Усанова Светлана
Технология психологического сопровождения «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольников»
Моя технология психологического сопровождения»
«Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
Усанова Светлана Дмитриевна,
воспитатель, МБДОУ №2 «Калинка» г. Новочебоксарск
Актуальность:
Публикация «Технология психологического сопровождения „Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольников“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Современным детям в наше время тяжело выражать свои чувства, эмоции, разрешать проблемные ситуации. И все это происходит от того, что наступило время информационных технологий, и мир не стоит на месте. Родителям некогда общаться со своими детьми в силу своей занятости. И наша задача как педагогов помочь таким детям, ведь ФГОС предполагает индивидуальный подход к ребенку и обеспечение психологического эмоционального благополучия. Для этого необходимо внедрить в работу новые инновационные педагогические технологии, методы и формы работы с детьми.
Первой причиной стал результат диагностики знаний детей старшей группы в области «социально-коммуникативное развитие». Ее итогом стало то, что большей частью детьми недостаточно хорошо освоена эта образовательная область.
Второй причиной внедрения в наш педагогический процесс технологии «Утренний круг» стало поступление в нашу группу новеньких детей. Им тяжело было социализироваться, пройти адаптацию, они приходят с плохим настроением, тяжело расстаются с родителями.
Технология «утренний круг» предусматривает совместную деятельность взрослых и детей, которая проходит после завтрака. Это один из видов режимных моментов. Его основной целью является то, чтобы настроить детей положительно на новый день, вселить в них уверенность среди товарищей.
Групповой сбор является решением целого ряда образовательных задач:
- дети чувствуют свою значимость, то, что их принимают такими, какими они есть;
- подводит к пониманию эмоционального состояния других людей, по- другому развивает эмпатию;
- развивает навыки культурного общения;
- формирует представления о нормах и правилах поведения в обществе;
- способствует умению планировать собственную деятельность.
Основной задачей утреннего круга является забота друг о друге, способность к сотрудничеству, обмен новостями, опытом, идеями. Установление комфортного социально – психологического климата в группе.
Всего из четырех этапов состоит утренний сбор :
1. Приветствие
2. Игра
3. Обмен новостями
4. Составление плана на день
Первый этап - приветствие.
Приветствие можно проводить в форме позывных, например, звон колокольчика, музыку, или речевку с движениями. Здесь ребята приветствуют друг друга комплиментами, улыбками, пожеланиями на предстоящий день.
Приветствия тоже могут быть в разной форме : это могут быть
- «обычные приветствия» (например, здравствуй, Маша); - «приветствия с действиями»;- приветствия от имени героев; а особенно им нравится «официальные приветствия» (к примеру, «мадам», «молодой человек»). После этих обращений у них сразу появляется улыбка, смех.
Второй этап - игра.
Для этого этапа мы придумали и создали своими руками «Уголок настроения», где имеются три отсека с разными смайликами: грусть, улыбка, злость. Каждое утро ребенок приходя в сад, ставит свою фотографию в тот кармашек, какому смайлику соответствует его настроение. После этого тот, у кого настроение плохое, озвучивает причину и мы с остальными ребятами ищем пути их решения. Что они могут, к примеру, предложить (обнять, подарить такую же игрушку, советы дают, просто потанцевать) И пытаемся помочь и поднять настроение. Ну, а если все пришли с хорошим настроением, то мы просто закрепляем его играми.
Так как наши дети уже старшего дошкольного возраста, то игры мы проводили в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем.
В младших и средних группах игры могут быть разные игры: это и различные пальчиковые ; словесные («Придумай предложение»); игры – фантазия («Оживление предметов»); игры- цепочки (берем игрушку, и какое – то задание, к примеру, поздороваться или рассказать новости от лица героя);
Психологические особенности возраста таковы, что младшие дошкольники предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, а старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.
Третий этап - обмен новостями.
Обычно это самый любимый этап у детей. Особенно у них много новостей после выходных. Они все хотят выговориться, перебивают друг друга. Важно воспитателю поддержать монолог ребенка, но научить слушать друг друга и не перебивать. Для этого придумать и оговорить правило, которое действует в нашей группе, к примеру, не перебивай того, кто говорит. Или для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить решить самим, сколько человек и кого именно они сегодня будут слушать, или оговорить, сегодня свои новости рассказывают только мальчики/ девочки и т. д. Для детей младшего возраста уместно проводить обмен новостями в форме вопрос - ответ, то есть в виде интервью. Малыши учатся только говорить, поэтому ответы будут короткими.
Важно, чтобы педагог следил за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Важно помнить:
-не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
-не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
-не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
-не запрещаем (запретных тем нет);
Составление плана дня.
Для этого этапа мы создали такой стенд, центр планирования «Я выбираю», на котором изображены все центры, которые имеются в группе. Прежде чем, ребенок выберет и поставит свою фотографию в тот центр, в котором бы он хотел заниматься, воспитатель озвучивает все виды деятельности. Например, если тема недели «семья», а ребенок выбирает изобразительную деятельность, значит он знает, что мы будем рисовать семью; в книжном уголке - читать про семью, в центре конструирования – строить дом и т. д.
Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. [2, c.46]
Наши старшие дошкольники сами называют какой день недели, какие занятия проходят в этот день. Они сами перечисляют и называют все этапы режимных моментов, предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, не запланированным может быть, например, музей.
Вечером уже подводим итоги: все ли нам удалось сделать, что было запланировано? Что больше всего понравилось? А что не понравилось? Что запомнилось и т. д.
Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, каждый из этапов требует особого внимания, особых приемов, методов, направленных на реализацию задач. Для младшего возраста воспитатель играет особую роль помогает во всем, демонстрирует наглядно; игры детей более старшего возраста приобретает характер психогимнастики.
Ожидаемые результаты. Мы с 2020- 2021 г ведем проект в старшей группе ««Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста». И мы уже видим результаты и радуемся, когда наши дети свободно общаются и делятся своими новостями друг с другом, а особенно, как приветливо принимают постоянные дети вновь прибывших детей; как они общаются, не перебивая друг друга; рассказывают друг другу и нам воспитателям о своих переживаниях, обидах; как они умеют делать свой собственный выбор и тем более планировать. Тогда мы, воспитатели, понимаем, что каждый день, прожитый с детьми не зря и мы, надеемся, что добьемся еще больше результатов!
Литература:
1. Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что Ты здесь! :Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. – Самара: ООО «Офорт», 2004. – 76 с.
2. Зигле Л. А., Ефимова Н. М. Педагогический круг СПб. :РЕМДОМ 2011г.
3. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста. Пособие для проведения тренинга. /Под ред. Н. В. Мальцевой – Самара. 2004г. /
4. Свирская Л. В. Утро радостных встреч / Л. В. Свирская — «Линка-Пресс», 2010
5. ФГОСы