Моя педагогическая концепция. Развитие эмоциональной сферы дошкольников

светлана цыганкова
Моя педагогическая концепция. Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Моя технология строится на

- позитивном эмоциональном восприятии всех участников воспитательного процесса,

- на воспитании без принуждения и насилия;

- на позициях педагогической поддержки,

- использование педагогических возможностей ведущего вида деятельности дошкольника- игры.

В моей концепции я опираюсь на взгляды известных педагогови знатоков возрастной психологии таких как:

* Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б., Довыдов В. В., Божович Л. И., Обухова Е. Ф.

Но особое значение в своей работе я придаю проблеме эмоционального самочувствия ребенка в детском саду и влияние этого самочувствия на развитие ребенка. Эта проблема, на мой взгляд, является самой актуальной на сегодня, так как ученые доказали, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, что положительное эмоциональное состояние есть важнейшее условие позитивного психического развития личности. Изменяющееся общество диктует новые требования к процессу обучения и воспитания. Все больше встает проблема дефицита общения между людьми, наблюдается бедность эмоциональной сферы, неспособность чувствовать радость и боль другого человека. Как показывает статистика, с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи, которые ведут за собой нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Такие дети, чаще всего, повышенно агрессивные, или наоборот, замкнутые и подавленные, у них неустойчивая самооценка, они хотят много добиться, но не верят в собственные силы. Увеличивается число детей, у которых стирается грань между реальным и виртуальным миром. И я считаю, что только развитие эмоциональной сферы ребенка способно остановить эти процессы. Все это подтолкнуло меня к выбору темы, над которой я хотела бы работать. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

Поэтому в младшем дошкольном возрасте считаю необходимым формировать устойчивое желание посещать детский сад, развивать желание вступать в контакт с людьми. К среднему дошкольному возрасту у моих ребят уже сформировалось положительное восприятие мира и детского сада в частности, обогатился словарный запас, развивается любознательность и коммуникабельность. В перспективе к старшему дошкольному возрасту ребенок научиться не только общаться со сверстниками и ближайшими взрослыми, но будет подготовлен фундамент для взаимодействия с социумом, с более широким кругом людей и даже социальных организаций. Все это, на мой взгляд, поможет моим детям получить необходимые начальные компетенции, безболезненно перейти с дошкольной ступени обучения на школьную ступень.

Поэтому я крайне внимательна к эмоциональному состоянию ребят, адекватно интерпретирую их поведение и подбираю способы взаимодействия с учетом наметившихся изменений. Такое общение помогает ребенку в овладении навыками значимой деятельности, способствует поддержанию положительного эмоционального состояния и установлению более доверительных и открытых взаимоотношений со мной и детьми в группе. Учитываю факторы, влияющих на эмоциональное самочувствие ребенка, это помогает мне в подборе эффективных способов взаимодействия.

Одним из важных показателей эффективности моей работы является эмоциональное самочувствие детей в группе. Эти проявления я отслеживаю в систематических наблюдениях (охотно ли дети идут в группу, их самочувствие в присутствии воспитателя, отношение к незнакомым взрослым, реакция на приход родителей вечером и т. д.). Пришла к выводу, что моя эмоциональная встреча ребенка утром в стенах детского сада, влияет на поведение, эмоциональное самочувствие ребенка в течении всего дня. Я утверждаю, что с утра ребенку необходим «контакт глаз» с воспитателем, его улыбка, тактильный контакт, доверительная беседа. Тем самым, я располагаю ребенка к себе; делаю его восприимчивым к той информации, которую хочу «донести» до ребенка на протяжении всего дня.

Познавательно- речевое развитие для младшего дошкольного возраста, на мой взгляд, является одним из важнейших направлений развития и формирования личности ребенка, так как еще в утробе матери он уже начинает познавать и общаться. После рождения основным видом общения становится эмоциональное общение, невербальное, позднее к нему присоединяется вербальное общение. Но эмоциональная сторона речи на протяжении всего дошкольного периода играет важную роль в познании и общении. Эту возрастную особенность я и использую в своей работе. В этом мне помогает предметно - развивающая среда в группе, созданная мною. Все больше функциональной значимости приобретает данная среда. Она несет не только эстетическую и художественную направленность, но и служит диалоговым взаимодействием в системах «педагог - дети» и «ребенок- ребенок». Например, в группе есть веселая вязаная гусеница, которая не только обозначает уголок природы, но и служит тактильным снятием напряжения у детей, потрогав которую малыши успокаиваются, в случае эмоционального перевозбуждения. Так же есть почтовый ящик для родителей, в который они могут оставить свои вопросы, мнения, эмоциональные отклики. В последствии, подобный ящик планирую установить и для детей. В него ребята будут опускать смайлики своего настроения, которое было у них в течение дня. Так же в группе созданы различные картотеки, такие как картотека этюдов и упражнений по психогимнастики, картотека пальчиковых игр, физкультминуток, дидактических игр по развитию речи. Например, я использую такие этюды из психогимнастики как «улыбнись другу», «заколдованный ребенок», «ласка» и другие. Это помогает мне «раскрыть» ребенка во время любой деятельности, снять у него эмоциональное напряжение, убрать психологические барьеры, научить его управлять своими эмоциями и чувствами. Результатом моего взаимодействия с ребенком становится овладение им коммуникативными качествами, развитие познавательной активности и кругозора, формирования у него культуры эмоционального общения.

Но, только сотрудничая с родителями, я могу добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей. Поэтому в работе с родителями использую различные методы взаимодействия это и беседы, консультации, диспуты, тренинги. Свою работу начинаю с формирования социального паспорта семьи, затем опираясь, на индивидуальные особенности каждой семьи, их интересов, составляю план взаимодействия с семьями. Такая структура работы позволяет найти наиболее тесные точки взаимодействия и выстроить эмоционально-личностную связь с каждой семьей. А это положительно влияет и на эмоциональное состояние моих ребят в группе.

По результатам работы за полтора года, что я взаимодействую с детьми и родителями видна положительная динамика развития детей.

Для оценки эмоциональных проявлений была взята методика Г. Степановой, которая разработала пятибалльную шкалу, в ней представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

По результатам этой диагностики, в моей группе увеличилось число детей, испытывающих радостное эмоциональное состояние с 1-2 баллов (расслаблен, слегка улыбается) до 3 баллов (активно играет, широко улыбается, напевает, с 17 человек до 20 человек. Уменьшились показатели по шкале «гнев» и «страх» на 1 балл - с 3 баллов (напряжен, сжимает кулаки) до 2 баллов (надувает губы, уклоняется) у 7 человек. Мониторинг проводился в сентябре и январе этого года. В дополнение к этой методике было использовано анкетирование родителей, которые дали свою оценку преобладающему эмоциональному состоянию ребенка при посещении детского сада.В результате получены следующие данные: из 26 опрошенных родителей 21 ответили, что дети чаще всего с удовольствием идут в садик, приходят из него в хорошем, веселом настроении, делятся радостными приятными впечатлениями.

Так же показателем благополучного самочувствия детей в группе считаю адаптационный период детей в ясельном возрасте, который прошел безболезненно, признаков дезадаптации не наблюдалось. Все дети шли в сад с желанием и охотой.

К настоящему моменту, большинство детей, имеют значительный запас слов в активном и пассивном словаре. Речь у ребят выразительная, эмоциональная. Они охотно участвуют в беседах, отвечают на вопросы. Знают речевой этикет, что нельзя выкрикивать, надо дождаться, когда закончит говорить товарищ, употреблять в речи вежливые слова, то есть такая интегративная образовательная область как коммуникация развита достаточно хорошо. Данная область задействована во всех других образовательных областях это и музыка, и художественное творчество, и социализация, и познание. Поэтому я с большой уверенностью могу сказать, что дети овладевшие областью - коммуникация будут успешны во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. Конечно, не все так гладко как хотелось бы. В группе есть ребята, которым еще трудно дается связная, диалоговая речь, но даже они у меня очень эмоциональны и открыты для общения! все ребята в группе любознательные, коммуникабельные, жизнерадостные, эмоциональные, поэтому с ними легко и интересно работать.

Инновационные процессы, которые затронули дошкольное образование, повысили требования, предъявляемые и к воспитателю. Наше дошкольное учреждение не отстает от времени и активно внедряет инновационные направления в своей работе. Я, являясь воспитателем второй младшей группы, так же участвую в проекте «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». В младшем возрасте это трудовое воспитание. В нашей группе разработан перспективный план по экономическому воспитанию, постоянно пополняется папка с наработками по данной теме.

Я разработала и реализую проект, в своей группе «Хочу быть здоровым!» он направлен на сохранение и укрепление здоровья моих воспитанников. В своей работе активно использую интернет ресурсы, регулярно выкладываю информацию на сайте дошкольного учреждения, приобретаю современные книги по дошкольному образованию. В этом году прошла курсы повышения квалификации. Являюсь активным участником творческих групп педагогов действующих в дошкольном учреждении. Постоянно участвую в районных методических объединениях и семинарах. Регулярно выступаю на педагогических советах, совещаниях.

И хотя стаж моей работы в данной должности не велик, я как мне кажется, сумела завоевать любовь своих ребят и уважение коллег и родителей.

Публикации по теме:

Презентация «Технология написания методической разработки» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию презентацию "Технология написания методической разработки", которую.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Моя педагогическая концепция. Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Опубликовано: 27 января 2014 в 09:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки