Людмила Степаненко
«Мой подход в работе с детьми» — из опыта работы
«И швец, и жнец и на дуде игрец…» Эта старая русская пословица как нельзя лучше, на мой взгляд, раскрывает всю работу музыкального руководителя детского сада.
Швец – это швея, которая своими умелыми руками аккуратно кроит изделие из ткани, а затем, ровными стежками, с любовью, сшивает его. И оттого, как профессионально она владеет ножницами, зависит качество и красота изделия.
Публикация «„Мой подход в работе с детьми“ — из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Так и музыкальный руководитель «кроит» ребячьи души, закладывая в них основу музыкальной культуры и искусства, расширяет кругозор детей с помощью музыки, раскрывает таланты и способности каждого ребенка. Помогает войти в большой мир музыки и заботиться о естественности этого события, выстилая дорогу ярким «ковром» своей методики: «Иди смело, малыш, я с тобой».
Чтобы детям было интересно на музыкальных занятиях, я применяю различные методы и приемы: то мы «нюхаем цветы», развивая легкие и учимся правильно пользоваться своим дыханием; то превращаемся в большой хор и «выступаем» по центральному телевидению. С помощью здоровьесберегающих методик, учу детей выражать эмоции не только мимикой лица, но и работой рук, а так же всего тела (массаж). Например, когда дети заходят в зал на музыкальное занятие, здороваемся попевкой «Здравствуйте!», выполняя действия по тексту: гладим лобик, носик, щечки, ушки. А в конце эмоционально восклицают: «Улыбнемся снова, будем все здоровы!» На приветствие активно применяю орфовскую методику, где дети так же здороваются со всеми частями тела, но только в движении, пожимают руки друг другу, касаются локтями, коленями, спинками, носиками и т. д. Детям интересно, а я, как бы «шью» основу музыкального занятия, где дети проявили свою фантазию и творчество.
Жнец пожинает плоды своего труда. Если зерно упало на плодородную почву – будет богатый урожай.
Я тоже пожинаю плоды своего труда. Если дети, услышав знакомое произведение, называют композитора, его характер, понимают то, о чем рассказывает музыка, значит, мои слова были ими услышаны. На утренниках, развлечениях, когда ребенок ритмично и выразительно двигался в танце, согласовывая свои движения с музыкой, создавая тот или иной образ, проявляя в них свое эмоциональное и творческое воображение, значит, мои объяснения были четкими и точными и мой «урожай» был богатым.
В энциклопедическом словаре выражение «на дуде игрец» определяется как «тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте, мастер своего дела».
Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям радость, поднимает настроение.
Это прекрасное средство развить у детей чувство ритма, мышление, сближение для совместного творчества. На праздники мы с детьми всегда готовим оркестровый номер. Особенно нравится играть на инструментах, сделанных своими руками. В ход идут различные баночки из-под йогуртов, бутылочки из пластика, вешалки, с привязанными к ним ключами и металлическими предметами. В бутылочках насыпана различная крупа: пшено, горох, гречка, пластмассовые колечки. А иногда берем в руки деревянные палочки и представляем себе, что это – лягушки, или зайчики, или медведи, двигаемся в соответствии с характером музыки, отбиваем ритмический рисунок в соответствии произносимым текстом.
В своей работе я активно применяю методику Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», которая основана на сочетании ритмодекламации с движением и игрой на детских музыкальных инструментах.
Использование в музыкальной деятельности интегрированных занятий, позволяет мне говорить с детьми о различных видах искусства: балете, живописи, поэзии.
Многое должен знать музыкальный руководитель. Но самое главное, на мой взгляд, он должен уметь научить ребенка любить и понимать музыку. Каждый день, встречаясь с детьми, я пою им: «Доброе утро, улыбнись скорее и сегодня весь день будет веселее!»
«Искусство преподавания – таинство. Оно может быть организовано и предписано, однако всегда неуловимо свободно, иногда авантюрно. Ему необходимы воздух, прохлада и истинное тепло всей совокупности природы, как жажда большого глубокого вдоха».