МААМ-картинки

Проект на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Нехай Заира Руслановна
Проект на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимостью опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Публикация «Проект на тему „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего детства.

Навык это автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков : Слайд

- гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.);

- навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);

- навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников - процесс длительный, в связи с этим, одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, поэтому воспитание навыков самостоятельности необходимо планировать в режиме дня. Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Сегодня перед ДОУ стоит проблема организации и выявления особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в современных условиях.

Научный аппарат исследования представлен на слайдах, позвольте на этом не останавливаться. Слайд

Объект исследования - процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель: выявить особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

-Организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

-Использования специально подобранных средств и методов работы с детьми с учетом современных особенностей формирования культурно-гигиенических навыков.

-Преемственности организационных подходов в детском саду и семье.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта);

- эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми и родителями, анализ документации, эксперимент);

- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).

Исследовательская работа проводилась в виде эксперимента с детьми младшей группы МБДОУ №4 «Буратино» а. Вочепший. В работе принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования: Слайд

- Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;

- Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;

- Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста;

- Определить эффективность разработанных мероприятий.

На этапе констатирующего эксперимента нами проводилась педагогическое наблюдение нам занятиях и в свободной деятельности в младшей группе детского сада.

Цель: изучить особенности проявления интереса и уровни усвоения культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также проанализировать особенности педагогического процесса, его влияние на развитие интереса к этим навыкам у детей.

Для организации и проведения эксперимента нами были определены этапы работы (таблица 1) Слайд 1 стр. 50

Для организации констатирующего эксперимента нами, была разработана анкета для родителей детей младшего дошкольного возраста, выявляющая компетентность родителей в вопросах культурно-гигиенических навыков. В анкетировании принимали участие 10 родителей (Представлена в

культурно-гигиенических навыков. Результаты представлены приложении) детей младшего дошкольного возраста.

Далее, нами было проведено наблюдение за детьми и оценка уровня в таблице 3-слайд 3 стр. 58- рисунок 2- представлен навык сформированности мытья рук и умывания.

На следующем слайде 4-стр. 61- представлен - навык культуры еды.

На следующем слайде 5- стр. 62- представлен - навык одевания и раздевания.

На следующем слайде 6- стр. 64- мы попытались отразить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ.

Для проверки эффективности проделанной работы и полученных знаний у детей на занятиях, во время чтения художественной литературы, игровых ситуаций на контрольном этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольных этапах. К концу эксперимента мы выявили более высокие показатели, в начале эксперимента. (Таблица 4)- результаты представлены на слайде 7- стр. 70

На следующем слайде 8-стр. 76- показана сформированность культурно-гигиеничеких навыков у детей после проведенной работы. Анализ результатов показал следующее, что 30% детей навыки находятся в стадии становления, у 40% детей навыки не сформированы.

В результате проведенного исследования, мы можем констатировать, что работа в дошкольном образовательном учреждении, направленная на формирование культурно-гигиенических навыков, достаточно эффективна. Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков воспитателю необходимо знать особенности возраста детей младшего дошкольного возраста, владеть методами и приемами формирования культурно-гигиенических навыков.

Методика обучения культурно-гигиеническим навыкам должна включать в себя работу по таким направлениям, как занятия, направленные на формирование представлений о себе, занятий по развитию мелкой моторики рук. Обучение детей по культурно-гигиеническим навыкам предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его алгоритмом. Необходимо отрабатывать полученный ребенком навык в каждый режимный момент. Полученный навык целесообразно закрепить в домашних условиях.

Проведенное исследование показало, что дети младшей группы детского сада при формировании культурно-гигиенических навыков, нуждается в обучении, которое предваряется диагностическими мероприятиями.

Опытно-экспериментальная работа показала следующее. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков процессе экспериментальной работы. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики проведенной работы. Изменения уровня сформированности умений по формированию культурно-гигиенических навыков имеют позитивную динамику. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим видом, по назначению использованию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.

Во время педагогического эксперимента дети обогащали свой небольшой опыт новыми знаниями и умениями в различных видах детской деятельности - играх, занятиях. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Мы провели целенаправленную работу в дошкольном образовательном учреждении по ознакомлению детей с культурно-гигиеническими навыками. Работа проводилась в 3 этапа.

На констатирующем этапе:

- с воспитателями;

- с родителями;

- с детьми.

Мы выявили уровень умений детей, провели диагностику, в результате которой выявилось, что уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей в начале эксперимента составил -20%, навыки сформированы – 38%, навыки находятся в стадии становления - 40% .

Далее в рамках формирующего этапа эксперимента мы:

- составили перспективный план работы дошкольного образовательного учреждения по формированию культурно-гигиенических навыков;

- наметили систему работы с детьми младшего дошкольного возраста на учебный год;

- провели с детьми серию занятий, игр.

На заключительном этапе провели контрольную диагностику, целью которого было – выявить уровень умений детей, полученных на занятиях. Во время чтения художественной литературы, игровых ситуаций.

Контрольный этап эксперимента выявил положительную динамику усвоения детьми культурно-гигиенических навыков, о чем свидетельствуют показатели. Задачи поставленные в начале исследования были выполнены.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 20:44
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД