Людмила Чаплыгина
Занятие на тему Бородинского сражения. «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли».
▼ Скачать + Заказать документы
Седьмого сентября исполняется двести лет героическому событию в истории России-Бородинскому сражению. В школах, детских садах педагоги будут рассказывать детям о подвигах русского народа.
Программное содержание:
Воспитательные задачи:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, русскому народу – защитнику Родины, чувство гордости и восхищения русским характером, героизмом;
Развивающие задачи:
Образовательная область «Социализация» :
Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к людям, защищавшим нашу страну.
Обучающие задачи:
Публикация «Занятие на тему Бородинского сражения, „Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли“,» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Образовательная область «Познание» :
Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа, с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена.
Образовательная область «Коммуникация» :
Формировать правильное понимание переносного смысла в пословице «Если дружба велика – будет Родина крепка».
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
Развивать стремление понять прочитанное, оценить действия и поступки героев;
Закреплять умение эмоционально и выразительно читать наизусть отрывки из стихотворений;
Образовательная область «Музыка»
Формировать у детей слышать в произведении развитие музыкального образа.
Предварительная работа:
Чтение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Разучивание отрывков из книги М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Разучивание пословиц о Родине и дружбе.
Оборудование:
Портреты М. И. Кутузова; Б. Наполеона; Д. В. Давыдова; П. И. Багратиона; Панорама «Бородинская битва»; Картина «Просторы России»;
Фотографии «метро Кутузовская»; «Триумфальная арка»;
Запись музыки: П. И. Чайковского «Увертюра 1812 года»;
Г. Струве «Моя Россия».
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Звучит музыка композитора В. Баснера из песни «С чего начинается Родина».
Воспитатель: Ребята, что для вас значит слово Родина? (Ответы детей).
Дети читают стихотворение:
Я навек люблю тебя Россия!
Рек твоих задумчивую синь.
Я люблю дожди твои косые,
Тихий шепот молодых осин.
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб захотелось повторить
Сильнее всех имен сказать Россия!
Звучит песня Г. Струве «Моя Россия».
Воспитатель: У всякого народа своя история, а в истории критические моменты, по которым можно судить о силе и величии духа. Россия – страна богатая и красивая, а русский народ – смелый и мужественный.
Выставляется картина «Просторы России»
Россия моя Россия –
И боль моя и любовь!
И беды и пули косили
Но ты поднималась вновь.
Умея сражаться и стоить
Встаешь ты в рассветной сини
Бессмертны твои герои
Нетленны твои святыни.
Очень многие хотели овладеть Россией. И вот 200 лет назад на нашу Родину напала армия французского императора Бонапарта Наполеона. (Выставляется портрет).
К тому времени Наполеон Бонапарт покорил почти уже всю Европу и он решил убрать последнее препятствие, нашу Русь, к мировому господству. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если овладею Петербургом – я возьму ее за голову, но заняв Москву – я поражу ее в самое сердце.
- Ребята, как вы думаете, почему Москву называют сердцем России? (Ответы детей).
Армия Наполеона была очень сильной. Но когда она вступила на нашу землю, то весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась, но и простые крестьяне поднялись на борьбу с французами. Создавались партизанские отряды. Так руководителем партизанского движения стал полковник Денис Давыдов. (Выставить портрет).
- Кто из вас знает, почему войну 1812 года называют Отечественной войной? (Ответы детей)
Да, ребята, вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 года Отечественной войной.
- Как вы думаете, кто был главным командующим русской армией? (Ответы детей).
Правильно. Храбрый маршал Михаил Илларионович Кутузов. (Выставить портрет).
Солдаты знали его и любили. Они говорили: «Пришел Кутузов бить французов».
Русские воины ценою своих жизней старались защитить Москву, к которой так стремились французские войска. Они готовились к бою. И на поле возле села Бородино под Москвой 7 сентября 1812 года произошло самое знаменитое сражение (выставить фото панорамы битвы).
- Ребята как называлось это сражение? (ответы детей)
Да это было Бородинское сражение. Русские воины сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное событие.
Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи…
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый.
Только темная ночь остановила бой. Наполеон сказал : «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы».
Михаил Илларионович Кутузов чтобы сохранить жизнь солдатам приказал отступить войскам, чтоб потом с новыми силами ударить по врагу. Он говорил: «С потерей Москвы, еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнут Москва и Россия…»
Французы вошли в Москву.
Хоть Москва в руках французов
Это право не беда!
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть впустил туда! –
так пели солдаты русской армии, не теряя надежду на победу. И так произошло. У французов заканчивались запасы продуктов, лошадей нечем было кормить. Взять продукты было негде, вся Москва горела.
Приближалась зима, французы к ней были не готовы.
Наполеон приказал оставить Москву, французская армия начала отступать, а наша армия атаковала, не давая им передышки.
К концу 1812 года война окончилась практически полным истреблением врага. Наша армия победила, враг был изгнан с русской земли, проявив при этом мужество и героизм. Главное сражение этой войны – Бородинское, навсегда осталось в памяти народа и нашло отражение в различных произведениях, живописи, музыке.
Композитор П. И. Чайковский написал торжественную увертюру под названием «1812год». (Включается музыкальное сочинение).
- Кто из вас знает, как еще прославили подвиг русских солдат? (Ответы детей.
По ответам выставляются картинки: Панорама Бородинской битвы; станция метро Кутузовская, Триумфальная арка).
- Ребята, многие из вас были у Триумфальной арки, может кто-то из вас или взрослых прочитал слова которые выбиты на ней?
Эти слова, сказал Михаил Илларионович Кутузов обращаясь к русскому народу: «Славный год сей, минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит в памяти своей. Вы кровью спасли Отечество храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».
Ребенок читает отрывок из «Бородина» :
Да были люди в наше время,
Могучее, лихое племя.
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Воспитатель: Вы маленькие россияне, будущее нашей страны. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить свою Родину, своих родных, близких, друзей. Давайте посмотрим, друг на друга и скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка».