МААМ-картинки

Опыт работы по воспитанию любви к родной природе (8 фото)

Марина Патрина
Опыт работы по воспитанию любви к родной природе

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». И поэтому, когда малыши, пришли ко мне в 2011г очень, хотелось дать знания о природе, раскрыть красоту нашего мира и поэтому я решила взять тему: «Изучение мира природы по средствам проектной деятельности»

Публикация «Опыт работы по воспитанию любви к родной природе» размещена в разделах

Опыт работы по воспитанию любви к родной природе

Дети подрастали, наблюдая за ними, я поняла, как важно им не только объяснить, рассказать, но и показать, дать самим попробовать. И самым лучшим для меня показалось это обратиться именно к исследовательской деятельности, где ребятишки могли бы сами исследовать, рассматривать, потрогать. И в дальнейшем тема изменилась и стала называться: «Изучение мира природы путём экспериментирования по средствам проектной деятельности»

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Мною были составлены проекты: с малышами мы знакомились с временами года. Был реализован проект «Весна»

Фото №1 Любовь к родной природе

Цель проекта: Дать детям представление о времени года «Весна»

Задачи: Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны (состояние погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенности жизни диких животных и птиц в период наступления весны;

Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности;

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

Формировать потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем;

Развивать умение общаться со сверстниками, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог. Познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народным праздником «Проводы зимы», «Масленица»;

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности;

Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.

А так же проект: «Осень, осень в гости просим»

Фото №2 Воспитание детей

Цель проекта: Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.

Задачи: Учить видеть красоту. Изменчивость и неповторимость окружающего мира.

Закреплять знания детей о подготовке животных и птиц к зиме.

Воспитывать чувство глубокой привязанности и любви к природе родного края.

Формировать отзывчивость, доброжелательность, любовь к животным и птицам, желание помогать им, заботиться о них. Воспитывать бережное отношение к ним

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Вот и мои малыши начали изучать мир с помощью экспериментов

Со средней группой мы изучали свойства воды и проект назывался

«Волшебница вода»

Фото №3 Материалы для педагогов воспитывается с раннего возраста

Цель проекта:

• Ознакомление детей со значением воды.

Задачи проекта:

• Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;

Воспитание бережного отношения к воде;

• Развитие эстетического восприятия воды в природе (искристый снег, удивительные снежинки, сверкающий лёд и т. д.);

• Знакомство детей со свойствами воды;

• Формирование понятия, что воду можно очистить.

Актуальность проекта:

Необходимость расширения знаний и представлений у детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

1 этап: Постановка познавательной проблемы, создание мной мотивации, принятие задачи детьми

Содержание: Разработка мной системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций и разнообразной деятельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.

Условия: Достаточная сложность поставленной задачи для детей, требующая мыслительной деятельности для сопоставления известных фактов, выдвижения предварительных выводов.

Поисковый характер самостоятельной работы детей. Жизненная значимость и интерес к поставленным задачам.

Последовательное усложнение задач.

2 этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка этих предположений.

Содержание: Анализ познавательной задачи под моим руководством; выявление известного и неизвестного. Выдвижение детьми предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор детьми и взрослого способов проверки предположений.

Условия: Необходимость совместного рассмотрения каждого из предположений (особое внимание уделялось противоречивым предположениям ребёнка).

При особой сложности поставленной задачи и отсутствие ее решения у детей предположение выдвигаю сама.

Применение различных способов проверки предположений. Способы проверки предположений:

• Кратковременные наблюдения;

• Сравнения;

• Элементарные опыты;

• Эвристические беседы;

3 этап: Анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.

Условия: Побуждение детей к самостоятельному формулированию выводов.

При сложности задачи или высказывании неправильных выводов я организую дополнительные опыты, наблюдения.

Дети становились взрослее и, наблюдая за детьми, я определила объекты, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам:

• живая природа : изменения в природе, условия необходимые для жизни растений

• неживая природа : жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, песок, глина,

рукотворный мир: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

И в старшей группе тема проекта была: «Изучение мира путём экспериментирования»

Фото №4 Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте гармонии целесообразности единству которые царят в ней

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

В подготовительной группе я продолжила начатую тему и разработала проект под названием: «Интересное рядом»

Фото №5 Материалы для педагогов Опыт работы практика Экология экологическое воспитание природа Темочки

Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использую следующие формы работы :

- НОД;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- лабораторные работы;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

экскурсии и целевые прогулки;

Создаю огород на окне и наблюдаю с детьми как растут растения и наблюдения заносим в специальный журнал.

В своей работе для развития познавательной активности у детей я активно использую— опыты.

Фото №6 Дети подрастали наблюдая за ними я поняла как важно им не только объяснить рассказать но и показать дать самим попробовать

Опыты провожу как во время НОД, так и в совместной деятельности с детьми во время режимных моментов. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой ив комочке земли и т. д.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций, межличного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.

Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, мною используются такие приемы:

- Выполняю работу по указанию детей. Когда, обучая меня, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию:

• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

И что нежелательно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Для наблюдения за растениями были организованы в группе и на участке огороды. При наблюдение использовались календари, где фиксировалось: всхожесть растений, рост, появление листочков и в заключении дети делали выводы.

Фото №7 И самым лучшим для меня показалось это обратиться именно к исследовательской деятельности где ребятишки могли бы сами исследовать рассматривать потрогать

Я убедилась в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

Публикации по теме:

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольниковОпыт работы по экологическому воспитанию дошкольников 1. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении «Современная экология – это наука о том, как передать.

Обобщенный опыт работы «Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям» Управление образования Администрации города Костромы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 89».

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МБДОУ «ЦРР - детский сад "Сказка" ОП ЦРР детский сад "Улыбка" г. Ковылкино.

Опыт работы по экологическому воспитанию Человечество, учитывая печальные ошибки прошлого, твердо осознало, что потеря каждого биологического вида дикой природы наносит ущерб экологическим.

Опыт работы Тема: воспитание патриотических чувств и любви к стране, родному городу у детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Автор: Возмищева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Педагогический опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию детейПедагогический опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию детей Вашему вниманию представляется педагогический опыт работы по познавательному развитию, формированию экологической культуры детей раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по воспитанию любви к родной природе
Опубликовано: 12 октября 2017 в 19:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД