МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда

Краева Анастасия
Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда

Методическая разработка творческих занятий

«Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда с использованием сыпучих материалов, природных материалов, лент, бусин»

Разработана: Краева Анастасия Михайловна, воспитатель МБДОУ № 48 г. Красноярска

Пояснительная записка

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда» размещена в разделах

Подготовительная группа – один из самых важных и значимых периодов для ребенка. В этот год ребенок продолжает пополнять знания, продолжает формировать и совершенствовать различные навыки и умения, становясь личностью, готовясь к «дальнейшей взрослой жизни». Одной из главных задач воспитания и обучения дошкольника является его подготовка к школе. К моменту, когда ребёнок пойдет в школу важным является сформированность такого навыка, как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Актуальность

Однако согласно данным психологов и физиологов у многих детей сегодня дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. К сожалению, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Таким образом, деятельность в подготовительной группе особенно необходимо наполнить различными играми с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и пр., пальчиковыми играми, массажами кистей и пальцев, лепкой, аппликацией…

Поэтому в своей воспитательской деятельности считаю важными дополнительные занятия по развитию мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда (использование сыпучих материалов, мелких предметов, природных материалов, лоскутков ткани, лент и пр.). Это будет являться регулярным и эффективным массажем подушечек пальцев, самих пальцев, кистей рук, что способствует общей подготовке руки к письму, развитию творческих способностей, развитию внимания, умения контролировать свои движения, ориентироваться в пространственных характеристиках.

Цель данной методической разработки – развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе, способствующее подготовке руки к письму, развитию творческих способностей, развитию внимания, умения контролировать свои движения.

Основными принципами при планировании дополнительных творческих занятий являются:

• Принцип природосообразности: процесс ускорения развития мелкой моторики и подготовки к письму дошкольников строится, следуя логике (природе) развития личности ребенка, с учетом имеющегося индивидуального потенциала и на основе закономерности внутреннего развития.

• Принцип гуманистичности: гуманистический характер отношений педагога и ребёнка, где ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах.

• Принцип системности и последовательности: темы в программе расположены так, чтобы изучение каждого этапа опиралось на знания, приобретённые в процессе изучения предыдущего материала.

• Принцип научности и доступности: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учёт уровня индивидуальной подготовки – от простого к сложному.

Для достижения поставленной цели необходимы следующие задачи:

1. Организовать группу детей в подготовительной группе, желающих заниматься творческой деятельностью по развитию мелкой моторики.

2. Провести диагностику у этих детей (Приложение 1).

3. Подготовить рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики (руки, пальцы) детей 6-7 лет.

4. По окончанию года провести повторную диагностику у этих детей (Приложение 1).

5. Выявить наиболее понравившиеся ребятами продуктивные и эффективные для развития мелкой моторики виды творческой деятельности (конкретные занятия, действия).

Планируемые результаты:

- развитие пальчиков, мелких мышц руки ребенка,

- развитие механизмов, необходимых для овладения письма,

- накопление у ребенка двигательного и практического опыта,

- формирование устойчивого внимания, усидчивости, трудолюбия,

- развитие эстетического чувства и чувства прекрасного, творческого воображения,

- приобретения и закрепления навыков и умений работы с сыпучими материалами, природными материалами, лоскутками ткани, лентами, мелкими украшениями.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Группа формируется по 8-10 человек. Занятия проходят по 1 часу (20-30 минут) 1 раз в неделю.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические, занятие-сказка, метод игры.

Общий ход занятий:

1. Пояснительная записка планируемого занятия.

2. Проведение массажа рук (можно с использованием карандаша/ореха/шарика маленького).

3. Организация ребенком своего рабочего места (взять у воспитателя необходимый материал, разложить все удобно на парте).

4. Выполнение действий/указаний/примера воспитателя.

5. Пальчиковая игра-перерыв.

6. Окончание занятия – ободряющие, поощряющие, добрые и позитивные слова воспитателя о работах детей (индивидуальные высказывания, пожелания).

План мероприятий на 2015-2016 учебный год

Сентябрь Аппликационный (крупа манная) - 5 занятий: «Волшебная манка», «Ягодка малинка», «Овощной натюрморт», «Дары осени» 2 занятия.

Октябрь Зерновой - 4 занятия: «Колосок», «Мышка с колоском», «Последний букет осени» 2 занятия.

Ноябрь Семенной - 4 занятия: Топиарчик «Осенний/Овощной/Цветочный», «Кувшинки из семян», «Веселые барашки».

Декабрь Конфетный - 4 занятия: «Обезьянка – символ года», «Обезьянка – символ года», «Новогодняя елочка» из мишуры, «Новогодняя елочка» на диске.

Январь Обережный - 3 занятия: «Веничек-оберег», «Куколка-оберег», «Оберег для нашей группы» - Создаем для нашей группы пано-оберег

Февраль Сыпучий - 4 занятия: «Жираф из солнечной Африки», «Сердечное поздравление», «Маша и весна» 2 занятия.

Март Праздничный - 5 занятий: «Кактусенок», «Сирень для мамы», «Маки для бабушки», «Пасхальное яйцо-открытка», «Пасхальный кролик», «Мишка косолапый».

Апрель Папье-машейский - 4 занятия: «Космос в коробке», «Космос в коробке», «Коробочка с сюрпризом», «Вылупившийся цыпленок».

Май Морской - 2 занятия: «Открытка выпускника», «Морской конек» и «Морская рамочка».

Выставка индивидуальных и групповых работ детей поквартально, участие в конкурсах.

Список используемой литературы:

1. Т. Ю. Бардышева «Во саду ли, в огороде. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи», 2011 г.

2. Т. Белова «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики», 2007

3. Т. Н. Диброва «Развитие мелкой моторики руки ребенка», статья, 2011 г.

4. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

5. Г. В. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития», 2006 г.

6. В. А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения», 1980 г.

7. Соколов, Е. Афоничева, Н. Павлычева «Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте», 2011 г.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей посредством работы с крупамиРазвитие мелкой моторики у детей посредством работы с крупами Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада..

Влияние совершенствования мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

План самообразования «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки» на 2015–2020 г. Тема: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через развитие мелкой моторики руки». ФИО: Галеева Эльмира Рафкатовна.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений» Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные пражнения".

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества» Планирование работы по самообразованию. 1. Изучение литературы. 1.1. Методические пособия: Парамонова Л. А. «Творческое конструирование.

План самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет с Зпрр посредством занятий пластилинографией» План работы по самообразованию. Воспитатель …. Шевчук Ольга Валерьевна Группа… компенсирующей направленности «Фантазеры».

Практикум для родителей второй младшей группы «Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики руки» Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки» Актуальность: сегодня широко.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда Позвольте представить вашему вниманию мою систему работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством нетрадиционной техники в аппликации Актуальность: Я считаю, что выбранная мною тема развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по средствам нетрадиционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда
Опубликовано: 8 января 2016 в 13:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД