МААМ-картинки

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город Набережные Челны»

Елена Донскова
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город Набережные Челны»

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию

«Мой город Набережные Челны»

для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию „Мой город Набережные Челны“» размещена в разделах

Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным, если:

• в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;

• поддерживать тесное сотрудничество с семьей по воспитанию у детей любви к родному городу, краю, стране.

В нашем ДОУ в течение года проводится работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к родному городу, родной стране, родному дому. Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина.

Цель: сформировать у дошкольников нравственные качества и патриотические чувства к Родине.

Задачи:

- формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;

- прививать детям любовь к Родине;

- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую родину;

- знакомить детей с историей города Набережные Челны, его культурой, архитектурой;

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются через восхищение своим городом. Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения, определённому кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками культуры, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, о людях- первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе.

Основные характеристики деятельности:

1. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т. е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

2. Вся работа планируется по темам, которая включает организованную образовательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.

3. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст

4. Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, основывается на личностно – ориентированную модель организации педагогического процесса.

Формы работы с детьми:

Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:

• Беседы о родном городе Набережные Челны и об истории своего народа;

• Беседы об окружающей природе;

• Чтение художественной литературы на патриотические темы;

• Составление семейных альбомов и организация выставок рисунков на тему «Моя семья»;

• Знакомство с гербом города;

• О героях города в Великой Отечественной Войне;

• Рассказ родителей о членах семьи, участвовавших в ВОВ;

• Разучивание песен и стихов о родном городе;

• Целенаправленные игры и личный пример воспитателей и родителей.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Что ребёнок должен знать о своей стране?

Опыт показывает: уже в дошкольном детстве ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран.

Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны – традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Несмотря на то, что новые государственные символы – герб и флаг - появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь и на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и её роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем белее тесными становятся с ребенком эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Методы семейного воспитания.

Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры поведения детей.

Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.

В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:

• Режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;

• Семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;

• Игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.

Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.

Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребёнком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получите бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод используется во время:

• чтения педагогом рассказов;

• экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;

• наблюдений;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр и др.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);

• сообщение дополнительного материала воспитателем;

• загадывание загадок;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо:

• организовывать продуктивную деятельность;

• провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);

• оформить гербарий, альбомы;

• организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;

• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Список используемой литературы:

1. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва — 2009.

2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 2011 г., № 12 2011 г.

3. Библиографическое описание: Тимофеева И. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом [Текст] / И. В. Тимофеева, Л. Б. Тимченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 57-62.

4. Антонов Ю. Е. Великой победе посвящается. Праздники в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2011.

5. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Город в котором я живу. ВидеоГород в котором я живу. Видео Город в котором я живу. Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на экскурсию по городу Набережные Челны. Город знаменит на весь мир. Ведь именно.

Автор публикации:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город Набережные Челны»
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 21:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД