МААМ-картинки

Технология психологического сопровождения «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольников»

Усанова Светлана
Технология психологического сопровождения «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольников»

Моя технология психологического сопровождения»

«Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

Усанова Светлана Дмитриевна,

воспитатель, МБДОУ №2 «Калинка» г. Новочебоксарск

Актуальность:

Публикация «Технология психологического сопровождения „Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольников“» размещена в разделах

Современным детям в наше время тяжело выражать свои чувства, эмоции, разрешать проблемные ситуации. И все это происходит от того, что наступило время информационных технологий, и мир не стоит на месте. Родителям некогда общаться со своими детьми в силу своей занятости. И наша задача как педагогов помочь таким детям, ведь ФГОС предполагает индивидуальный подход к ребенку и обеспечение психологического эмоционального благополучия. Для этого необходимо внедрить в работу новые инновационные педагогические технологии, методы и формы работы с детьми.

Первой причиной стал результат диагностики знаний детей старшей группы в области «социально-коммуникативное развитие». Ее итогом стало то, что большей частью детьми недостаточно хорошо освоена эта образовательная область.

Второй причиной внедрения в наш педагогический процесс технологии «Утренний круг» стало поступление в нашу группу новеньких детей. Им тяжело было социализироваться, пройти адаптацию, они приходят с плохим настроением, тяжело расстаются с родителями.

Технология «утренний круг» предусматривает совместную деятельность взрослых и детей, которая проходит после завтрака. Это один из видов режимных моментов. Его основной целью является то, чтобы настроить детей положительно на новый день, вселить в них уверенность среди товарищей.

Групповой сбор является решением целого ряда образовательных задач:

- дети чувствуют свою значимость, то, что их принимают такими, какими они есть;

- подводит к пониманию эмоционального состояния других людей, по- другому развивает эмпатию;

- развивает навыки культурного общения;

- формирует представления о нормах и правилах поведения в обществе;

- способствует умению планировать собственную деятельность.

Основной задачей утреннего круга является забота друг о друге, способность к сотрудничеству, обмен новостями, опытом, идеями. Установление комфортного социально – психологического климата в группе.

Всего из четырех этапов состоит утренний сбор :

1. Приветствие

2. Игра

3. Обмен новостями

4. Составление плана на день

Первый этап - приветствие.

Приветствие можно проводить в форме позывных, например, звон колокольчика, музыку, или речевку с движениями. Здесь ребята приветствуют друг друга комплиментами, улыбками, пожеланиями на предстоящий день.

Приветствия тоже могут быть в разной форме : это могут быть

- «обычные приветствия» (например, здравствуй, Маша); - «приветствия с действиями»;- приветствия от имени героев; а особенно им нравится «официальные приветствия» (к примеру, «мадам», «молодой человек»). После этих обращений у них сразу появляется улыбка, смех.

Второй этап - игра.

Для этого этапа мы придумали и создали своими руками «Уголок настроения», где имеются три отсека с разными смайликами: грусть, улыбка, злость. Каждое утро ребенок приходя в сад, ставит свою фотографию в тот кармашек, какому смайлику соответствует его настроение. После этого тот, у кого настроение плохое, озвучивает причину и мы с остальными ребятами ищем пути их решения. Что они могут, к примеру, предложить (обнять, подарить такую же игрушку, советы дают, просто потанцевать) И пытаемся помочь и поднять настроение. Ну, а если все пришли с хорошим настроением, то мы просто закрепляем его играми.

Так как наши дети уже старшего дошкольного возраста, то игры мы проводили в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем.

В младших и средних группах игры могут быть разные игры: это и различные пальчиковые ; словесные («Придумай предложение»); игры – фантазия («Оживление предметов»); игры- цепочки (берем игрушку, и какое – то задание, к примеру, поздороваться или рассказать новости от лица героя);

Психологические особенности возраста таковы, что младшие дошкольники предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, а старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.

Третий этап - обмен новостями.

Обычно это самый любимый этап у детей. Особенно у них много новостей после выходных. Они все хотят выговориться, перебивают друг друга. Важно воспитателю поддержать монолог ребенка, но научить слушать друг друга и не перебивать. Для этого придумать и оговорить правило, которое действует в нашей группе, к примеру, не перебивай того, кто говорит. Или для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить решить самим, сколько человек и кого именно они сегодня будут слушать, или оговорить, сегодня свои новости рассказывают только мальчики/ девочки и т. д. Для детей младшего возраста уместно проводить обмен новостями в форме вопрос - ответ, то есть в виде интервью. Малыши учатся только говорить, поэтому ответы будут короткими.

Важно, чтобы педагог следил за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.

Важно помнить:

-не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);

-не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);

-не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);

-не запрещаем (запретных тем нет);

Составление плана дня.

Для этого этапа мы создали такой стенд, центр планирования «Я выбираю», на котором изображены все центры, которые имеются в группе. Прежде чем, ребенок выберет и поставит свою фотографию в тот центр, в котором бы он хотел заниматься, воспитатель озвучивает все виды деятельности. Например, если тема недели «семья», а ребенок выбирает изобразительную деятельность, значит он знает, что мы будем рисовать семью; в книжном уголке - читать про семью, в центре конструирования – строить дом и т. д.

Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. [2, c.46]

Наши старшие дошкольники сами называют какой день недели, какие занятия проходят в этот день. Они сами перечисляют и называют все этапы режимных моментов, предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, не запланированным может быть, например, музей.

Вечером уже подводим итоги: все ли нам удалось сделать, что было запланировано? Что больше всего понравилось? А что не понравилось? Что запомнилось и т. д.

Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, каждый из этапов требует особого внимания, особых приемов, методов, направленных на реализацию задач. Для младшего возраста воспитатель играет особую роль помогает во всем, демонстрирует наглядно; игры детей более старшего возраста приобретает характер психогимнастики.

Ожидаемые результаты. Мы с 2020- 2021 г ведем проект в старшей группе ««Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста». И мы уже видим результаты и радуемся, когда наши дети свободно общаются и делятся своими новостями друг с другом, а особенно, как приветливо принимают постоянные дети вновь прибывших детей; как они общаются, не перебивая друг друга; рассказывают друг другу и нам воспитателям о своих переживаниях, обидах; как они умеют делать свой собственный выбор и тем более планировать. Тогда мы, воспитатели, понимаем, что каждый день, прожитый с детьми не зря и мы, надеемся, что добьемся еще больше результатов!

Литература:

1. Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что Ты здесь! :Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. – Самара: ООО «Офорт», 2004. – 76 с.

2. Зигле Л. А., Ефимова Н. М. Педагогический круг СПб. :РЕМДОМ 2011г.

3. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста. Пособие для проведения тренинга. /Под ред. Н. В. Мальцевой – Самара. 2004г. /

4. Свирская Л. В. Утро радостных встреч / Л. В. Свирская — «Линка-Пресс», 2010

5. ФГОСы

Публикации по теме:

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Семинар «Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ» «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,.

Семинар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогамиСеминар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогами Семинар – практикум «Новые технологии в ДОУ. Современные подходы в планировании детской активности. Утренний и вечерний круг» Мастер.

Утренний круг «Карлсон спешит на день рождения к Малышу» Конспект утреннего круга «Карлсон спешит на день рождение к Малышу» (программа "Сообщество") Цель: Развивать творческие способности у.

Утренний круг на тему недели «Насекомые» Утренний круг- понедельник. Тема «Насекомые» Цель: создать условия для доброжелательного общения в детском коллективе, обобщить и расширить.

Утренний «круг общения» в младшей группе «Кто как готовится к зиме» I. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Приветствие. -Давайте улыбнемся друг другу и скажем такие слова.

Утренний круг в старшей группе «Труд людей. Профессии» Цель круга: обеспечение возможности конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, обучение детей планированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология психологического сопровождения «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольников»
Опубликовано: 29 октября 2022 в 12:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД