Мои приоритеты

Елена Бордашова
Мои приоритеты

То, что упущено в детстве,

невозможно наверстать в зрелые годы.

Эта простая истина бесспорна и актуальна во все времена. Неоспоримо то, что детство-это «колыбель человеческой жизни», это тот период времени, когда в человека закладывается фундамент, то основное на чем будет строиться его Человеческая жизнь. Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее. Здесь уместно вспомнить слова известного писателя Джона Рескина: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие, которой составляет гордость позднейших лет». В последнее время актуальна проблема – вернуть ребенку детство. Еще в конце 20 века американский ученый Н. Постман в своей нашумевшей книге «Исчезновение детства» утверждал, что взрослые действуют по отношению к детям как колонизаторы, разрушают детство. Так же наш соотечественник, известный русский психолог, А. В. Запорожец уже в конце 20 века вел «борьбу за детство, против его насильственного сокращения», потому что детство, как писал В. А. Сухомлинский, - это каждодневное открытие мира.

По своей природе ребенок существо спонтанное, живое, готовое на любой момент к экспериментированию, ориентированное на практическое и целостное освоение мира. Именно поэтому дошкольное детство – это период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. В государственной концепции дошкольного воспитания говорится, что именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям. Поэтому предназначение дошкольного образования мне видится не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения.

В настоящее время как никогда для педагогики актуально проблема воспитания и формирования творческой личности. На мой взгляд, в этом процессе ведущую роль играет художественное и эстетическое воспитание. Как сказал А. С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Хорошее в человеке проектируется, и педагог обязан это делать». Воспитатель, считаю я, должен большое внимание уделять воспитанию красоты души человеческой, пониманию предназначения человека, его человеческого пути. От меня зависит: превратится ребенок в кораблик с собственным парусом и курсом или останется щепкой плывущей по течению.

Цель моей работы:

помочь вырастить творчески мыслящего ребенка;

помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности;

научить не только оперировать полученными знаниями, но и генерировать собственные идеи, успешно воплощая их в жизнь.

Мой опыт работы строится на развитии творческой личности через «экологию души». Экология понимается как состояние человеческой души, наделение человека высокой нравственной силой, благородством, творчеством, даром нравственной памяти и красотой.

Исходя из этого, я обозначила ведущую педагогическую идею: развитие творческой личности через воспитание экологии души путем соединения экологического сознания и театрализованной деятельности. На мой взгляд, наиболее продуктивные виды деятельности в воспитании творческой личности через экологию души:

- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);

- театрализованная деятельность (разные виды театров, инсценировки, чтение в лицах);

- речевая деятельность.

Методика работы с детьми разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы.

Мои приоритеты воспитательно-образовательной работы

- нравственность: освоение нравственно-творческого отношения к действительности являются доминантой в реализуемом мною опыте работы;

- творчество: рассматривается как универсальный сущностный механизм личностного развития дошкольника;

- красота (эстетическая): приоритет красоты предполагает ориентацию на постижение и воспроизводство воспитанниками эстетических ценностей;

- открытость - это внутреннее раскрепощение субъектов педагогического процесса, главенство общечеловеческих ценностей.

Одна из разных задач, поставленных мной, состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел коммуникативными способностями, так как речь – это наиболее емкая, точная и быстродействующее средство общения между людьми. Развитие речи в детском саду идет очень интенсивно. Художественное слово, на мой взгляд, - действенное средство в воспитании творческой личности и развитии речи. Бедность словаря – это бедность мысли в познании окружающего мира. К концу 4-го года ребенок, как показывает моя практика, может составить простейший рассказ, пересказать короткий знакомый текст, запомнить и повторить прослушанное небольшое стихотворение. Речевая активность выражается и в словотворчестве ребенка, в игре со словами, рифмами. В это время я провожу большую работу по формированию и развитию у детей восприятия художественного слова: знакомлю их с фольклором (загадки, потешки, сказки) и авторскими произведениями (рассказы, стихи, авторские сказки). В этот период дети хорошо умеют слушать понимают содержание. Для меня важно вызвать у детей заинтересованность, желание запомнить, проговорить, рассказать и проиллюстрировать. Постепенно я расширяю круг художественной литературы. После 2-3 повторений произведения, на мой взгляд, можно проводить простейшую игру – драматизацию – чтение в лицах. Дети копируют интонацию взрослого, не только учатся слушать, но и умеют слышать и отвечать.

На занятиях с использованием художественной литературы я знакомлю детей с новыми сказками, которые длиннее и сложнее по сюжету, по языку («Три медведя», «Кот, петух и лиса» и другие). Обращаю внимание детей на героев, сюжет, событийный ряд, общий смысл сказки, учу сочувствовать героям – все это помогает пониманию и запоминанию. Как показывает практика, дети довольно остро переживают драматические события сказки, они хотят, чтобы все заканчивалось хорошо, поэтому я рассказываю только добрые сказки. Такая практика позволяет заниматься постепенным формированием «экологии души».

Во время чтения я прибегаю к его иллюстрированию, так как иллюстрация постепенно приучает детей к беседам о прослушанном. В старшем дошкольном возрасте для углубленного понимания и активного восприятия художественного произведения я провожу беседы по текстам рассказов и сказок. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности и красоты литературного языка, на художественные образы, на определение к ним отношения и к произведению в целом. Я предлагаю использовать следующую схему занятия:

• сообщение темы занятия;

• выразительное чтение художественного произведения;

• беседа (ответы на вопросы по прочитанному);

• работа с иллюстрациями к литературному произведению (авторские и детские иллюстрации);

Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но творческих способностей, фантазии, воображению.

• пересказ;

• обобщение.

Активизировать восприятие художественных произведений мне помогают следующие методы:

беседа, предваряющая знакомство ребенка с художественным произведением;

тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

выразительное чтение и рассказывание, создающее эмоциональный контакт с детьми, вызывающее у них чувство сопереживания героям, развивающее эмоции;

беседа, помогающая воспринять само произведение, простой анализ произведения;

применение сюжетных репродукций, книжных и детских иллюстраций;

технические средства оснащения, дополняющие и усиливающие воздействие слова на дошкольника;

Большое значение я уделяю формированию и развитию исполнительских способностей через выразительное чтение наизусть. Учу декламировать поэтические произведения, отчетливо естественным голосом ясно выговаривать все звуки в словах, окрашивая их яркой образной интонацией, проявляет свое отношение к рассказыванию. Развивать способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием мне помогают такие творческие задания: загадывание и отгадывание загадок (развивает сообразительность и наблюдательность, чтение наизусть пословиц и поговорок (помогает приобрести навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли, придумывание определения к заданному слову и их иллюстрирование (солнечный лучик – теплый, ласковый, бархатный, рифмовка отдельных текстов (игра).

Развитию творческой личности через «экологию души» способствует театр. Театр, на мой взгляд, - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через личное эмоциональное переживание. Он выражает и формирует отношение человека к бытию и самому себе. Театр оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, и эмоциональной по содержанию речи. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его поняли, способствует воображению, развитию эмоционального мира ребенка. Театральное искусство развивает способности детей к соучастию и содействию. Я учу адекватному восприятию театрализованной деятельности и использую следующие формы работы:

беседы познавательного характера;

импровизация – разыгрывание с детьми наиболее понравившихся эпизодов;

рисунок – отзыв как наглядно – образная форма осмысления впечатлений.

В своей практике я использую кукольный, пальчиковый, теневой, настольный и игровой театры.

В работе с дошкольниками я предпочитаю следующее содержание занятий:

o просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

o игры – драматизации;

o подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

o упражнения с использованием ролевых диалогов по иллюстрациям;

o самостоятельные импровизации на темы художественных произведений;

o подготовка спектаклей (изодеятельность, ручной труд, оформление).

Творчество детей в их театрально - игровой деятельности проявляется в 3-х направлениях:

продуктивное творчество – сочинение собственных сюжетов или творческой интерпретации какого – либо сюжета;

исполнительское творчество (речевое, двигательное);

оформительское творчество (декорации, костюмы).

Разыгрывание простых сказок в группе позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными театральными средствами: речью, напевом, мимикой, движениями, эмоциями. В процессе игры драматизации я использую следующие приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли не только активных, но и застенчивых детей;

проигрывание ролей в парах;

распределение ролей по карточкам (дети берут у воспитателя карточки, на которых схематично изображен персонаж).

В своей работе я широко использую игру-драматизацию, которая позволяет решать многие речевые задачи:

- развивать умение вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь);

- продолжать работу по обогащению бытового, обществоведческого словаря детей;

- вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику;

- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

- отрабатывать дикцию;

- усваивать выразительные средства языка и отрабатывать интонационную выразительность.

Хочу немного остановиться на успехах и трудностях в развитии речи через театрализованную деятельность. В процессе работы над развитием речи через театрализованную деятельность за последний год выявила, что не все ребята могут точно, образно описать героя, его портрет, что речь их бедна, невыразительна, в ней мало эпитетов, сравнений. Этот пробел стала восполнять через театрализованную деятельность, которая использовалась и на занятиях, и в повседневной жизни. Детям предлагалось задание на придумывание эпитетов к разным словам. Очень помогли на подготовительном этапе дидактические игры «Опиши предмет и покажи», «Я начну, а вы кончайте», которые обогащали речь детей, делали язык более точным, выразительным.

Уделялось внимание и работе над интонационной речью. Учила ребят читать стихи то удивленно, то насмешливо, то возмущенно. Не всем сначала удавалось сочетать интонационную выразительность речи с движениями. Показывала пример, как передавать настроение героев сказки, их характер. Фигурки, используемые для инсценировок, всегда находились в уголке театра и побуждали ребят в игре с ними. Так постепенно создавались образы каких-либо героев.

Участие в театрализованной деятельности, как показал опыт, развивает умственные способности детей, память, речь, обогащает литературный язык. Воспитывает в детях ответственность, дает возможность познать себя, развить свои артистические возможности.

Уже сейчас можно сказать, что наши воспитанники многому научились, богаче и выразительнее стала их речь, появилось желание самостоятельно и с помощью взрослого составлять рассказы, сказки, зародился большой интерес к театрально-игровой деятельности. Была приоткрыта детям дверь в храм искусства.

Всегда помните слова Аристотеля: «Созревание души дороже, чем блеск и избыток сил, и вечное в нас должно воспользоваться тем разрушением, которое производит в нас время».

Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь.

Публикации по теме:

Статья «Приоритеты в выборе развивающей деятельности с детьми раннего возраста» В современном обществе актуальны вопросы развития детей раннего возраста. Родители стремятся как можно раньше научить малышей читать, считать.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мои приоритеты
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 13:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мороз не велик да стоять не велит
Морозным субботним утром на территорию детского сада № 16 «Тополёк» спешили воспитатели и родители с детьми. Вооружившись лопатами, собрались они здесь не...
Зимние прогулки
Ах, сколько на свете веселых затей! Мы лепим из снега фигурки зверей: Пингвин, колобок, медвежонок, лиса… Как весело всем! Мы творим чудеса!...
Лепка «Птичья столовая».
Цель: Создание птиц: воробья, синицы и снегиря из пластилина. -Учить детей лепить птиц: воробья, синицы, снегиря. Передавать их строение: туловище, голова,...
Фотоотчет новогоднего утренника в 1 младший группе
В нашем детском саду прошел самый первый новогодний утренник для детей 1 младшей группы! Наши малыши были такие нарядные, такие удивительные! Малыши...
Диагностика школьной зрелости
Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут____________________________________ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию отчество имя; 1....