечает тот, на кого смотрит ведущий.

Упражнение «Ладонь».

Ведущий предлагает детям приложить руку к листу бумаги, обвести ее ручкой или карандашом и написать в центре свое имя, а в каждом пальчике - по одной хорошем качестве, которые ребенок может найти в себе. Нарисованная ладонь раскрашивается, завершены рисунки представляются группе и комментируются. В завершение устраивается выставка рисунков. Если кто-то из детей не находит в себе достаточного количества положительных качеств, ему помогает тренер, привлекая к этому детей.

Упражнение «Лицо на солнце» (На ауторелаксации).

Дети садятся удобно и закрывают глаза. Им предлагается представить себя на теплом летнем пляже. Солнце приятно касается лица, расправляя морщины лба, глаз. Она греет губы, щеки, подбородок. Дети представляют себе прикосновения ласковых солнечных лучей, могут повторить их путь кончиками пальцев, поглаживая лицо.

занятие 13

Цель: активизировать участников к работе в группе, тренировать внимание к действиям другого, умение находить средства вербального и невербального общения, понятные другим, формировать навыки этикета.

Упражнение «Найди пару»

Тренер раздает карточки с названиями животных и просит прочитать эти названия мысленно. Задача каждого: найти свою пару, но при этом нельзя говорить (можно пользоваться только характерными движениями этих животных).

Когда пара объединилась, нужно оставаться рядом и не переговариваться, пока все остальные тоже найдут свою пару.

Рисование на тему «Мой день рождения».

Руководитель предлагает детям вспомнить чувства, связанные с любимым праздником детворы - днем рождения. После того, как дети, закрыв глаза, представили себя в роли именинника, вспомнили, что они чувствовали, встречая гостей, получая подарки и поздравления, их просят нарисовать свой день рождения в дневниках, себя в окружении гостей.

Беседа «Мой любимый праздник.

Когда рисунки готовы, дети по кругу делятся своими чувствами, запомнившиеся со дня рождения. В процессе короткой беседы тренер стремится актуализировать приятные и радостные воспоминания детей, чтобы подготовить их к выполнению следующих задач.

Упражнение «День рождения».

Из числа участников избирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят ему подарки, висказують наилучшие пожелания. Потом самому имениннику предлагается вспомнить или не обидел он кого-то, подумать, как это исправить. Дети дополняют пожелания, связанные с исправлением недостатков, которые сам именинник на назвал, а, возможно, не видит в себе. После чего участникам группы предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику. Упражнение способствует сплочению группы, дает детям возможность высказать обиды, снять разочарование.

Рисование на тему «Подарок лучшему другу».

Продолжая основную тему занятия тренер предлагает детям придумать и нарисовать, какой подарок каждый член тренинговой группы хотел бы подарить своему другу. В дневниках дети, кроме изображения, подписывают, что нарисовано и для кого этот подарок, что само по себе включает элементы диагностики.

Разыгрывание в ролях ситуации «Подарок».

После выполнения серии заданий дети получают возможность подвигаться, проигрывая в парах ситуацию вручения подарка. Двое детей располагаются друг против друга. Один из них - именинник, второй - гость. Дети инсценируют приход гостя на день рождения к другу и вручения подарка. Часто делать это в соответствии с правилами этикета дети не умеют. Они ограничиваются словами «это тебе», «на» или молча вкладывают подарок в руки. Последовательно направляя детей, тренер добивается правильной модели поведения в данной ситуации. Сами участники дополняют свою модель отдельными деталями: причесаться и надушиться перед визитом, привести в порядок свою одежду, начистить обувь, вежливо поздороваться, высказать поздравления и пожелания и, наконец, вручить подарок, при необходимости объяснив его назначения или смысл. Проиграв ситуацию, дети меняются ролями. При создании пар тренер стремится объединить детей с разным социометрическим статусом. Это способствует снятию нежелательных стереотипов в общении, оптимизации взаимоотношений в группе.

Игра «Отгадай, что я хочу».

С помощью мимики и жестов дети по очереди показывают, какой подарок они хотели бы получить на день рождения. Другие пытаются угадать. При этом они могут задавать уточняющие вопросы, например: «Это съедобное?», «Это игрушка?», «Это круглое?» И другие. Отвечать на вопросы можно только средствами пантомимики, выражая при этом эмоции удивления, разочарования, досады, если дети называют неправильные версии; или радости, надежды, когда отгадывание идет в правильном направлении. После того, как каждый участник смог показать желаемый подарок, тренер хочет, чтобы мечты детей (если они реальные) сбылись, и каждый из них рано или поздно получил желанный подарок.

Этюды «Слушаем себя», «Улыбка по кругу».

занятие 14

цель: формирование позитивного отношения к партнерам по общению, коррекция самооценки, снижение уровня тревожности в коммуникативной деятельности.

Этюд «Приветствие».

Дети разбиваются на пары и, повернувшись лицом друг к другу, образуют два круга: внешний и внутренний. По сигналу ведущего дети, стоящие друг против друга, должны поздороваться, и по хлопку сделать шаг влево, чтобы повторить ритуал с новым партнером. Затем упражнение повторяет внутренний круг. Детям предлагается поздороваться, используя только невербальные средства.

Упражнение «Здравствуйте».

Не нарушая круга, руководитель предлагает детям задане поздороваться с разными людьми: 1) с товарищем, 2) с учителем, 3) с другом, которого давно не видел, 4) как ученик, опоздал на урок, 5) со своим врагом, 6) с инопланетянином (потереться носами). Выполнение последнего задания может вызвать интерес и одновременно продемонстрировать коммуникативные «зажимы» детей. Большинство имитируют приветствие «инопланетян», не прикасаясь к другому участнику. «

Упражнение «Мне нравится твой (твоя)

Дети создают тесный круг. Каждый из участников должен сказать двум членам группы, которых он выберет, предложения об их внешности, «имя, мне нравится твой (твоя)

После этого каждый участник может сказать двум другим ученикам, что в их поведении или чертах характера ему больше нравится.

Обсуждение:

- что ты чувствовал, когда говорил приятные вещи другим?

- Что ты чувствовал, когда слышал приятные вещи о себе?

- Что было делать легко, а трудно?

Упражнение «Ты мне очень нужен».

Дети остаются в тесном кругу. Каждый из участников по очереди должен сказать двум выбранным членам группы предложение, в котором есть слова: «Ты мне очень нужен.» Высказывания должно быть искренним. Во время выполнения упражнения нужно смотреть в глаза друг другу.

Обсуждение:- трудно было высказываться?- трудно было принимать высказывания?- которые были трудности?

занятие 15

Цель: закрепление положительного отношения к себе, формирование умения преодолевать неуверенность и тревогу, связанную с ситуациями в школьной жизни.

Упражнение «Корабль успехов».

Участникам группы предлагается нарисовать корабль (один на всех) с условием, чтобы каждая проведенная ребенком линия означала ее положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию и называет это качество. По завершении рисунок остается на доске в помещении, где проходят занятия.

Игра «Школа кенгуру»

На время игры все превращаются в кенгуру. Один член группы играет роль кенгуру-учителя, другие - учеников-кенгурята. Учитель говорит на непонятном (кенгурин) языке. Он вызывает кого-то к доске, хвалит или ругает. Задача - догадаться, что он имеет в виду и выполнить требования. В роли учителя-кенгуру желательно побывать всем детям.

Игра способствует сплочению группы и преодолению школьных страхов.

Упражнение «Розыгрыш тревожных сцен школьной жизни»

Дети могут разыграть ситуации вызывают страх и неуверенность. Желательно, чтобы такие ситуации предложили сами члены группы.

После розыгрыша ситуаций ведущий может подвести итоги и обсудить с детьми, почему они научились на занятиях.

В завершение участники группы обмениваются улыбкой и пожеланиями.

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Коррекция тревожности у младших школьников», 2 часть
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 13:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Коррекция тревожности у младших школьников», 2 часть» (включая файлы) размещена пользователем Калугина Светлана Ивановна (УИ 3267374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД