Львова Ирина
«Моя семья». Методика работы над проектом
▼ Скачать + Заказать документы
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по теме:
«Моя семья»
Чебоксары 2012
Структура
Введение…. 3
1.1 Анализ внешней среды….…. 4
1.2 Анализ внутренней среды…. 7
1.3 Проблематика…. 12
2. Основная часть… 13
2.1 Концептуализация проекта… 13
2.2 Целеполагание… 13
2.3 Ожидаемый результат… 14
2.4 Реализация проекта… 15
2.4.1 Этапы работы над проектом. План действий по реализации проекта. 15
Публикация «„Моя семья“, Методика работы над проектом» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
2.4.2 Ресурсное обеспечение…. 21
2.5 Мониторинг проекта…. 23
3. Заключение… 26
4. Список литературы… 27
5. Приложение… 28
2
Введение
«Счастлив тот, кто у себя дома»
Л. Н. Толстой
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является испытанием человечности», – говорил В. А. Сухомлинский.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В настоящее время в ДОУ складывается система работы с родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы. Здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу, его гражданскую позицию, подготовку ребенка к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности.
1.1Анализ внешней среды
Ребёнку для полного и гармоничного
развития его личности необходимо расти в
семейном окружении, в атмосфере счастья,
любви и понимания.
«Конвенция о правах ребёнка»
Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Так как семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.
Общеизвестно, что детство - уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности.
Семья и дошкольные образовательные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Более десяти лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям — получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни. Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать все многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.
Внешняя среда
Сильные стороны Слабые стороны
Нормативно- правовое обеспечение:
- Конвенция ООН о правах ребенка
ст. 5,7,9,10.
- Семейный кодекс Российской федерации п. 3 ст. 18 и п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
- п. 19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”.
- Приоритетного национального проекта в сфере образования.
- Конституции Российской Федерации.
- Конституции Чувашской Республики.
- Закон Чувашской Республики «Об образовании».
- Стратегия развития образования Чувашской Республики до 2040 года.
Организационное обеспечение
Наличие Основных Общеобразовательных программ, разработанных на основе федеральных государственных требований к ее структуре и условиям (ФГТ)
Методическая литература Вариативность и разнотипность программ
Содержание не соответствует принципам комплексно тематического планирования и интеграции образовательных областей
Наличие материально – технической базы Недостаточное оснащение материальными и современными техническими средствами
1.2 Анализ внутренней среды
Работа МБОУ «Большеяниковская СОШ» д. КАрак-Сирмы средней группы «Солнышко» направлена на обеспечение, сохранение физического и психического здоровья детей и определяется следующими задачами:
• создание условий для обеспечения оптимальной образовательной среды, для развития детей и повышения комфортности их пребывания в дошкольной группе
• повышение качества образовательного процесса
Внутренняя среда
Сильные стороны Слабые стороны
Нормативно-правовое обеспечение
Наличие
1. Локальные акты:
• Устав дошкольного образовательного учреждения
• Договор с родителями детей
• Должностные инструкции работников
2. Лицензия дошкольного образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности
3. Свидетельство об аккредитации дошкольного образовательного учреждения
Организационное обеспечение
1. Наличие примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Наличие методической литературы
3. Наличие рабочей программы по средней группе
1. Отсутствие условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Недостаточная проработка НОД
по социально – личностному развитию
Кадровое обеспечение
Готовность педагогов работать в инновационном режиме, организации новых форм образовательного процесса. Недостаточное владение компьютерной техникой.
Материально – техническая база
1. Наличие:
- зданий, помещений;
- музыкального оборудования;
- физкультурного оборудования;
- медицинского оборудования;
2. Наличие библиотечного фонда:
- детской художественной литературы;
3. Наличие видео-аудиотехники. Недостаточное количество современного учебно-дидактического материала:
- дидактических развивающих игр по нравственно – патриотическому воспитанию.
Недостаточное финансирование
В дошкольной группе созданы необходимые условия для организации образовательной деятельности с детьми, организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам.
Таким образом, имеются определенные условия для реализации плана самообразования
Я, Львова Ирина Алексеевна, работаю в средней группе.
Чтобы систематизировать работу с детми средней группы по теме “Моя семья” в октябре месяце провела первичную диагностику по образовательной области «Социализация». Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений детей с родителями
2. Выявить уровень усвоения детей программного содержания:
представлений детей о семье, ее членах, родственных отношений, ее истории.
Применила с целью выявления внутрисемейных отношений методику «Мишкина семья» (автор С. Г. Краснова, методику «Цветок-восьмицветик» (авт. А. О. Прохоров, С. В. Велиева)
На первом этапе, при первичной диагностики, я использовала метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивала отношения детей к своим родителям, к старшим членам семьи (бабушке, дедушке).
Провела дидактическое упражнение с карточками «Семейная фотография», диагностику по выявлению знаний у детей о своей семье.
II. Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, тра-дициях 1. Дидактическое упражнение «Семейная фотография». Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра, или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).
Содержание диагностического задания:
Задание:
1 Покажи на картинке детей (дай им имена).
2 Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
3 Чем вы любите заниматься всей семьей?
4 Какой у тебя самый любимый праздник?
Почему? И т. 1балл - ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родст венных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.
2балла - ребёнок правильно называет членов семьи на кар-тинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы, речь ребенка бедна.
3 балла - ребенок правильно отвечает на вопросы, с удо-вольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.
ФИО реб-ка Ребенок ФИО Бабушка Дедушка Домашний адрес Семей. Трад. Семей. Релик.
Ф И О мать отец Род.
мат. Род.
отца Село Ул. №
дома
При анализе результатов диагностики выявился низкий уровень, что составляет:
20% - ребенок отвечает правильно, рассказывает охотно.
31% - ребенок допускает много ошибок, не желает рассказывать.
49% - ребенок отвечает правильно, но допускает не точности.
Не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Маша”, “дядя Миша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Провела анкетирование среди родителей, чтобы получить информацию о том, на что направлены основные заботы родителей (на физ. здоровье,
познавательно –речевое развитие и т. д)
Посетила некоторые семьи для выявления общей семейной атмосферы, стиль взаимоотношения между членами семьи и эмоциональное благополучие детей.
1.3. Проблематика
В нашей средней группе «Солнышко» уделяется недостаточно внимания социально- личностному развитию детей.
Воспитатели недооценивают роль семьи в образовательном процессе
Проявилось частичное отсутствие должного взаимодействия педагогов с родителями.
В дошкольную группу дети приходят из разных семей: многодетных, одиноких матерей и неполных семей.
Анализ проведенных диагностик, беседы с детьми, наблюдения за самостоятельной детской деятельностью, позволили мне сделать вывод, что уровень освоения детьми программного содержания по образовательной области «Социализация» находится на низком уровне. Среди родителей, как показало анкетирование, нет должного взаимопонимания между членами семьи, многие не знают историю происхождения своей семьи. Для того, чтобы родители помогли нашей группе, надо работать тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Исходя из данных результатов анализа возникла ПРОБЛЕМА: Как организовать образовательную работу с детьми и родителями по формированию у детей семейной, гражданской принадлежности.
Появилась идея: создать проект «Моя семья»
Цель проекта : Формирование у детей семейной, гражданской принадлежности в процессе ознакомления со своей семьей.
.
Основная часть
2.1. Концептуализация проекта
Оригинальность проекта и инновационный характер обеспечивается внедрением в практику с детьми средней группы следующих идей,
обеспечиващих успешную реализацию проекта :
• совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями
• сотрудничество с детской библиотекой, со школой.
2.2. Целеполагание
Цель проекта : Разработать систему работы по формированию представлений о семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей и семейных традициях.
Задачи:
1. Изучить современную программно-методическую литературу по социально – личностному развитию
2. Определить пути решения проблемы
3. Подобрать диагностическую методику уровня усвоения программного содержания по образовательной области «Социализация»
4. Привлечь родителей в совместную деятельность детей в условиях семьи и детского сада
5. Углубить представление детей о своей семье и ее истории, о традициях
и праздниках.
6. Воспитывать у детей любовь и уважения к членам семьи, проявлять заботу о родных людях.
Проект должен :
• Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Основываться на комплексно – тематическом подходе;
• Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
• Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями образовательных областей
2.3. Ожидаемые результаты проекта
Опираясь на цель и задачи проекта, предполагаю, что в результате :
:
• Дети будут правильно называть имена своих родителей, бабушек и дедушек.
• Называть возраст членов семьи.
• Определять родственные отношения между членами семьи
• Проявлять заботливое отношение к старшим членам семьи
Родители:
• Родители примут активное участие в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада
• Окажут посильную помощь в организации предметно – развивающей среды.
• программно-методическую литературу
Результат может быть оформлен в виде детского праздника, выставок детских и совместных творческих работ, проведения тематических недель.
2.4. Реализация проекта
2.4.1. Этапы реализации проекта и план действий по реализации проекта
I этап Подготовительный
№ Мероприятия Сроки проведения
1. Подбор методической литературы Начало октября
2. Подбор художественной литературы, стихотворного материала, сказок, рассказов октябрь
3. Подбор подвижных игр, словесных, сюжетно- ролевых, пальчиковых игр октябрь
4. Подбор дидактических игр октябрь
5. Изготовление атрибутов для подвижных игр; сюжетно – ролевых игр вместе с родителями октябрь
6. Посещение семьи октябрь
7. Сообщение на родительском собрании о проекте «Моя семья»
Конец октября
Задачи мероприятий:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
• Донести до участников проекта важность данной темы
• Проанализировать специальную литературу о роли семьи в обществе.
• Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
• Подобрать материал для продуктивной деятельности.
• Составить перспективный план мероприятий.
Перспективный план мероприятий
Этапы Дети Родители Педагоги
1 этап Мониторинг
Опрос семей (выявление социального статуса)
-участие в оснащении развивающей среды (закупка игрушек и оборудования, литературы,
-пошив костюмов для игр в бытовом уголке -Подбор методической литературы,
-оснащение развивающей среды (дидактические игры.)
-создание картотек
-приобретение демонстрационного и картинного материала
2 этап Беседа «Что такое семья»
«Мама и папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры».
«Мамы и папы имеют имена и отчества»
«Дом моей семьи»
Дидактические игры «Настроение», «Страна колобков», «Родословная»
словесные игры «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Детский сад»
Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка…», «Мамин праздник», «Мамин день».
НОД по познавательной деятельности
По продуктивной деятельности
Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.
Разучивание песен о маме, папе, бабушке.
Чтение художественных произведений о семье.
Презентация ребенком своей семьи, опираясь на семейное древо.
На родительских четвергах
«Я – медицинская сестра»,
«Я мама и воспитатель»
«Я бабушка - работник прачечной»
Участие в выставке фотографий «Моя семья»
Журнал с рецептами блюд «Любимое блюдо семьи», «Традиции нашей семьи»
Составление семейного древа с презентацией. Выступление на педсовете по теме: «Значение семьи в воспитании детей глазами ребенка»
3 этап Мониторинг
Участие в работе круглого стола,с целью эффективности реализации проекта.
Книга отзывов группы. Проведение круглого стола с родителями «Семья глазами наших детей»
Самоанализ педагогов.
Выпуск газеты
IIэтап Деятельный.
План реализации проекта
Задачи Формы организации Интеграция образовательных областей Сроки прове
дения
Расширение представлений детей о своей семье и ее истории; о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком
Формирование интереса к своей семье, воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи
НОД: «Я – моя семья»
«Дом в котором ты живешь»
Беседы: «Что такое семья»;
«Мама и папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры».
«Мамы и папы имеют имена и отчества»
Дидактические игры: «Настроение», «Страна колобков», «Родословная»
Словесные игры: «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты»
Сюжетно– ролевые игры: «Семья», «Детский сад»
Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка…», «Мамин праздник», «Мамин день».
Рисование :«Моя семья»
«Портрет мамы», «Портрет папы» «Нарисуй свое настроение»,,
Аппликация: «Букет для мамы», «Ракета для пап» .Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.
Разучивание песен о маме, папе, бабушке.
Чтение художественных произведений о семье.
Е. Благинина «Посидим в тишине», «Научу обуваться братца», Л. Воронцова «Маша – растеряша», С. Прокофьев «Когда можно плакать», К. Ушинский «Петушок с семьей», В. Берестов «Больная кукла, Бычок, Котенок». В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Шлыгин «По дороге в детский сад», Э. Шим «Петух и наседка», «Все умеют сами». Сказки: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Гуси лебеди», «Три медведя», «У страха глаза велики». Э. Мошковская «Жадина», «Капризы», «Как собака друга искала» (мордовская сказка). Потешки: «Жили у бабуси», «Знаешь, мамка, где я был?», «Дедушка Егор»
Комплекс утренней гимнастики: «Медвежья семья».
Подвижная игра «Птенчики и птицы»
Совместное изготовление атрибутов к играм
Разучивание песен о маме ко дню матери
Утренник «День матери»
Конкурс чтецов
Познание, коммуникация
Коммуникация
Безопасность
Худ. творчество
Чтение художественной литературы
Физическая культура
труд
музыка
октябрь
В течении всего проекта
В течении всего проекта
В течении всего проекта
октябрь
В течении всего проекта
2Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Социальный опрос семей (выявление социального статуса)
Участие в оснащение развивающей среды (закупка игрушек и оборудования, литературы,
Пошив костюмов для игр в бытовом уголке
Журнал с рецептами блюд «Любимое блюдо семьи», «Фотоконкурс»
Электронная презентация «Семейное древо»
Октябрь
В течении всего проекта
Октябрь
Октябрь
Декабрь
III этап Заключительный
Оценка результатов проекта
• Выставка творческих работ детей по продуктивному виду деятельности
• Выставка «Семейный альбом»
• Выставка журнала «Любимое блюдо семьи»
• Мультимедийная презентация «Семейное древо»
2.4.2 Ресурсное обеспечение проекта
Предметно – развивающая среда
Образовательное пространство
Базовые компоненты Объекты
Учебно – методический комплекс
Методический кабинет : методическая литература, ОО программа, конспекты, детская литература, инструкции, дидактические игры.
Комплекс обеспечения жизнедеятельности Пищеблок,
Прачечная,
Кабинет кастелянши.
Подсобные помещения
Оздоровительный комплекс
Развивающая среда
Познавательная Лаборатория
Видеосалон
Книжный уголок
Игровой уголок
Природный уголок
Уголок чувашского прикладного искусства
Коммуникативная Семейная гостевая
Чайный столик
Бюро находок
Уголок уединения
Уютный диванчик
Оздоровительная Спортивный уголок
Творческая Вернисаж
Театральный уголок
Рукодельница
Песочный дворик
Взаимодействие средней группы дошкольной группы, с детской библиотекой, с краеведческим музеем. Оказание посильной помощи родителей группы.
2.5 Мониторинг
Проведение повторной диагностики по образовательной области «Социализация» по выявлению уровня знаний детей 4 – 5 лет о семье, семейном быте, традициях показало:
Дети правильно называют имена своих родителей, бабушек и дедушек.
Приблизительно называют возраст членов семьи.
Могут определить родственные отношения между членами семьи и ее истории.
Имеют представления о своих обязанностях по дому, выполняют их: убирают игрушки, помогают накрывать на стол, могут оказать посильную помощь в приготовлении несложных блюд.
Оценивается по трехбалльной системе:
3балла - ребенок отвечает правильно, рассказывает охотно;
2балла - ребенок отвечает правильно, но допускает неточности;
1балл - ребенок допускает много ошибок, не желает рассказывать
\
• высокий уровень - 61 %
• средний уровень - 28 %
• низкий уровень - 11 %
Мероприятия, направленные на вовлечение родителей в процесс формирования у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности в процессе ознакомления детей со своей семьей дал положительный результат. Задача проекта по активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада была успешно реализована.
По количеству участия родителей в творческих заданиях и конкурсах, я разделила их по 3 категориям.
1 категория - родители приняли активное участие в проекте;
2 категория – родители приняли частичное участие;
3 категория – родители не приняли участие в проекте
Несмотря на то, что дети были основными участниками воспитательно-образовательного процесса нашего проекта, они вовлеклись в педагогический процесс, только на этапе, когда родители и воспитатель уже начали совместную деятельность. Очень важно, чтобы такая этапность была соблюдена, поскольку все, что осваивалось в стенах дошкольной группы, должно, по мере возможности закрепляться и поддерживаться в условиях семьи. Из числа наиболее активных и заинтересованных родителей решили организовать «Музей семьи»
Я поставила перед собой задачу разработать универсальную систему работы по формирования у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности образовательной области «Социализация». Для детей и родителей - это еще одна возможность побыть вместе, в ходе которой каждый может продемонстрировать свои успехи, порадоваться успехам других людей, проявить свои способности и таланты поделиться секретами семейного воспитания.
3. Заключение
В ходе реализации проекта, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию семьи, системы родственных отношений, определят свое место как члена семьи. Несомненен результат проекта : создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость заботливого отношения к членам семьи, а самое главное - наметить перспективные дальнейшие пути образовательного процесса социально – личностного развития дошкольника.
4. Список использованной литературы
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы от 23 ноября 2009 г. N 655
3. Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010
5. Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010
6. Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006
7. «Я – человек» Козлова С. А. М. : МГПУ, 1996»
8. «Играйка» : восемь игр для развития речи дошкольников. Н. В. Нишева
9. Детство – пресс, 2003
10. Дошкольная педагогика под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Просвещение 1988
11. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
12. «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
13. Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9,10 от 20 ноября 1989
14. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары: «Новое Время», 2008
:
5. Приложение
Предметно-развивающая среда
Спортивный уголок
Пособия для дидактических и тетрализованных игр.
Уголок для ознаколения счувашским прикладным исскусвом
Книжный уголок
Приемное помещение
Уголок пожарной безопасности
Игровой уголок
Уголок природы
Выставка работ по теме «Осенняя фантазия»
Прогулка в осенние дни
Досуг детей
Рисование «Портрет мамы»