Папки-передвижки

Опыт работы по музыкальной валеологии

Татьяна Банникова
Опыт работы по музыкальной валеологии
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю музыкальным руководителем в ДОУ, поэтому моя основная задача – музыкальное развитие детей дошкольного возраста.

Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей является главной задачей любого детского сада, независимо от того, по какой программе он работает. Не секрет, что в настоящее время психофизического здоровье детей оставляет желать лучшего.

Публикация «Опыт работы по музыкальной валеологии» размещена в разделах

А одним из основных факторов ухудшения здоровья, как считают психологи и физиологи - это неумение и незнание человека, как правильно использовать резервы своего организма. «Не надо ждать мгновенного чуда перевоплощения и гарантии надёжного здоровья, надо самому учиться, как правильно его охранять»

(Е. Н. Дзятковская, этому надо следовать с детства.

В нашем дошкольном учреждении мы работаем в коллективе единомышленников, все объединены единой целью сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

Это и подтолкнуло меня к поиску активных форм и методов в музыкальной педагогике, способствующих укреплению психофизического здоровья детей.

Мною были проанализированы современные педагогические технологии и методики в области музыкальной валеологии - это «Вокалотерапия» С. В. Шушарджан, парциальная программа формирования здоровья детей «Здравствуй» М. Л. Лазарева, «Фонопедические упражнения для формирования навыков голосообразования, профилактики его расстройств и стимуляции голосового аппарата» В. В. Емельянова, «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста» Г. А. Прасловой и выбрана тема, по которой я стала углублённо работать - «Влияние развития певческих навыков на укрепление психофизического здоровья детей». Так как понимаю, что ведущим тренажёром здоровья является вокально-речевая функция, самая интегральная психофизическая функция организма.

Опыт по данной теме был обобщён мной в виде авторской педагогической разработки «Волшебные звуки», которая направлена на формирование психофизического здоровья и развитие творческой личности через использование здоровьесберегающих технологий в вокально-речевой деятельности. Данный методический продукт зарегистрирован экспертным советом 18.10.2005 г.

Чтобы занятия были интересными и увлекательными, я их стараюсь строить по принципу от простого к сложному, с учётом индивидуального и личностного подхода. На моих занятиях превалирует демократический стиль общения с воспитанниками. В условиях внимания, доброго отношения, дети раскрываются. Здесь я применяю принципы «Учиться у ребёнка», где вместе с ними с детьми возвращаюсь к своему «внутреннему ребёнку» к себе в детство. Методы и приёмы, которые я использую, способствуют развитию певческих навыков (гибкое и подвижное звукообразование; отчётливая, выразительная дикция, единая манера использования говора) профилактики простудных заболеваний. Хочу поделиться наиболее интересными:

1. «Спрячем мелодию» - пение мелодии песни с закрытым ртом.

2. Пение по «цепочке» - исполняется песня по фразам.

3. «Эстафета» - пение поочерёдно подгруппами.

4. «Сам по себе оркестр» - пропеть мелодию песни с помощью определённых слогов, имитирующих звучание музыкальных инструментов (ду-ду, там-там и т. д.)

5. «Певучий язык» - пропеть мелодию на любой гласный звук.

Таким образом, перечисленные мною методические приёмы, способствуют формированию слухового восприятия, творческим проявлениям детей, развитию воображения, умственных и речевых способностей. Одним из обязательных условий развития вокально-речевых навыков у детей, считаю формирование у каждого ребёнка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Для этого провожу на занятиях познавательные мини - беседы «Берегите свой голос», «Вокально-певческая постановка корпуса» и т. д. Использую в работе голосовые игры; «Машина» звук «р»; «Поезд» - «чух-чух», «ту-у-у»; «Самолёт» - «у-у». Большое значение уделяю артикуляционной гимнастике – это система упражнений для совершенствования движений артикуляционных органов (губ, языка, нёба). К данным занятиям дополнительно включаю комплекс упражнений по методике В. В. Емельянова. Применение данных технологий дают колоссальную возможность развивать диапазон голоса ребёнка, способствует повышению интенсивности звучания, снятию утомления, воспитанники овладевают элементами несложного самомассажа упражнений, которые выполняют общеоздоровительную и профилактическую функцию. Например: «Песенка про смех» - является упражнением, где активно включается в работу мускулатура нижней части туловища. С одной стороны происходит активный массаж внутренних органов, с другой снимается нагрузка с сердечной мышцы.

Считаю полезным в своей работе применение скороговорок и чистоговорок, потому что при организации многократного повторения фонетического материала, благоприятно воздействуют на развитие речевого слуха, помогают в работе над дикцией.

Особое место в своей работе с дошкольниками отвожу дыхательной гимнастике, так как между пением и дыханием существует естественная взаимосвязь (в процессе пения в организме ребёнка происходит реакция, связанная с кровообращением и дыханием).

В своей работе применяю методику М. Л. Лазарева по использованию целебных звуков. Цель которой – научить детей, применять звуки родного языка для своего развития и улучшения здоровья.

Для поддерживания интереса детей к процессу обучения включаю в занятия проблемные ситуации: «Чем вылечить больного петушка?»; «Для чего нужен смех?». Задания, предлагаемые мной интересны, так как проводятся в игровой форме, присутствуют элементы сюрпризности (пришёл Петрушка, прискакали зайцы, приехал Емеля и т. д.,

Данные приёмы и методы, я использую на музыкальных занятиях и занятиях вокальной студии «Жаворонушки» руководителем, которой я являюсь.

Мою работу продолжают воспитатели на группах, как непосредственно образовательной деятельности, организованной в ходе режимных моментов самостоятельной деятельности под руководством взрослого.

Таким образом: Моя целенаправленная работа по использованию здоровьесберегающих технологий в вокально-речевой деятельности способствует не только развитию певческих навыков, но и влияет на уменьшение числа простудных заболеваний, способствует снятию психоэмоционального напряжения.

И следуя принципу «Воспитание достоинства», способствует тому, чтобы выражение «выросли крылья» подходило каждому моему воспитаннику.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по музыкальной валеологии
Опубликовано: 9 августа 2014 в 07:00
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по музыкальной валеологии» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Банникова (УИ 174627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД