Нина Васильева-Жарый
Мое видение выбора областей интеграции для НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Да простят меня признанные и глубокоуважаемые мэтры дошкольной педагогики! Осмелюсь высказать свое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции.
Итак, я купила в магазине книги в помощь моему ежедневному планированию работы с детьми. Тут и рабочие тетради, и комплексные занятия, и занятия по разным предметам. На всех обложках указано: соответствует ФГОС ДО.
Спасибо, мэтры, за помощь! Она действительно полезна мне. Но вот ваши труды ни в коей мере реализуемому нами стандарту не соответствует.
Публикация «Мое видение выбора областей интеграции для НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Давайте рассмотрим такой аспект нашей работы, как интеграция образовательных областей в НОД. Возьмем, например, темой НОД аппликацию. Что я вижу в ваших изданиях? Вы интегрируете ее и с художественным словом, и с безопасностью, и с музыкой, и с познанием – и все это в рамках одного занятия, которое длится от 10 до 30 минут в разных возрастных группах.
Я не спорю – учить навыкам безопасной работы с ножницами очень важно. Но ведь задачи-то должны изменяться по мере взросления детей. Вряд ли в НОД для подготовительной группы так важна интеграция с безопасностью, если речь идет о правилах пользования ножницами. Мы ведь все это прошли уже в средней группе, не так ли?
Если же вы предлагаете интеграцию с 2-3 образовательными областями, это как минимум обозначает, что на каждую из них вы должны поставить по 1-2 задачи, и не просто поставить, а еще и реализовать их. Итак, 3-4 задачи по основной теме, плюс по 1-2 задачи на каждую из 2-3 областей интеграции, итого до шести задач. Вместе получается до 10 задач на СОД. Не бьется арифметика! Не реализуем мы столько задач, физически времени не хватит.
Позволю себе поделиться своим опытом.
Итак, у меня есть конкретная тема НОД. Пусть это будет лепка мышки. Цели и задачи понятны. Не о них сейчас речь. Я хочу об интеграции сказать. Как мне решить, с чем интегрировать основную тему? Я для себя приняла вот какое правило. Тема НОД – это то, что мы будем делать. Области интеграции я выбираю в зависимости от подачи материала, от способа мотивации детей к деятельности..
Мы лепим мышку во второй младшей группе. Зачем мы ее лепим? Потому что в нашу группу прибежал одинокий мышонок, ему скучно и страшно, ему не с кем играть. Мы лепим мышонку друзей и подружек. Область интеграции – физическое развитие. Мы ведь для игр товарища лепили, а мышата, они озорные, они играют и бегают.
Средняя группа. Мы не можем выпустить мышонка, его кошка может сцапать. Значит. Область интеграции – познание. Мы говорим о пищевых цепочках в природе. Мы рассуждаем о том, кто кошка хищница и ловит мышей.
Старшая группа. Мы не просто лепим мышей, мы обращаем внимание на то, что фигурка должна быть в движении. Каждой мышке в лапы мы лепим музыкальный инструмент. Интеграция – с музыкой. Слушаем и характеризуем увертюру к оперетте «Летучая мышь». Музыка Штрауса – классика жанра.
Подготовительная группа. Мы делаем сказку о глупом мышонке для малышей. У нас уже есть кроватки для мышат и фигурки персонажей из произведения, их мы взяли готовые, фабричные. Акцент в лепке – на мелкие детали и выразительность поделки. Интеграция – с литературой. Произведение Маршака детям знакомо, многие запомнили его наизусть. НОД заканчивается коротким, но очень эмоциональным настольным театром. Спектакль можно будет повторить младших и ясельных группах в другое время. В подготовительной группе можно взять и две области интеграции. Пусть вторая будет обозначена как познание. Почему бы и нет? Мы ведь только что говорили о различных видах театра, и способах изготовления кукол для театра, о материалах, в данном случае – это глина или пластилин.
Коллеги! Я приглашаю вас не просто лайкнуть. Я прошу вас поделиться своим опытом по мотивированию детей к деятельности и по определению областей интеграции в НОД. Это пока новое для нас, этому надо учиться. Давайте делать друг другу приятные подсказки!