Смирнова Анастасия
Проектная деятельность, как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Смирнова А. Ю.
воспитатель МКДОУ
детский сад общеразвивающего вида №9
пгт. Ярославский
Хорольского муниципального района
Приморского края
1. Актуальность темы.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Публикация «Проектная деятельность, как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. В последние годы педагогическая наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». В настоящее время большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – проектная деятельность.
2. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
До 80-ых годов в педагогической деятельности чаще всего применялись и использовались такие формы и методы оказания педагогической помощи родителям как:
Педагогическая пропаганда - провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.
Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практика в детсадах, привлечение их к этой работе» (Н. К. Крупская).
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Анализ психолого-педагогической литературы показывает: чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере.
3. В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Ее можно представить как:
• способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
• способ взаимодействия с окружающей средой;
• поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
Преимущества совместной проектной деятельности :
1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей
3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.
4. Основной целью моей работы по внедрению проектной деятельности в практику стало активное привлечение к этому родителей. Работа проводилась в три этапа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Свою работу начала с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого был проанализирован годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.
На I этапе (констатирующий) :
1) было проведено анкетирование родителей, которое показало:
Анкеты, предложенные родителям, были анонимными, в них содержались вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т. е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А так же, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней. Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка.
Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями. В результате аранжировке источники по своей значимости распределились следующим образом: из них удовлетворены информацией лишь36,7%на вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами. Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы.
2) Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
На следующем этапе мною был внедрен и реализован первый совместный с родителями и детьми проект по тематической недели «Земноводные и пресмыкающееся» (родителям было предложено оказать помощь в создании этого проекта, так как не достаточно информации на тот момент было об этих обитателях суши и воды). Родители приняли активное участие в создании этого проекта : они совместно с детьми подготовили доклады по выбору, сочиняли стихи и загадки, мною были разработаны соответствующие конспекты НОД. Итоговым мероприятием решено было провести викторину по данной теме среди детей старшей и подготовительной групп, для которой родители изготовили маски тех земноводных и пресмыкающяхся для своих детей, о которых они рассказывали в течение всей недели.
Также совместно с родителями был разработан проект по теме «Мы – граждане России». В ходе которого, родители совместно с детьми подготовили информацию о городах России, о реках и морях и т. д. Мы разучивали стихи, пословицы, поговорки о Родине, пели песни. Познакомились с историей нашего государства. Итоговым мероприятием была проведена викторина среди детей подготовительной к школе группы. Данный проект был представлен на районном конкурсе педагогического мастерства «Поиск. Технология. Успех». Где занял первое место.
Следующим совместным проектом явился проект о Приморском крае, где родители и дети подбирали информацию об истории Приморья, его природе и редких животных. В конце проекта мы организовали выставку картин о Приморском крае. Картины были выполнены с помощью техники «пластилинография». Данные работы были представлены на районном методическом объединении «Развитие творческих способностей детей» на базе детского сада №23 с. Сиваковка.
Еще одним совместным проектом с родителями и детьми явился проект по патриотическому воспитанию «Никто не забыт, ничто не забыто» Родители и дети подготовили информацию дедах и прадедах, которые приняли участие в ВОв. Этой информацией мы поделились с детской библиотекой, где помогли в оформлении стены «Звезда памяти», а в детском саду мы провели праздничный концерт и изготовили лет бук с информацией о ВОв и о празднике День Победы.
Также часто применяю в своей работе индивидуальные исследовательские проекты, которые были представлены на районных и региональных конкурсах «Юный исследователь».
В настоящее время готовится еще один совместный проект с родителями и детьми «Наша семья».
Применяя в течение 3лет в работе с родителями проектную технологию стало видно активное участие родителей не только в воспитании детей, но и их активное участие в жизни группы и ДОУ. Для родителей подготовительной к школе группы были подготовлены вопросы о применении и значении проектной технологии в ДОУ. Мнение родителей кардинально поменялось в сравнении с первым их опросом о проектной технологии.
В настоящее время практически все родители принимают активное участие во всех мероприятиях группы и жизни детского сада.