Ирина Правдивец
Проект «Дети тоже имеют права»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по правам ребенка
Старший дошкольный возраст.
Подготовила: воспитатель
Правдивец Ирина Сергеевна
Обоснование актуальности проекта :
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
Публикация «Проект „Дети тоже имеют права“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение?
Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только знание своих прав даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты
Проблема:
• Недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах;
• недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.
Цель:
• формирование основ правового сознания дошкольников и их родителей
ЗАДАЧИ :
• ознакомление детей в соответствующей возрасту форме, с основными документами по защите прав человека ;
• Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
• Формирование основ толерантности.
• формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности ;
• Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
• дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
• совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
• развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Объект: правовое воспитание, система работы с родителями и детьми, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению основами правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта – дети 5-6 лет (старшая группа, родители (законные представители, педагоги, физ. инструктор, муз. руководитель.
Тип проекта – социально-педагогический, творческий, краткосрочный
Продолжительность -2 месяца.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ :
• знакомство с документами по защите прав ребенка ;
• беседы ;
• чтение художественной литературы ;
• физкультурно – оздоровительная деятельность ;
• изобразительная деятельность ;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков ;
• проблемно - поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ :
• работа с иллюстрациями ;
• создание проблемных ситуаций.
• разные виды игр ;
• продуктивные виды деятельности ;
• двигательная активность.
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Ознакомление родителей с документами по правам ребенка :
• Консультация «Права ребенка – соблюдение их в семье»
• Оформление стендов в группах «Защита прав детей» с конкретными рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав свобод человека ;
• Памятки для родителей: Семь правил для взрослых. Типы родительской любви. Пять рецептов избавления от гнева. Четыре заповеди мудрого родителя. Ребенок учится тому, чему его учит жизнь. Советы для родителей, не чувствующих любви к своему ребенку;
• Выставка детских работ «Мама, папа, я – счастливая семья»;
• Анкеты для родителей ;
• Совместные праздники.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• ребенок должен знать в соответствующей возрасту форме основные документы по защите прав человека ;
• ребенок должен знать, что он равноправный со взрослыми человек, имеющий право на собственные поступки и мнение ;
• ребенок должен радоваться жизни каждую минуту и поэтому беречь ее;
• ребенок должен воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к себе и людям;
• родители должны знать основные документы по защите прав ребенка;
• родители должны вести здоровый образ жизни.
ПЛАН РОЕКТА:
1этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор методической литературы.
Составление плана
Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте, консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Погружение в проект.
Беседа о правах : «Кто их придумал и для чего».
Знакомство с правами ребенка : (слайды на мультимедиа).
2 этап. ОСНСВНОЙ.
Определение основных правовых пунктов и подробное их изучение.
«Право на жизнь» Беседа, дидактические игры, подвижные игры на прогулке.
«Право на имя» Беседа, экскурсия в поселковый ЗАГС, чтение художественных произведений.
«Право на семью» Беседа, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры.
«Право на жильё» Беседа, чтение художественных произведений.
«Право на медицину» Беседа, экскурсия в мед, кабинет, Сюжетно ролевые игры.
«Право на образование» Беседа, экскурсия в библиотеку, чтение художественных произведений.
«Право на досуг» Спортивный праздник, приуроченный ко дню защиты детей.
Проведение родительского собрания: «Прова ребенка, соблюдение их в семье», анкетирование.
3 этап. ЗАКЛЮЧИЕЛЬНЫЙ.
Презентация проекта.
Праздник с участием родителей.
Тематический план проекта
14 мая Беседа о правах : «Кто их придумал и для чего».
16 мая Знакомство с правами ребенка : (слайды на мультимедиа).
Определение основных правовых пунктов и подробное их изучение.
20 мая «Право на жизнь» Беседа, дидактические игры, подвижные игры на прогулке, посадка дерева на участке.
22 мая «Право на имя» Беседа, экскурсия в поселковый ЗАГС, чтение художественных произведений.
Родителям: Рассказать детям об их имени.
24 мая «Право на семью» Беседа, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры.
Родителям: с ребенком придумать и нарисовать герб вашей семьи.
28 мая «Право на жильё» Беседа, чтение художественных произведений, сюжетно ролевые игры.
29 мая «Право на образование» Беседа, экскурсия в библиотеку, чтение художественных произведений.
30 мая «Право на медицину» Беседа, экскурсия в мед, кабинет, Сюжетно ролевые игры, чтение художественных произведений.
03 июня «Право на досуг» Спортивный праздник, приуроченный ко дню защиты детей.
05 июня Проведение родительского собрания: «Прова ребенка, соблюдение их в семье», анкетирование.
11июня Праздник с участием родителей, выставка рисунков «Мама, папа, я - счастливая семья», «Герб моей семьи».
Литература:
• Шорыгина Т. А «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
• Кардаш Е. Л. Занятие с детьми о правах
• Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.
• «Конвенция ООН о правах ребенка»
• Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
• Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду», 2003, №3,4.
• Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, и я имею право», Москва, 2007.
• Гетманова А. Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
• Антонов В. «Изучаем права человека», Москва, 1996.
• Рылеева Е. «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
• Мулько Н. «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
• Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми».СПб. ,2001
• Солодянкига О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй». М. 2005.
• Болотина Т. В. «Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах и комментариях.» М. - 2003.
• Зотова Л. К, «Маленьким детям – БОЛЬШИЕ ПРАВА» М. -2001.