Получи документы

Конспект занятия «Мое генеалогическое древо»

Омарова Гурият Зугумовна
Конспект занятия «Мое генеалогическое древо»

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад с. Башлыкент»

Методическая разработка на тему:

«Мое генеалогическое древо»

.

Подготовила и провела

учитель – логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»

Омарова Г. З.

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад с. Башлыкент»

Методическая разработка на тему:

«Мое генеалогическое древо»

.

Публикация «Конспект занятия „Мое генеалогическое древо“» размещена в разделах

Подготовила и провела

учитель – логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»

Омарова Г. З.

Пояснительная записка

«Гордиться славой своих предков не только можно,

Но и должно,

Не уважать оные постыдное малодушие.

Неуважение к предкам – есть

Первый признак безнравственности».

Александр Сергеевич Пушкин.

Методическая разработка на тему «Мое генеалогическое древо» составлено учителем-логопедом МКДОУ»Детский сад с. Башлыкент» Омаровой Г. З.

Тема занятия была выбрана мной не случайно. Ведь помимо коррекционно – развивающей работы, мы учителя-логопеды, занимаемся образовательными и воспитательными процессами. И, согласно ФГОС, большое внимание уделяется нравственному воспитанию. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множество задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. С семьи начинается жизнь человека. Именно в семье происходит формирование ребенка как личности

Вместе с тем следует отметить, что объем знаний по данной теме ограничен. В программном содержании воспитания и обучения детей нет материала, касающегося прошлого семьи ребенка. В связи с чем мало кто из детей знает историю своей семьи, свою родословную. Данная методическая разработка позволяет заинтересовать детей изучением своей родословной.

Родословное (генеалогическое) древо – это представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями которого является семья. Такая схема даёт наглядное представление о родословии.

В начале занятия была создана атмосфера заинтересованности каждого ребенка к предстоящей деятельности. Дети путешествовали на машине времени, используя упражнения формирующие правильное речевое дыхание и силу голоса, тембральность. Дети продемонстрировали умение быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе с учетом его добора, умение спокойно, коротко вдыхать и свободно, плавно, удлиненно выдыхать. Показали свои знания символов гласных звуков, ориентировку во времени. Умение составлять схему слова, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. Вспомнили пословицы по предложенной теме. Отгадывали загадки.

На занятии я использовала :

метод чтения художественного произведения (использовался для постановки главной проблемы занятия, а также имеет коррекционное значение: развитие мышления и внимания);

групповая и самостоятельная работы (использовалась для актуализации знаний детей при проведении дидактических игр);

коммуникативные игры (использовались для подготовки детей к восприятию основной идеи занятия, а также для создания непринужденной доброжелательной обстановки в детском коллективе, для повышения внутригруппового доверия и сплоченности детей);

беседа (использовалась при обсуждении проблематики темы занятия с целью организации мыслительной деятельности детей, а также способствовала развитию фразовой речи детей);

наглядность как метод воспитания (имеет коррекционное значение);

принцип доступности (занятие ведется в зоне ближайшего развития детей то, что ребенок может сделать совместно с учителем-логопедом и закрепить с воспитателями и родителями).

В заключительной, рефлексивной части занятия каждый ребенок получил задание заполнить шаблон самостоятельно. Это помогло детям перейти в новое рефлексивное состояние формирования субъективного опыта с целью получения навыков самостоятельного составления генеалогического древа своей семьи.

Все поставленные цели и задачи занятия были успешно реализованы.

Каждый ребенок принял посильное активное участие в ходе занятия.

На протяжении всего занятия удалось поддерживать интерес детей на достаточно высоком уровне, что говорит о правильном выборе методов и приемов.

Данное занятие имеет практическое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья в плане их дальнейшей социализации

Цели.

Познакомить детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо».

Уточнить представления детей о родственных отношениях и способах их схематичного изображения;

Активизировать в речи детей слова, обозначающие близкородственные отношения и образные выражения о семье и близких людях;

Воспитывать уважение и преданность своему роду и патриотические настроения к своему народу.

Формировать правильное речевое дыхание. Научить детей быстро,бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе с учетом его добора. Обучать спокойному,короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Расширять и обогащать словарный запас по теме.

Учить использовать в речи предложно-падежные конструкции.

Упражнять в правильном согласовании существительных с местоимениями.

Упражнять в подборе прилагательных от существительных и уменьшительно-ласкательных форм

Упражнять разбивать слова на слоги.

Упражнять составлять схему слова.

Развивать мышление, умение правильно высказывать свои мысли.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать общие речевые навыки, связную речь. познавательные интересы, логическое мышление.

2. Развивать речемыслительную деятельность.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.

4. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.

5. Развивать речевое дыхание,силу голоса.

6. Развивать умение составлять мини-рассказ из личного опыта о своей семье.

7. Развивать умение выделять самые важные факты своего рода, активизировать знания о своей семье.

8. Способствовать образному восприятию стихотворения.

9. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом

Образовательные:

1. Расширять и обогащать словарный запас по теме.

2. Учить использовать в речи предложно-падежные конструкции.

3. Упражнять в правильном согласовании существительных с местоимениями.

4. Упражнять в поборе прилагательных от существительных.

5. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

6. Упражнять образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в ориентировании во времени (настоящем,прошедшем, будущем).

8. Дать понятие о роде, поколении, генеалогическом древе.

9. Формировать представление о генеалогическом древе.

10. Формировать умение выстраивать цепочку родственных отношений.

11. Продолжать упражнять детей в делении слов на слоги.

12. Продолжать упражнять детей составлять схему слова.

Воспитательные:

1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные.

2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

3. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление.

4. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

5. Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам.

6. Воспитывать культуру речевых высказываний.

7. Воспитывать в детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода.

8. Воспитывать в детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье». Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Уточнение представлений детей о дереве как растении, упражнение в выделении его частей, назывании характерных признаков дерева.

3. Сравнение дерева и человека: чем похожи и чем отличаются; выделение «простых аналогий» типа «У человека — руки, а у дерева — … (ветки)

4. Разглядывание семейных фотографий, оформление стенда с фото детей и их семей.

5. Изготовление родителями семейного древа.

6. Рисование рисунков на тему «Моя семья»

Оборудование и материалы :

Семейные фотографии, панно генеалогического древа, конверты для составления схемы слова, мяч, погремушка, сундук, символы гласных звуков, диск с классической музыкой.

Методы и приемы:

наглядные: рассматривание семейных альбомов, фотографий с изображением семьи.

словесные: чтение стихотворения, беседа о семье, дидактическая игра «Скажи ласково», дидактическая игра «Кто ты мне», составление творческих рассказов «Моя дружная семья».

Программное содержание:

1. Актуализировать словарь и грамматические категории по теме.

2. Формировать фонематический слух, навыки звукового, языкового анализа и синтеза.

3. Формировать пространственные представления во времени.

4. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

5. Совершенствовать качественные характеристики движений (силу, точность, переключаемость).

6. Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола.

7. Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение.

8. Воспитывать интерес к учебной деятельности, самостоятельность, дружелюбие.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие в прошлое. Но сначала попробуем разобраться : то, что прошло – это (прошлое,а то, что только еще будет – это (будущее) ,а то,что есть – это (настоящее).Молодцы,ребята. Во времени вы ориентируетесь.

Итак, нас ждет машина времени. И управлять ею будем мы с помощью звуковых сигналов.

1. УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (с использованием карточек с символами гласных звуков)

Логопед показывает символы гласных звуков поочередно. Дети делают глубокий вдох носом и плавно выдыхая воздух ртом тихо, затем увеличивая силу голоса пропевают гласные звуки, согласно увиденному символу.

а-а-а-ААА

ы-ы-ы-ЫЫЫ и т. д.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы прекрасно управляете машиной времени. Вот мы и попали в прошлое.

Ребята, посмотрите, какой красивый старинный сундук. Что же он хранит в себе?

Логопед достает из сундука погремушку.

- это предмет из нашего прошлого. Вспомните,когда вы были совсем маленькими и играли с этой игрушкой. Давайте,вспомним, какими ласковыми именами вас называли?

2. Д/И «СКАЖИ ЛАСКОВО» (использование уменьшительно ласкательных суффиксов)

Дети по очереди берут погремушку

Дети : доченька,сыночек,Альбиночка,Аринка,Мурадик,Алишка и

т. д.

Логопед : молодцы,ребята. А как бы обратились ласково вы к маме?

Дети : мамочка,мамуля,мамуленька и т. д.

Логопед предлагает ряд слов

(папа, бабушка, дедушка,брат,сестра, дядя, тетя)

Логопед: Молодцы ребята. Видно вы очень любите свою семью. А кто знает,что такое семья?

Ответы детей : это близкие люди, которые живут вместе.

Логопед : Кто же эти близкие люди? Это?

Дети : - мама, папа, брат, сестра, дедушка,бабушка и т. д.

Логопед : У каждого из нас есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и любят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях : о родителях, сестрах и братьях, дедушках и бабушках.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ родительский дом.

Рожденье детей, первый шаг,первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Вот что несет в себе это магическое слово «СЕМЬЯ».

А какие пословицы вы знаете о семье?

3. ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ.

Дети вспоминают пословицы.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семью,где лад,счастье дорогу не забывает.

На что клад, коли в семье лад.

В гостях хорошо, а дома лучше

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Логопед : Молодцы. Давайте теперь поиграем.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

(+ правильное употребление глаголов)

Есть у меня братишка-

Смешной такой мальчишка:

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже … (скачет).

Я сижу и он … (сидит,

Я бегу и он … (бежит,

Мяч беру и он (берет,

Мяч кладу и он (кладет).

Куст стригу и он (стрижет,

Жгу костер - он тоже (жжет).

Такой смешной мальчишка –

Младший мой братишка.

Логопед : Здорово у вас все получается. Но мы загостились в прошлом. Прошлое остается позади, дети подрастают,узнают много нового. Пришло время отправиться дальше. Давайте заберем подарок из прошлого – наш сундук и вернемся в настоящее. Скажем вместе тихо волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись».

Звучит музыка.

Логопед: Вот опять мы в настоящем. Давайте узнаем, что еще хранит в себе старинный сундук. Достает из сундука конверты на каждого ребенка.

Логопед : Эти конверты хорошо известны нам в настоящем. С их помощью мы с вами составляем схему слова, но прежде мы с вами поиграем в игру «ТЕЛЕГРАФ». Давайте сядем поудобнее за столы

5. Д/И «ТЕЛЕГРАФ».

Логопед раздает конверты каждому ребенку. Предлагает слово. Дети разбивают слово на слоги и составляют схему слова.

Логопед : Слово «семья»

Дети : В этом слове два слога. (показывают схему слова).

Логопед : Все верно, молодцы. Следующее слово…

(мама, бабушка, дед, сестра,братишка…и т. д.)

Логопед : У вас это здорово получается. Но, мне хочется узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

Логопед достает из сундука мяч. Я буду бросать мяч каждому, а вы будете угадывать мои загадки.

6. ЗАГАДКИ.

1. Папа, мама, старший брат,

Ася, дедушка Ахмат

– Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)

2. Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя. (мама)

3. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить.

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,

- Это наш любимый. (папа.)

4. Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. (бабушка.)

5. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

— Мой родной, любимый. (дед)

6. Кто веселый карапузик

— Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка

— Это младший мой. (братишка)

7. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

— Очень модная девчонка

— Моя старшая. (сестренка)

7. ФИЗМИНУТКА.

Логопед : какие вы молодцы.

-Ребята. Давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)

-Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло своим родным и близким людям и говорим:

«Утро настает, солнышко встает.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»

(дети садятся на места).

Логопед : Вернемся к нашему сундуку.

Логопед открывает сундук и достает из него фотоальбом и красивое развесистое дерево.

Логопед : Это семейный фотоальбом.

Читает надпись : «История нашего рода».

Как вы думаете, что такое род?

Род – это одна большая семья. Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. Славная вещь – родословное дерево. Другими словами семейное дерево.

Существуют разные способы сохранения истории своей семьи для последующих поколений. И одним из способов является составление «генеалогического древа».

И сегодня мы с вами попробуем это сделать.

Логопед : Обратите внимание. На что похоже «генеалогическое древо»?

Дети: На дерево!

Логопед : Верно! Его так назвали, потому, что история каждой семьи похожа на большое дерево, где корни – это наши бабушки и дедушки, веточки – это мамы и папы, а листочки – это дети.

Человек растт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Давайте рассмотрим наше дерево. Ствол – это человек сегодня, будущее человека – это его дети, молоденькие веточки, которые тянутся к солнышку,а вот прошлое человека – это его корни, его предки, которые раньше жили на этой земле и дали жизнь этому человеку – дереву.

Каждая семья имеет свою историю. У многих из вас есть братья и сестры. У ваших мам и пап тоже они есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо».

Логопед : Рядом с вашим древом лежат фотографии ваших родных. Давайте каждый из вас попробует составить генеалогическое древо своего рода.

8. «МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО».

Под музыку дети составляют генеалогическое древо.

Логопед : Посмотрите, как преобразилось древо. Это получился ваш род. Подумайте и что-нибудь пожелайте своей большой семье, своему большому роду.

Заслушиваем пожелания детей.

Логопед : Очень хорошие пожелания. И я хочу вам привести в пример одну пословицу.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Я желаю, чтобы у вас были крепкие корни и в будущем большая раскидистая крона.

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад с. Башлыкент»

Методическая разработка на тему:

«Мое генеалогическое древо»

.

Подготовила и провела

учитель – логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»

Омарова Г. З.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Генеалогическое дерево второй младшей группы»Конспект занятия «Генеалогическое дерево второй младшей группы» Цель: Расширить представления детей друг о друге, о своих воспитателях, о группе, о традициях детского сада в целом. Создать генеалогическое.

«Мое генеалогическое древо». Совместное мероприятие с родителями в средней группе«Мое генеалогическое древо». Совместное мероприятие с родителями в средней группе "Мое генеалогическое древо"- совместное мероприятие с родителями по проектной деятельности в средней группе "Моя семья". В нашем детском.

Генеалогическое древо в подготовительной группе Все люди рано или поздно начинают задумываться о своих корнях. Потому что сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Семья. Генеалогическое древо»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Семья. Генеалогическое древо» Цель: формировать у детей правильное, традиционное представление о семье. Задачи: - формировать у детей представления о семье, о нравственном.

Мастер-класс «Древо семьи»Мастер-класс «Древо семьи» Слово «родословная» у нас чаще всего ассоциируется с предками. Возникает некое чувство вины, что так и не доходят руки записать.

Мастер-класс с родителями и воспитанниками в средней группе «Генеалогическое древо группы»Мастер-класс с родителями и воспитанниками в средней группе «Генеалогическое древо группы» Цель: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания. Задачи: - установить.

Положение о выставке творческих работ «Моё семейное древо» «Утверждаю» Заведующий МКДОУ д/с №26 ___Е. В. Горлова Положение о проведении выставки творческих работ «Моё семейное древо».

Фотоотчет «Проект «Генеалогическое древо семьи»Фотоотчет «Проект «Генеалогическое древо семьи» Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растет. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А. С. Пушкин писал:.

Проект «Мое генеалогическое древо»Проект «Мое генеалогическое древо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад №12" ГО ЗАТО г Фокино Проект на.

Совместная творческая проектная деятельность родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи» (старший возраст)Совместная творческая проектная деятельность родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи» (старший возраст) Проект"Генеалогическое древо моей семьи" был создан к тематической недели"Семья".Воспитанники подготовительной к школе группе и их родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мое генеалогическое древо»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 11:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД