Конспект занятия «Мое генеалогическое древо»

Омарова ГУРИЯТ
Конспект занятия «Мое генеалогическое древо»

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад с. Башлыкент»

Методическая разработка на тему:

«Мое генеалогическое древо»

.

Подготовила и провела

учитель – логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»

Омарова Г. З.

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад с. Башлыкент»

Методическая разработка на тему:

«Мое генеалогическое древо»

.

Подготовила и провела

учитель – логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»

Омарова Г. З.

Пояснительная записка

«Гордиться славой своих предков не только можно,

Но и должно,

Не уважать оные постыдное малодушие.

Неуважение к предкам – есть

Первый признак безнравственности».

Александр Сергеевич Пушкин.

Методическая разработка на тему «Мое генеалогическое древо» составлено учителем-логопедом МКДОУ»Детский сад с. Башлыкент» Омаровой Г. З.

Тема занятия была выбрана мной не случайно. Ведь помимо коррекционно – развивающей работы, мы учителя-логопеды, занимаемся образовательными и воспитательными процессами. И, согласно ФГОС, большое внимание уделяется нравственному воспитанию. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множество задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. С семьи начинается жизнь человека. Именно в семье происходит формирование ребенка как личности

Вместе с тем следует отметить, что объем знаний по данной теме ограничен. В программном содержании воспитания и обучения детей нет материала, касающегося прошлого семьи ребенка. В связи с чем мало кто из детей знает историю своей семьи, свою родословную. Данная методическая разработка позволяет заинтересовать детей изучением своей родословной.

Родословное (генеалогическое) древо – это представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями которого является семья. Такая схема даёт наглядное представление о родословии.

В начале занятия была создана атмосфера заинтересованности каждого ребенка к предстоящей деятельности. Дети путешествовали на машине времени, используя упражнения формирующие правильное речевое дыхание и силу голоса, тембральность. Дети продемонстрировали умение быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе с учетом его добора, умение спокойно, коротко вдыхать и свободно, плавно, удлиненно выдыхать. Показали свои знания символов гласных звуков, ориентировку во времени. Умение составлять схему слова, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. Вспомнили пословицы по предложенной теме. Отгадывали загадки.

На занятии я использовала :

метод чтения художественного произведения (использовался для постановки главной проблемы занятия, а также имеет коррекционное значение: развитие мышления и внимания);

групповая и самостоятельная работы (использовалась для актуализации знаний детей при проведении дидактических игр);

коммуникативные игры (использовались для подготовки детей к восприятию основной идеи занятия, а также для создания непринужденной доброжелательной обстановки в детском коллективе, для повышения внутригруппового доверия и сплоченности детей);

беседа (использовалась при обсуждении проблематики темы занятия с целью организации мыслительной деятельности детей, а также способствовала развитию фразовой речи детей);

наглядность как метод воспитания (имеет коррекционное значение);

принцип доступности (занятие ведется в зоне ближайшего развития детей то, что ребенок может сделать совместно с учителем-логопедом и закрепить с воспитателями и родителями).

В заключительной, рефлексивной части занятия каждый ребенок получил задание заполнить шаблон самостоятельно. Это помогло детям перейти в новое рефлексивное состояние формирования субъективного опыта с целью получения навыков самостоятельного составления генеалогического древа своей семьи.

Все поставленные цели и задачи занятия были успешно реализованы.

Каждый ребенок принял посильное активное участие в ходе занятия.

На протяжении всего занятия удалось поддерживать интерес детей на достаточно высоком уровне, что говорит о правильном выборе методов и приемов.

Данное занятие имеет практическое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья в плане их дальнейшей социализации

Цели.

Познакомить детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо».

Уточнить представления детей о родственных отношениях и способах их схематичного изображения;

Активизировать в речи детей слова, обозначающие близкородственные отношения и образные выражения о семье и близких людях;

Воспитывать уважение и преданность своему роду и патриотические настроения к своему народу.

Формировать правильное речевое дыхание. Научить детей быстро,бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе с учетом его добора. Обучать спокойному,короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Расширять и обогащать словарный запас по теме.

Учить использовать в речи предложно-падежные конструкции.

Упражнять в правильном согласовании существительных с местоимениями.

Упражнять в подборе прилагательных от существительных и уменьшительно-ласкательных форм

Упражнять разбивать слова на слоги.

Упражнять составлять схему слова.

Развивать мышление, умение правильно высказывать свои мысли.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать общие речевые навыки, связную речь. познавательные интересы, логическое мышление.

2. Развивать речемыслительную деятельность.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.

4. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.

5. Развивать речевое дыхание,силу голоса.

6. Развивать умение составлять мини-рассказ из личного опыта о своей семье.

7. Развивать умение выделять самые важные факты своего рода, активизировать знания о своей семье.

8. Способствовать образному восприятию стихотворения.

9. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом

Образовательные:

1. Расширять и обогащать словарный запас по теме.

2. Учить использовать в речи предложно-падежные конструкции.

3. Упражнять в правильном согласовании существительных с местоимениями.

4. Упражнять в поборе прилагательных от существительных.

5. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

6. Упражнять образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в ориентировании во времени (настоящем,прошедшем, будущем).

8. Дать понятие о роде, поколении, генеалогическом древе.

9. Формировать представление о генеалогическом древе.

10. Формировать умение выстраивать цепочку родственных отношений.

11. Продолжать упражнять детей в делении слов на слоги.

12. Продолжать упражнять детей составлять схему слова.

Воспитательные:

1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные.

2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

3. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление.

4. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

5. Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам.

6. Воспитывать культуру речевых высказываний.

7. Воспитывать в детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода.

8. Воспитывать в детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье». Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Уточнение представлений детей о дереве как растении, упражнение в выделении его частей, назывании характерных признаков дерева.

3. Сравнение дерева и человека: чем похожи и чем отличаются; выделение «простых аналогий» типа «У человека — руки, а у дерева — … (ветки)

4. Разглядывание семейных фотографий, оформление стенда с фото детей и их семей.

5. Изготовление родителями семейного древа.

6. Рисование рисунков на тему «Моя семья»

Оборудование и материалы:

Семейные фотографии, панно генеалогического древа, конверты для составления схемы слова, мяч, погремушка, сундук, символы гласных звуков, диск с классической музыкой.

Методы и приемы:

наглядные: рассматривание семейных альбомов, фотографий с изображением семьи.

словесные: чтение стихотворения, беседа о семье, дидактическая игра «Скажи ласково», дидактическая игра «Кто ты мне», составление творческих рассказов «Моя дружная семья».

Программное содержание:

1. Актуализировать словарь и грамматические категории по теме.

2. Формировать фонематический слух, навыки звукового, языкового анализа и синтеза.

3. Формировать пространственные представления во времени.

4. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

5. Совершенствовать качественные характеристики движений (силу, точность, переключаемость).

6. Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола.

7. Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение.

8. Воспитывать интерес к учебной деятельности, самостоятельность, дружелюбие.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие в прошлое. Но сначала попробуем разобраться: то, что прошло – это (прошлое,а то, что только еще будет – это (будущее) ,а то,что есть – это (настоящее).Молодцы,ребята. Во времени вы ориентируетесь.

Итак, нас ждет машина времени. И управлять ею будем мы с помощью звуковых сигналов.

1. УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (с использованием карточек с символами гласных звуков)

Логопед показывает символы гласных звуков поочередно. Дети делают глубокий вдох носом и плавно выдыхая воздух ртом тихо, затем увеличивая силу голоса пропевают гласные звуки, согласно увиденному символу.

а-а-а-ААА

ы-ы-ы-ЫЫЫ и т. д.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы прекрасно управляете машиной времени. Вот мы и попали в прошлое.

Ребята, посмотрите, какой красивый старинный сундук. Что же он хранит в себе?

Логопед достает из сундука погремушку.

- это предмет из нашего прошлого. Вспомните,когда вы были совсем маленькими и играли с этой игрушкой. Давайте,вспомним, какими ласковыми именами вас называли?

2. Д/И «СКАЖИ ЛАСКОВО» (использование уменьшительно ласкательных суффиксов)

Дети по очереди берут погремушку

Дети: доченька,сыночек,Альбиночка,Аринка,Мурадик,Алишка и

т. д.

Логопед: молодцы,ребята. А как бы обратились ласково вы к маме?

Дети: мамочка,мамуля,мамуленька и т. д.

Логопед предлагает ряд слов

(папа, бабушка, дедушка,брат,сестра, дядя, тетя)

Логопед: Молодцы ребята. Видно вы очень любите свою семью. А кто знает,что такое семья?

Ответы детей: это близкие люди, которые живут вместе.

Логопед: Кто же эти близкие люди? Это?

Дети: - мама, папа, брат, сестра, дедушка,бабушка и т. д.

Логопед: У каждого из нас есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и любят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сестрах и братьях, дедушках и бабушках.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ родительский дом.

Рожденье детей, первый шаг,первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Вот что несет в себе это магическое слово «СЕМЬЯ».

А какие пословицы вы знаете о семье?

3. ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ.

Дети вспоминают пословицы.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семью,где лад,счастье дорогу не забывает.

На что клад, коли в семье лад.

В гостях хорошо, а дома лучше

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Логопед: Молодцы. Давайте теперь поиграем.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

(+ правильное употребление глаголов)

Есть у меня братишка-

Смешной такой мальчишка:

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже … (скачет).

Я сижу и он … (сидит,

Я бегу и он … (бежит,

Мяч беру и он (берет,

Мяч кладу и он (кладет).

Куст стригу и он (стрижет,

Жгу костер - он тоже (жжет).

Такой смешной мальчишка –

Младший мой братишка.

Логопед: Здорово у вас все получается. Но мы загостились в прошлом. Прошлое остается позади, дети подрастают,узнают много нового. Пришло время отправиться дальше. Давайте заберем подарок из прошлого – наш сундук и вернемся в настоящее. Скажем вместе тихо волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись».

Звучит музыка.

Логопед: Вот опять мы в настоящем. Давайте узнаем, что еще хранит в себе старинный сундук. Достает из сундука конверты на каждого ребенка.

Логопед: Эти конверты хорошо известны нам в настоящем. С их помощью мы с вами составляем схему слова, но прежде мы с вами поиграем в игру «ТЕЛЕГРАФ». Давайте сядем поудобнее за столы

5. Д/И «ТЕЛЕГРАФ».

Логопед раздает конверты каждому ребенку. Предлагает слово. Дети разбивают слово на слоги и составляют схему слова.

Логопед: Слово «семья»

Дети: В этом слове два слога. (показывают схему слова).

Логопед: Все верно, молодцы. Следующее слово…

(мама, бабушка, дед, сестра,братишка…и т. д.)

Логопед: У вас это здорово получается. Но, мне хочется узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

Логопед достает из сундука мяч. Я буду бросать мяч каждому, а вы будете угадывать мои загадки.

6. ЗАГАДКИ.

1. Папа, мама, старший брат,

Ася, дедушка Ахмат

– Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)

2. Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя. (мама)

3. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить.

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,

- Это наш любимый. (папа.)

4. Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. (бабушка.)

5. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

— Мой родной, любимый. (дед)

6. Кто веселый карапузик

— Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка

— Это младший мой. (братишка)

7. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

— Очень модная девчонка

— Моя старшая. (сестренка)

7. ФИЗМИНУТКА.

Логопед: какие вы молодцы.

-Ребята. Давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)

-Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло своим родным и близким людям и говорим:

«Утро настает, солнышко встает.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»

(дети садятся на места).

Логопед: Вернемся к нашему сундуку.

Логопед открывает сундук и достает из него фотоальбом и красивое развесистое дерево.

Логопед: Это семейный фотоальбом.

Читает надпись: «История нашего рода».

Как вы думаете, что такое род?

Род – это одна большая семья. Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. Славная вещь – родословное дерево. Другими словами семейное дерево.

Существуют разные способы сохранения истории своей семьи для последующих поколений. И одним из способов является составление «генеалогического древа».

И сегодня мы с вами попробуем это сделать.

Логопед: Обратите внимание. На что похоже «генеалогическое древо»?

Дети: На дерево!

Логопед: Верно! Его так назвали, потому, что история каждой семьи похожа на большое дерево, где корни – это наши бабушки и дедушки, веточки – это мамы и папы, а листочки – это дети.

Человек растт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Давайте рассмотрим наше дерево. Ствол – это человек сегодня, будущее человека – это его дети, молоденькие веточки, которые тянутся к солнышку,а вот прошлое человека – это его корни, его предки, которые раньше жили на этой земле и дали жизнь этому человеку – дереву.

Каждая семья имеет свою историю. У многих из вас есть братья и сестры. У ваших мам и пап тоже они есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо».

Логопед: Рядом с вашим древом лежат фотографии ваших родных. Давайте каждый из вас попробует составить генеалогическое древо своего рода.

8. «МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО».

Под музыку дети составляют генеалогическое древо.

Логопед: Посмотрите, как преобразилось древо. Это получился ваш род. Подумайте и что-нибудь пожелайте своей большой семье, своему большому роду.

Заслушиваем пожелания детей.

Логопед: Очень хорошие пожелания. И я хочу вам привести в пример одну пословицу.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Я желаю, чтобы у вас были крепкие корни и в будущем большая раскидистая крона.

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад с. Башлыкент»

Методическая разработка на тему:

«Мое генеалогическое древо»

.

Подготовила и провела

учитель – логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»

Омарова Г. З.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Генеалогическое дерево второй младшей группы»Конспект занятия «Генеалогическое дерево второй младшей группы» Цель: Расширить представления детей друг о друге, о своих воспитателях, о группе, о традициях детского сада в целом. Создать генеалогическое.

«Мое генеалогическое древо». Совместное мероприятие с родителями в средней группе«Мое генеалогическое древо». Совместное мероприятие с родителями в средней группе "Мое генеалогическое древо"- совместное мероприятие с родителями по проектной деятельности в средней группе "Моя семья". В нашем детском.

Генеалогическое древо в подготовительной группе Все люди рано или поздно начинают задумываться о своих корнях. Потому что сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Семья. Генеалогическое древо»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Семья. Генеалогическое древо» Цель: формировать у детей правильное, традиционное представление о семье. Задачи: - формировать у детей представления о семье, о нравственном.

Библиотека изображений:
  • История
  • История
  • История
Автор публикации:
Конспект занятия «Мое генеалогическое древо»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 11:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

Стенгазета ко Дню Матери «С Днем Матери»
СТЕНГАЗЕТА КО ДНЮ МАТЕРИ " С ДНЕМ МАТЕРИ " День матери - один из самых светлых праздников. Для каждого малыша мама - это солнышко, мама - это...
Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе
Дети проводят в детском саду очень много времени, поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать индивидуальность каждого ребенка, давать...
Конспект тематической беседы «Скоро, скоро Новый год» в старшей группе
Цель: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных...