Получи документы

Модифицированная программа «Природа — наш дом»

Римма Панькова
Модифицированная программа «Природа — наш дом»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинского района

Модифицированная программа

«Природа – наш дом»

Составитель: Панькова Р. В.

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации программы : 1 год

г. Туапсе

2013-2014г. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Модифицированная программа „Природа — наш дом“» размещена в разделах

Программа имеет познавательно-исследовательскую направленность и разработана на основе программ : примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, В. И. Логиновой, О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» и методических пособий Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду», С. Н. Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду».

Основа модифицированной программы - опора на «эмоциональное неравнодушие» каждого ребёнка к природе и наиболее полное привлечение его эмоционально-чувственной сферы. Эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней, сформированные в младшем дошкольном возрасте, являются основой дальнейшей работы в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность данной программы, это формирование у детей экологического миропонимания.

Суть подхода в данной программе заключается в следующем:

- формирование начального понимания системы отношений человека к самому себе с позиции его отношения к природе. (Так кто же человек — хозяин природы или ее друг и защитник? Исследователь или завоеватель? Он над природой — как единственное разумное существо, или он вместе с природой — как ее часть? Мы все ее дети. Бережем ли мы ее, заботимся — или принимаем ее дары, не задумываясь о ее щедрости)

- воспитание в ребенке уважения к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорим мы;

- воспитывать любовь к природе и желание ухаживать за ней.

Принципы программы :

1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.

2. Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.

3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.

4. Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки и т. д.

5. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.

6. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки).

7. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.

8. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.

9. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Система работы с детьми в этой области построена на постепенном и последовательном решении всех поставленных задач.

Основные задачи программы :

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении: обогащать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробышки» и т. д., узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.

Для реализации поставленных задач используются методы и приёмы, которые обеспечивают наилучшее освоение программы.

Методы реализации программы :

• Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).

• Игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т. п.

• Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих воспитанников.

• Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающих животных, картинками, природным материалом.

• Использование ИКТ, в качестве средств наглядности, либо в качестве дидактического пособия (изображение животных, природных материалов и т. д.) для работы с детьми.

• Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров.

• Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Модель построения занятия:

1 часть

• Наблюдение;

• Экскурсии;

• Беседа;

• Труд в уголке природы;

• Рассматривание картин

2 часть

• Дидактический материал

3 часть

• Опыты

Совместная деятельность воспитателя и детей:

• Диагностика экологического воспитания детей.

• Работа с календарями, дневниками наблюдений.

• Наблюдение в уголке природы.

• Целевые прогулки в природе.

• Беседы на экологические темы.

• Игры.

• Работа с моделями.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.

• Чтение художественной литературы.

• Просмотр фильмов.

• Опыты, поисковая деятельность

• Труд.

• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему.

Сюжетно-тематическая организация занятий по ознакомлению детей с миром природы прекрасно реализуется в интеграции с другими образовательными областями. Интеграция, как более глубокая форма взаимодействия охватывает все виды детской деятельности. Способствует развитию речи, мышления, памяти, воображения, суждения, эстетического восприятия, оценки и эмоционального отношения к объектам живой и неживой природы.

Срок реализации данной программы - 1 год обучения, 1 раз в неделю, 36 занятий в год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий

Ожидаемый результат:

• Ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).

• Любопытен, многократно задает вопросы, использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы.

• Эмоционально реагирует на красивое и не красивое.

• Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы.

• Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам.

• Включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными.

• Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить, что-то сам.

• Эмоционально сопереживает, если кому-то больно, проявляет нежность и заботу к знакомым животным.

Тематический план занятий по программе «Природа – наш дом»

Наименование разделов и тем Количество занятий

РАЗДЕЛ 1 Осень 12

Тема 1 «Осень. Перелётные птицы» 4

Тема 2 «Растительный мир» 4

Тема 3 «Животный мир» 4

РАЗДЕЛ 2 Зима 12

Тема 1 «Домашние животные» 4

Тема 2 «Зимующие птицы» 4

Тема 3 «Животный в лесу» 4

РАЗДЕЛ 3 Весна 12

Тема 1 «Я человек» 4

Тема 2 «Экологическая тропа» 4

Тема 3 «Природа –наш дом» 4

ВСЕГО 36

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная программа «Природа — наш дом»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 18:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД