МААМ-картинки

Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению

Юлия Гладкова
Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде, чем говорить об используемых диагностиках готовности детей к школе, необходимо раскрыть понятие «готовность к школе». Традиционная структура готовности к школе выглядит так.

Готовность обучению в школе состоит из физической и психологической готовности ребенка.

Публикация «Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению» размещена в разделах

Физическая готовность - это физическое состояние и здоровье ребенка (телосложение, осанка, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации, физическая работоспособность.

Психологическая состоит из личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности.

В отечественной психологии и педагогической литературе традиционно используется термин «готовность детей к обучению в школе» («готовность к школе»). Использование термина «школьная зрелость» в психологических исследованиях вызывает серьезные возражения, так как в возрасте 6 – 7 лет только часть психических функций определяющих успешность школьного обучения, достигает уровня относительной зрелости, другие же находятся в стадии становления. Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л. С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с 6-ти лет. Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли).

В соответствии с психологической структурой деятельности (Эльконин Д. Б.) в структуре готовности выделяются пять блоков учебно-важных качеств:

1. Личностно-мотивационный развивает мотивы учения;

2. Представление о целях деятельности - принятие учебной задачи;

3. Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности - графические навыки и зрительный анализ;

4. Информационная основа деятельности (познавательные процессы) - уровни развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления;

5. Управление деятельностью и принятие решений - произвольная регуляция деятельности.

Рассмотрим подробнее компоненты психологической готовности к школе.

Личностная готовность:

Является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:

1. отношение со взрослыми и сверстниками (социально – психологическая, коммуникативная);

2. формирование «внутренней позиции школьника»: готовности к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.

Стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника»:

- мотивационная готовность (познавательные мотивы);

- начало формирования самосознания и самооценки (адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению).

Интеллектуальная готовность:

1. запас знаний об окружающем мире, достаточный уровень развития познавательных интересов, определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:

а) сформированность сенсорных эталонов;

б) качество восприятия – умение планомерно обследовать предмет, явление, выделять их разнообразные свойства;

в) качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;

г) определенная степень децентрации мышления;

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематичного мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности (служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе;

е) развитие воображения:

2. начало формирования произвольности психических процессов;

3. развитие речи.

Эмоционально-волевая готовность (произвольная регуляция поведения):

1. умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

2. произвольность внешнего двигательного поведения: умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый, понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, важен для учебной деятельности ребенка и для его скорейшей адаптации к новым условиям. Все компоненты тесно связаны между собой и могут компенсировать развитие друг друга.

Итак, готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией. На основании выделенных компонентов создаются методики диагностики готовности к школе.

Методики и программы диагностики готовности детей к школе в ДОО

Методики:

- Методика «Последовательность событий» - (вариант 8-го задания теста Д. Векслера) – проверка способностей логического анализа причинно-следственных связей.

- «Опосредованное запоминание (А. Н. Леонтьев) - исследование памяти, способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике - предметными картинками) для запоминания и припоминания. От момента запоминания и до момента отсроченного воспроизведения должно пройти (40 – 60 мин).

- Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов) - выявляются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях существующих между некоторыми объектами этого мира. Умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

- Методика «Десять слов (А. Р. Лурия) – диагностика произвольной непосредственной памяти.

- «Самое непохожее» (Л. Венгер) – определение уровня овладения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение а также обобщение признаков. Является одним из наиболее адекватных. Тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей.

- Тест «Нахождение недостающих деталей» (Векслер) - исследование уровня развития образного мышления у детей 4 – 7 лет.

- «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равен) – развитие мышления (словесно-логического и наглядно-образного).

- «Четвертый лишний» (автор неизвестен) – исследование процессов образно-логического мышления, умственной операции анализа и обобщения.

- Методика «Пиктограмма» (А. Р. Лурия) – диагностика развития произвольного опосредованного запоминания, а также словесно-логического мышления, распределения внимания.

- Методика «Звуковые прятки» (И. В. Дубровина и др.) - исследование речевой сферы, проверка фонематического слуха.

- Тест Пьерона-Рузера – определение уровня концентрации внимания, темпа психической деятельности.

- «Ориентационный тест школьной зрелости» (А. Керн – Я. Йирасек) - исследование уровня интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу.

- Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) – исследования умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

- Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) - выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать. Определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

- «Корректурная проба» (Б. Бурдон) - исследование волевой готовности, уровень произвольной регуляции поведения, концентрация внимания на задании. В настоящее время существуют различные модификации – с рисунками (3-5 лет, геометрические фигуры (6-7 лет, с буквами (7-10 лет).

- «Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации.

- «Детский апперцептивный тест» (CAT) - комплексная диагностика личности ребенка (4–10 лет).

- «Диагностика формирования внутренней позиции школьника» (А. Л. Венгер).

- Методика «Мотивы учения»» (М. Р. Гинзбург) – выявление мотивов побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

- «Тест Розенцвейга» - исследование индивидуальных особенностей и качеств личности (тест на коммуникабельность ребенка).

- «Лесенка» (В. Щур) - исследование самооценки ребенка.

- «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) - исследование внутренней позиции школьника, и выявление характера ориентации на учебную деятельность.

- Методика «Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника» (опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткина).

Некоторые методики дают возможность одновременно увидеть уровни развития нескольких психических процессов. Также существуют целые программы позволяющие проводить диагностику готовности ребенка к школе.

Программы:

- Н. Семаго, М. Семаго – «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»;

- Тест «Способность к обучению в школе» (Г. Витцлак) – психологическая готовность, уровень умственного развития. Тест состоит из 15 заданий. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя;

- Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностики в детском саду» (в нее входят методики: «Лесенка», «Вырежи круг», «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок человека», «Разрезные картинки», «На что это похоже?», «Запрещенные слова», «Графический диктант»);

- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ], под редакцией Е. А. Стребелевой;

- Диагностическая программа И. В. Дубровиной. Программа включает в себя исследование 4 сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой;

- Программа А. Н. Веракса «Готовность детей к школе» (в нее входят методики: «Пиктограмма», «Матрицы Равена», «10 слов», «Лесенка», «Цветовой тест Люшера», методика «Три желания», методика «Шифровка»).

Выбор инструментария и процедура определения психологической готовности к школе может быть различной, в зависимости от условий в которых работает психолог и его опыта.

Диагностика готовности к обучению в школе в МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» и его филиалах

Главной функцией диагностики готовности к обучению в школе является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. В МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» и его филиалах, диагностика проводится два раза в учебном году. Первичная диагностика проходит в старших (5-6 лет) и подготовительных к школе (6-7 лет) группах в сентябре – октябре. Результаты позволяют скорректировать образовательную программу каждой возрастной группы и дать родителям информацию на оказание помощи своему ребенку. И итоговая (апрель – май, позволяющая окончательно сформировать окончательное мнение о готовности к обучению в школе ребенка группы (6-7 лет). А педагогам и родителям детей старшей группы позволяет наметить коррекционно-развивающую работу на летний период, перед началом обучения в группе (6-7 лет).

В психодиагностическом направлении работы педагога-психолога используется программа Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду». Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста и составлено в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. К. Комаровой. МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" и его 16 филиалов реализуют данную образовательную программу. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа, 4—5 лет (средняя группа, 5—6 лет (старшая группа, 6—7 лет (подготовительная к школе группа). Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.

Предлагаемые задания, по каждой возрастной группе, построены в определенном порядке, позволяя ребёнку выдержать нагрузку в процессе обследования. Диагностика начинается с рисования (предпочитаемого вида деятельности дошкольников, что создаст положительный эмоциональный настрой и даст установку на успешную работу. Последующие задания способствуют чередованию нагрузки на различные психические функции, поддерживая интерес ребёнка. На индивидуальных Бланках для детей задания расположены в соответствующем порядке, облегчающем процесс обследования для педагога - психолога.

Методики, используемые мною в исследовании готовности к школе, позволяют определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. Несомненным плюсом подобранных методик является принцип коррекционности. Исследование позволяет не только констатировать особенности развития, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу (при необходимости).

Публикации по теме:

Лэпбук «Школа Светофорика» как интерактивное пособие по обучению дошкольников ПДДЛэпбук «Школа Светофорика» как интерактивное пособие по обучению дошкольников ПДД Для участия в районном конкурсе педагогического мастерства был представлен лэпбук «Школа Светофорика». Лэпбук выполнен в виде папки формата.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Обобщение опыта воспитателя «Экологический мониторинг» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации детской деятельности по формированию основ бережного.

Плакат по обучению ПДД дошкольников и проведению профилактической деятельности по ДДТТПлакат по обучению ПДД дошкольников и проведению профилактической деятельности по ДДТТ Плакат по обучению ПДД дошкольников и проведению профилактической деятельности по ДДТТ На пороге начала 21 века информатизация образовательной.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению
Опубликовано: 29 октября 2021 в 08:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гладкова (УИ 247901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД