Получи документы

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

света шипова
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, которая направлена на художественно – эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Задача музейной педагогики - взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких.

Публикация «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Если в школах существуют музеи краеведения, патриотического воспитания, создаются музеи художественно – эстетической направленности, то в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Музейная педагогика пришла в нашу группу в прошлом учебном году. Эту работу лучше проводить коллективом единомышленников, который может решить сформировать задачу комплексно. В нашей подготовительной к школе группе «Почемучки» сложился такой коллектив, который состоит из воспитателей Архиповой И. А., Буланцевой М. В., родителей воспитанников и самих детей. Работа строится, целенаправленно систематизировано.

Цель : развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, воспитать патриота.

В 2015 – 2016 учебном году задачей ДОУ была «Совершенствование работы коллектива по формированию у детей нравственных, эстетических, культурных ценностей посредством музейной педагогики».

Был издан приказ администрацией МДОУ №6 «Рябинка» о создании творческой группы, для разработки проекта музейной педагогики в ДОУ, в состав творческой группы входил воспитатель Архипова И. А.

На первом этапе проекта был разработан план посещения музеев города, заключены договора с «Историко-художественным музеем», с музеем «Истории русского платка и шали», Детской библиотекой Дворца культуры Павлово - Покровский. С целью повышения профессиональной компетентности воспитателей старшим воспитателей проведены консультации «Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике», «Музей для самых маленьких», «Организация мини – музеев дома». Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса «Лучший мини-музей», которые были обсуждены с коллективом на семинаре практикуме «Музейная педагогика в ДОУ : новые перспективы развития»

На втором практическом этапе согласно плану работы с музеями на 2015-2016 учебный год мы посетили «Музей истории русского платка и шали». Экскурсовод Курникова Ирина Викторовна замечательный человек, любящий и знающий свою профессию. На её экскурсиях дети были, как завороженные. Причем экскурсии в Музее сопровождались мастер – классами: «Изготовление из платков кукол», «Роспись наших шалей». А также посетили «Историко-художественный музей». Перед посещением музеев мы обсудили с детьми, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, правила поведения в музеях и т. п. После посещения музеев дети на непосредственной образовательной деятельности (НОД) по социально- коммуникативному развитию делились впечатлениями о посещении музеев. Темы лекций в музеях были «История Павловского Посада» «Павлово Посадские шали».На продуктивной деятельности дети создавали эскизы платков, шали, строили города будущего, а также школы в которых они хотели бы учиться.

От истории города мы подошли к истории нашей письменности. Мы не могли обойтись без родителей. Детям было предложено узнать, по каким азбукам учились их мамы. А с родителями провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников, нашей группы, ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать культурные учреждения: «Малы, ничего не поймут, зачем тратить зря время».

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. На родительском собрании вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мы решили создать собственный мини –музей «Азбуки и Букваря», где отражалась специфика нашей подготовительной группы, формирование мотивации к подготовке к школе.

При создании мини – музея мы попробовали себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музеи малышам. Желающие становились экскурсоводами.

В смотре – конкурсе «Лучший мини – музей в ДОУ», наша группа заняла призовое место.

Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.

К 9 мая планируем организовать в мини – музее выставку «Спасибо деду за Победу!»

В ДОУ существует традиция поздравлять ветеранов с Днём Победы. К детям приходят ветераны ВОВ, почетные жители города. Воспитанники готовят для них подарки, сувениры, обязательно устраивают в это день большой праздничный концерт, участниками которого становятся, как дети, так и педагоги и родители. И конечно дети нашей группы познакомят гостей со своим мини – музеем.

Быть патриотом - значит чувствовать свою ответственность за судьбу страны. Работа по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду посредством музейной педагогики позволила решить задачи:

- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного краяМузейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного края Актуальность опыта Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста».

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Презентация методического проекта «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Актуальность темы Cказки, прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка.

Проект «Квест-игра как форма патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность. На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.

Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Патриотизм – это «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год. Группа «А» общеразвивающей направленности для детей от 5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 октября 2018 в 10:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД