Получи документы

Педагогический проект «Пустыня — царство песков» в старшей группе (9 фото)

Оксана Брылова
Педагогический проект «Пустыня — царство песков» в старшей группе

Проект «Пустыня-царство песков».

Вид проекта: краткосрочный(1 неделя).

Тип проекта: познавательно - экспериментальный

Участники: воспитатели, дети старшей группы и родители воспитанников.

Сроки реализации: 2020 учебный год

Актуальность проекта

Публикация «Педагогический проект „Пустыня — царство песков“ в старшей группе» размещена в разделах

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем то-го мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает (то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная актив-ность.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Ребенок – самостоятельная личность. Он способен наблюдать за собой и объектами окружающего мира, чувствовать, думать, выделять предметы и явления, особенно для него важные. Все это позволяет личности развиваться лишь тогда, когда инициатива исходит от нее же самой.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Детское экспериментирование один из важнейших аспектов раз-вития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведениях об объекте. Именно поэтому можно сказать, что в экспериментировании идёт саморазвитие ребёнка. В познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем и как устроен мир). Толчком к началу эксперимента может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то просьба или проблема.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мысли-тельные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать опе-рации анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполя-ции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников.

Общаясь с детьми о пустыне, было замечено, что они в недостаточной степе-ни имеют представление о том, какие животные проживают в пустыне, какие растения там произрастают, как они все приспосабливаются к среде обитания. Возникла необходимость в расширении знаний и представлений у детей о свойствах песка, осознание детьми значения песка в жизни людей и для их здоровья.

Именно поэтому актуальным стала разработка проекта по познавательному развитию детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Пустыня – царство песков».

Цель проекта:

1. Расширение знаний детей о природной зоне «Пустыня» (особенности климата, растительный и животный мир, приспособление растений и животных к жизни в пустыне).

2. Формирование у детей интереса к объектам живой и неживой природы, наблюдение за ними.

3. Формирование благоприятных условий для развития у детей интереса к по-знанию и стремлению к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.

4. Воспитание желания узнавать новое из прочитанной научной и художественной литературы.

Задачи проекта:

1. Продолжать знакомить детей с климатическими условиями пустыни.

2. Развивать интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне.

3. Обеспечить участие детей в изготовлении и наполнении макета «Пустыня».

4. Расширять представление детей о свойствах песка, о его значении и области применения в жизни человека.

5. Развивать способность видеть причинно-следственные связи в природе, анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки или подтверждения.

6. Ознакомить детей с литературными и художественными произведениями по теме проекта.

7. Организовать выставку детских рисунков.

8. Подготовить совместными усилиями детей и родителей различных картотек по теме проекта.

9. Повысить компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом пе-сок, редко идут дожди, песчаные бури, называть приспособление животных и растений к среде обитания.

• Проявление у детей интереса к проведению опытов и экспериментированию, развитие внимательности при наблюдениях за объектами. Формирование не только интеллектуальных впечатлений, но и развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.

• Развитие у дошкольников умения отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

• Умение самостоятельно организовывать игры с песком на основе имеющихся знаний.

Родители:

• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

• Обогащение опыта совместной деятельности с ребёнком.

Педагог:

• Повышение теоретического уровня и профессиональных умений.

• Внедрение современных методов и технологий.

• Самореализация всей деятельности проекта.

Необходимые материалы:

Ёмкости с сухим и мокрым песком, ручные лупы, одноразовые стаканчики, пе-сочные часы, стаканчик с водой, макет «Пустыня», фигурки животных и растений Пустыни, пластилин, стеки, фотографии песчаных пустынь и их обитателей.

Методы и приёмы работы:

• Словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы.

• Наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, рассматривание объекта для наблюдений, презентация.

• Игровые: дидактические игры, сюжетно – ролевая игра, сюрпризный момент, ситуации, общение.

• Практические: опытно – экспериментальная деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Продукты проекта:

• Оформление информации для родителей в виде ширмы: «Что мы знаем о пустыне?», разработаны рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома».

• Макет «Пустыня».

• На основе опытов с песком детьми была составлена схема.

• Выставка творческих работ детей «Красота пустыни»(рисование, «Корабль пустыни»(лепка, рисование песком.

• Картотеки: «Загадки пустыни», «Стихи про пустыню», «Познавательные сказки о пустыне», «Игры с песком».

• Итоговое занятие «Путешествие в пустыню – царство песков».

• Презентация проекта «Пустыня – царство песков».

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое:

• Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год.

• Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год

• «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А Мартынова И. М. Суркова.

• Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. :ТЦ «Сфера»,2005.

• Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1.

• А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова «Здравствуй, мир! " Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей» - Издательство: Баласс, 2006 г.

• Жителева С. С. «Песочная терапия». Ребенок в детском саду. 2006.№4

Материально – техническое:

• Подборка консультативных материалов для родителей.

• Разработка проекта, конспектов занятий и бесед, игр - экспериментирования.

• Подбор иллюстраций, детской литературы.

• Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный: сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

2 этап – Основной: реализация проекта.

3 этап – Заключительный: подведение результатов, презентация работы над проектом.

Форма работы

Подготовительный этап

1) Подбор и анализ научно – методической и художественной литературы по теме проекта.

2) Создать мотивацию для работы по проекту.

3) Разработать тематический план на неделю.

4) Изготовление модели макета «Пустыня».

5) Создание условий для детского экспериментирования. («Лаборатория опытов»)

6) Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием и в детских энциклопедиях.

7) Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

8) Подбор консультативного материала для родителей.

Основной этап

Работа с детьми:

Стихи: С. Я. Маршак «Жёлтая страница» с просмотром пре-зентации, «Пустыня» Е. Евсеева,

Познавательные сказки: «Пустыня и верблюд», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Песок и солнечный свет», Сказка о верблюде», «Зачем верблюду горб?».

Рассказы: «Растительность пустынь» Т. Шорыгина,

Цикл бесед:

1) «Что такое песок и как он возник».

2) «Для чего нужен песок человеку».

3) Ситуация общения «Что мы знаем о пустыне».

Дидактические игры:

«Кто лишний?», «Заселим пустыню», «Кто, где живёт», «Лото – животный мир».

Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие в пустыню».

Опыты с песком. (ОД «Свойства песка»)

Игры – эксперименты.

Творческая мастерская: рисование песком «Песочная сказка пустыни». Цель: Продолжать знакомить со свойствами сухого песка. Познакомить с техникой рисования песком, развивать художественно-творческие способности, фантазию.

Работа с родителями:

Цель: Вовлечение родителей в воспитательно–образовательный процесс, способствовать поддержанию активного интереса у детей к окружающей природе.

• Оформление наглядной информации в родительском уголке.

• Домашняя работа по поиску информации и иллюстраций по теме проекта.

• Привлечение родителей к составлению картотек.

• Привлечение родителей для пополнения знаний детей че-рез беседы, чтение познавательной литературы, просмотр детских передач дома.

Заключительный этап

• Оформление информации для родителей в виде ширмы: «Что мы знаем о пустыне?», разработаны рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома».

• Макет «Пустыня».

• На основе опытов с песком детьми была составлена схема.

• Выставка творческих работ детей «Красота пусты-ни»(рисование, «Корабль пустыни»(лепка, рисование песком.

• Картотеки: «Загадки пустыни», «Стихи про пустыню», «Познавательные сказки о пустыне», «Игры с песком».

• Итоговое занятие «Путешествие в пустыню – царство песков».

• Презентация проекта «Пустыня – царство песков».

Поставленные цели и задачи были реализованы. В ходе бесед, чтения, наблюдений, игр, игровых ситуаций дети научились различать и называть некоторых представителей животного и растительного мира. Получили знания о том, что в пустыне животные и растения приспособились к жаркому климату. Расширился и обогатился словарный запас. Дети узнали новые стихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями. Наиболее эффективными в работе с детьми были опыты – эксперименты, наблюдения, беседы.

Заключение

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.

Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

-более глубокое усвоение предметного содержания;

-высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

-развитие творческого мышления;

-большое количество идей, их глубина, оригинальность;

-эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Педагогический проект «Пустыня — царство песков» в старшей группе
Фото «Пустыня — царство песков»
Педагогический проект  в старшей группе - фото
Проект Пустыня царство песков Вид проекта краткосрочный неделя Тип проекта познавательно экспериментальный Участники воспитатели дети Старшая группа старшей группы и родители воспитанников Сроки реализации учебный год Актуальность проекта Публикация Педагогический проект Пустыня царство песков в старшей группе размещена в разделах Песок Все материалы с использованием песка Проекты
Публикации по теме:

Проект «Царство насекомых» с детьми старшей группыПроект «Царство насекомых» с детьми старшей группы В старшей группе «Родничок», закончился среднесрочный проект «Царство насекомых», за время проекта, у детей расширились знания и представления.

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Пустыня» Конспект занятия по познанию в старшей группе «Пустыня» Цель: знакомство детей с природной зоной «пустыня». Задачи: - закрепить знания.

Педагогический проект «8 марта — Международный Женский день» в старшей группеПедагогический проект «8 марта — Международный Женский день» в старшей группе Педагогический проект «8 марта — Международный Женский день» старшая группа Тип проекта: информационно - творческий. Вид проекта: групповой.

Педагогический проект «Новый год у ворот» в старшей разновозрастной группеПедагогический проект «Новый год у ворот» в старшей разновозрастной группе Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома,.

Педагогический проект в старшей группе «Книжкина неделя»Педагогический проект в старшей группе «Книжкина неделя» Проект «Книжкина неделя» Возраст: старшая группа (5-6 лет). Вид проекта: творческий, краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: дети старшей.

Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно –.

Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте»Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества»Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества» Педагогический проект в старшей логопедической группе "День защитника Отечества" Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи»Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Грибное царство" старшей группы компенсирующей направленности «Цветики» № 9. 1. Проект на тему: «Грибное царство» старшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Пустыня — царство песков» в старшей группе
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 09:45
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД