Папки-передвижки

Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ

Александра Коняева
Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы

Мониторинг

повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ к условиям и к структуре ООП

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.

Публикация «Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.

Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, О. М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий.

Так, с высшим образованием работают 6 педагогов (педагогическое

образование, со среднимм педагогическим образованием – 5. Высшая категория у 2 педагогов, первая категория – у 6, вторая категория - у 1 ,

3 педагога не имеют пока категории.

45 % педагогов работает более 25 лет, до 25 лет-36%,18% только начинают свой путь в педагогике, не имея опыта. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.

Сложности и проблемы в реализации ФГТ

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов (55%%) к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.

4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.

5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».

6. Сложность в понимании истинного смысла НОД, так как игру нельзя подчинить решению дидактических задач

7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Познание» и «Чтение художественной литературы», «Музыка» области «Художественное творчество», «Социализация».

8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

9. Опрос в форме анкетирования показал, что только 45 % педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.

Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:

– пассивные формы проявления;

– активные формы проявления;

– негативное отношение, стремление защититься от нововведений.

Целью психологического сопровождения

является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

В ходе психологического сопровождения было намечено решение следующих задач:

– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГТ организуется в несколько этапов:

на подготовительном этапе основными задачами являются: изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды;

– практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь;

– на обобщающем этапе основная работа будет заключаться в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы, по которым наработан интересный опыт, и им можно поделиться с коллегами.

С опорой на результаты мониторинга мы выделили несколько направлений психолого-педагогического сопровождения :

1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГТ, знакомство со спецификой реализации ФГТ в ДОУ.

2. Актуализацию интереса к ФГТ и мотивационную готовность воспитателей ДОУ.

3. Направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий.

4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе видеоконференций, вебинаров, городских методических мероприятий, городских методических объединений

5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОУ по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

Имеющийся опыт сопровождения деятельности педагогов даёт возможность планировать работу и наметить новые перспективы.

1. Обеспечение мониторингового характера контроля, развитие участников педагогического процесса, оценка педагогического мастерства

2. Оказание помощи в повышении квалификации

3. Сохранение высокого уровня работы учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, способствует развитию качественного дошкольного образования.

Методической службой ДОУ была создана творческая группа. Целью работы данной группы являлось - проведение консультативной и методической работы с педагогами по изучению и введению федеральных государственных требований в 2011 – 2013 гг., а так же разработка основной общеобразовательной программы ДОУ.

В результате планомерной работы в 2011 - 2013 учебном году были решены следующие задачи:

1. Изучены нормативно-правовые документы в системе образования РФ, разработаны нормативные документы ДОУ в соответствии с действующим законодательством (план методических мероприятий по реализации приказа № 655, Положение о рабочей группе, план деятельности рабочей группы).

2. Обеспечен доступ к нормативным документам по ФГТ педагогического персонала ( наличие папки: «Нормативно-правовых документов и методических рекомендаций» федерального, регионального и локального уровня).

3. В рамках постоянно действующего семинара сделан глубокий анализ содержания, определенного примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» и парциально используемых Программ коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет) «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР», автор Н. В. Нищева, «Коррекция нарушений речи», авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.

4. Проведен анализ программно-методического обеспечения Программ, приведенных в соответствие с ФГТ и планируемых к реализации, по четырем направлениям развития дошкольника с обоснованием необходимости дополнения примерной ООП парциальными программами по приоритетным направлениям работы ДОУ (часть, формируемая участниками образовательного процесса).

5. Внедрена модель образовательного процесса в ДОУ, составной частью которой является комплексно- тематическое планирование

6. Разработан портрет выпускника МБДОУ «Детский сад № 23» с описанием интегративных качеств ребё нка на каждом возрастном этапе: младший возраст, средний, старший, подготовительный к школе.

7. Разработан проект системы мониторинга достижений детьми, планируемых результатов освоения ООП.

8. Разработана примерная основная общеобразовательная программа ДОУ в соответствии с примерной образовательной программой «Детство» (инвариантная и вариативная часть).

9. На семинарах и курсах повышения квалификации педагогов по внедрению ФГТ за 2010 – 2012 учебный год прошли обучение 8 человек

10. Проведена оценка педагогических компетенций педагогов по внедрению ФГТ за период 2011-2012 г. за период 2012-2013 г.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

Повысился процент педагогов, владеющих структурой ООП, принципами интеграции образовательного процесса, планирования работы, организации мониторинга, взаимодействия с семьями воспитанников.

Итоговый мониторинг освоения образовательных областей программы в мае 2013 года показал, что просматривается положительная динамика результатов образования детей в соответствии с показателями, в ООП ДОУ.

Наиболее высокие показатели по сравнению с 2011 - 2012 годом в 2012 – 2013 годах по физкультурно- оздоровительному и художественно- творческому направлениям, повысился процент усвоения программного содержания по познавательно-речевому и социально- личностному направлениям.

Таким образом, из анализа можно сделать вывод, что за 2011 – 2012 учебный год педагогический коллектив ДОУ привел программное сопровождение образовательного процесса в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями. Результатом чего является примерная основная общеобразовательная программа, достаточно высокие показатели развития детей на конец учебного года.

Завершились первый и второй этап перехода учреждения к работе согласно ФГТ – этапы программного обеспечения сопровождения образования в детском саду.

Следующие этапы работы учреждения в этом направлении будет связан с совершенствованием системы оказываемых образовательных услуг, отвечающих федеральным государственным требованиям.

В 2012-2013 учебном году начали переход на образование по примерной основной общеобразовательной программе ДОУ и работали над созданием условий для сопровождения развития детей согласно ведущим моделям построения образовательного процесса. Продолжаем работу по повышению профессиональных умений педагогов.

В рамках данной работы за период 2012-2013 годов проведено:

1. Анкетирование «Профессиональная компетентность педагога» «Карта возможных затруднений педагога», «Работаем по ФГТ» и другие

2. Семинары – практикумы, консультации, мастер- классы ( городские семинары: «Организация самостоятельной деятельности в образовательном процессе», «Формирование социальной компетентности детей через музыкальные игры с пением», «Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста», «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Оптимизация двигательной активности в детском саду»)

3 Педсовет «Методическая компетентность педагога, как условие обеспечения качества образовательного процесса в условиях введения ФГТ»

4. Смотры-конкурсы «Великая победа»- конкурс макетов, «Книжный уголок», «Уголок природы» и другие

5. Взаимопросмотры НОД по разделу «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», совместной деятельности педагога и ребёнка

6. Педагогами нашего дошкольного учреждения подготовлены и реализованы проекты : «Зимние забавы», «Дымка», «В гостях у Чуковского», «Игрушки», «Озорная нить», «Моя малая Родина», «Волшебный мир театра», «Разноцветная радуга» и т. д.

7. Методические и практические материалы представлены на сайте дошкольного учреждения.

Перспективы работы по повышению профессионального мастерства :

• Создание электронного портфолио педагогов и специалистов

• Адресность сопровождения педагогов в зависимости от трудностей в работе, от стажа, категории

• Участие педагогов в конкурсах и фестивалях областного и международного значения

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда, человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средство как он может это осуществить» А. Дистерверг

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Наставническая работа с молодыми специалистами в ДОУ. Анкета для молодых специалистов. АНКЕТА для молодых педагогов 1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? • Да • Нет • Частично 2. Каких знаний,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 13:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ» (включая файлы) размещена пользователем Александра Коняева (УИ 54817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД