Быкова Наталья Александровна
Дидактическая игра по развитию связной речи «Чудо-шар»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я – воспитатель первой квалификационной категории детского сада № 29 г. Азова, мой педагогический стаж 6 лет, всё это время я проработала в МБДОУ № 29 г. Азова. В этом году я представляю наш детский сад на муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Воспитатель года Азова-2023".
Вместе с моими воспитанниками мы активно участвуем в общественной жизни детского сада и города, неоднократно участвовали в общесадовых и муниципальных фестивалях «Мы живём на Дону», «Маленькие звёздочки», «Фестиваль театрализаций».
Публикация «Дидактическая игра по развитию связной речи „Чудо-шар“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Моё хобби – участие в самодеятельности. Королева Конфетка, Осень, Красна Девица, Путеводная звезда – всё это далеко не полный перечень моих ролей.
А ещё всей семьёй мы любим спорт и участвуем в различных соревнованиях.
В феврале 2018 года вместе с мужем и младшей дочкой мы стали победителями в соревнованиях «Крепкая семья – крепкая Россия», посвященных 75-й годовщине освобождения г. Азова от немецко-фашистских захватчиков.
За успехи в профессиональной и общественной деятельности в 2019 г. была награждена грамотой Управления образования, а в 2022 г. – нагрудным знаком «Сохранившим свет знаний в пандемию COVID-19».
Сегодня я хочу рассказать о своей педагогической находке – дидактических играх как одной из форм работы по развитию речи.
Вот уже 6 лет я работаю воспитателем в группе коррекционной направленности для детей с ТНР. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые являются следствием ограниченного общения детей с родителями и между собой. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Современные дети зависимы от компьютера и разнообразных гаджетов. И моя задача, как педагога, научить их играть в правильные и полезные игры. Но как добиться того, чтоб эти игры нравились детям?
Важную роль в пробуждении и поддержании интереса к занятиям играет внешний вид дидактической игры. Все дети любят всё новое, интересное, красочное и моя авторская дидактическая игра «Чудо-шар» приводит их в восторг.
Итак, «Чудо-шар», как называют его мои воспитанники, а точнее это геометрическая объемная фигура – додэкаэдр – знакома каждой девочке, выросшей в советском или постсоветском пространстве. На уроках труда их мастерили из старых почтовых открыток, иногда их делали полыми внутри в форме шкатулочек или вазочек.
Моей старшей дочке на уроке геометрии задали сделать додэкаэдр из цветного картона. Нас настолько захватил этот процесс, что я задумалась, как можно приспособить этот яркий многогранник для игр с дошколятами. Думала, думала и придумала.
На гранях моего первого додэкаэдра были загадки. Яркий, необычный чудо-шар вызвал у детей бурю эмоций, и они просили играть с ним снова и снова, но скоро загадки были выучены наизусть и я задумалась о создании нового шара.
Второй чудо-шар сделала на тему «Правила безопасности», каждая грань из которого была посвящена своей теме: пожарная безопасность, безопасность в общественных местах, безопасность при общении с незнакомыми людьми и т. д. На каждой грани изображены разные ситуации и правила поведения в них – пожарная безопасность, безопасность в общественных местах, при общении с незнакомцами.
Ребёнок бросает шар, ему выпадает ситуация, я читаю название ситуации и правила поведения, обсуждаю с детьми, почему нужно или нельзя вести себя так. Можно предложить детям вспомнить, попадали ли они в такие ситуации, какие еще есть правила поведения для этой ситуации и т. д. Важно добиваться от детей ответа полным предложением.
Ещё в моём арсенале есть Чудо-шар «Приметы весны». На гранях шара изображены картинки, на каждой из которых изображена та или иная примета. Ребёнок должен рассмотреть картинку и ответить полным предложением, например, так: Одна из примет весны – расцветают первые цветы.
За два года я разработала и апробировала со своими воспитанниками более около десятка таких дидактических игр различной тематики. Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что успех игры определяется несколькими критериями:
1. Актуальность темы (воспитатель берёт за основу тему, которая будет интересна и знакома детям, иначе их не заинтересует игра или вопросы будут для них непонятны. Идеально игра с Чудо-шаром подходит для итогового занятия по изученной лексической теме/тематической недели).
2. Нужно чётко сформулировать правила игры и следить за их выполнением. Есть общие правила игры с Чудо-шаром, например всегда первым отвечает тот ребёнок, который бросал шар. Если ответ даётся неполный или неверный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Также ребёнок может передать право ответа товарищу, если сам затрудняется. А некоторые правила игры зависят от темы Чудо-шара.
3. И, конечно же, успех проведения игры зависит от педагога, который играет ключевую роль организатора и ведущего. Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные выводы, а не делает выводы за них. Обязательно в ходе игры педагог должен следить, чтобы участие принимали все, давать возможность робким и застенчивым проявить себя, создавать для них ситуацию успеха.
Итак, сегодня я познакомила со своей педнаходкой – дидактической игрой по развитию связной речи «Чудо-шар», а секретами изготовления шара и нюансами в организации и проведении игры я поделюсь с вами на предстоящем мастер-классе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!