Юлия Юрьевна Солод
Моя педагогическая находка
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка
«Использование приемов кляксографии как средства развития дошкольников»
Видео: https://www.youtube.com/embed/f5EaMeUejoMВ последние время значительно увеличилось количество тревожных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, неумением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Публикация «Моя педагогическая находка» размещена в разделах
Работа с тревожными детьми часто недооценивается, ввиду того, что тревожные дети – это часто «удобные» дети.
Рассматривая эту проблему через призму природы, хочу привести такую метафору: «Часто дети знают названия насекомых, но при этом плохо различают названия деревьев - это лишь потому, что насекомые издают много звуков, двигаются, а деревья, молча, стоят».
Так и с детьми, мы обращаем внимание на агрессивных и гиперактивных детей, а тревожные остаются в стороне, но они не меньше нуждаются в помощи.
Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной.
Работа с тревожными детьми проводится в трех направлениях:
• повышение самооценки;
• обучение ребенка способам снятия мышечного напряжения;
• отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Задачи коррекции тревожности успешно решаются с помощью арт-терапии. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной.
Как показала моя практика коррекционной работы, дети очень любят изотерапию, в частности кляксографию. И это стало моей педагогической находкой!
Кляксография — это нетрадиционная техника рисования для детей кляксами, пятнами, каплями и разводами. Это терапевтический метод рисования - он позволяет снять накопившиеся эмоции, скованность детей и снижает их агрессию, помогает ребёнку раскрыть себя, то есть отвечает таким целям коррекции тревожности, как повышение самооценки и снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Преимущество этого метода в том, что кляксография не требует большой подготовки и умений, но при этом дает прекрасные результаты.
Детям нравится фантазировать и создавать свои образы, а также следить за результатами других ребят. У детей вызывает восторг превращение капель, которые растекаются по листу бумаги, в изображение.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Такая нетрадиционная техника изображения позволяет избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами. Это дает толчок проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности и снятию эмоционального напряжения.
Каждая клякса получается неповторимой, ее невозможно скопировать. Это дает ребенку понять, насколько уникален его рисунок и он сам в роли художника.
Но главная терапевтическая задача кляксографии заключается в том, что она помогает избавиться от страха неудачи, который часто присутствует у детей. Клякса — сама по себе ошибка, которая портит белый лист. Но даже такую ошибку можно исправить и сделать из нее произведение искусства.
Абстрактные пятна - основной метод кляксографии.
Рисование в технике кляксографии осуществляется в два этапа:
1. ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна;
2. кляксы дорисовываются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).
Дополнять деталями абстрактные пятна можно любым способом.
Для выполнения деталей можно использовать разные техники — это вызовет у детей еще больший интерес к процессу рисования. Так, например, в детском саду лучше всего использовать кляксографию с ниткой и трубочкой.
Использование пластилина сделает картину более объёмной. В то же время у ребёнка развивается фантазия и ему хочется далее дополнять сюжет.
Таким образом, технику кляксографии можно сочетать с другими методиками – с ниткой, с пластилином, с монотипией, с растеканием.
Во время практической работы включаю классическую музыку, что помогает лучше раскрыть творческие способности детей, выразить свои эмоции, настроить детей на успех.
Для того чтобы закрепить интерес к нетрадиционному рисованию, мною проводилась работа с родителями: консультация «Что такое кляксография?», просмотр видео-занятий, мастер-класс «Весёлые кляксы». Рисование необычным способом вызвало у родителей интерес и желание развивать творческие способности детей.
В завершении хотелось бы сказать словами Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создавая этот мир, я могу помочь своим воспитанникам побороть робость, развеять страхи, стать более открытыми для общения.