МААМ-картинки

Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении

оксана кибкало
Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении

Современный педагог, работая по ФГОС, не может не признать важную роль, которую играет в воспитании и развитии детей музейная педагогика.

«Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи». [6, 29]

Публикация «Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов. Важно развивать в ребёнке чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, уметь обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому выставки, которые создаются по темам запланированные в плане на учебный год названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Особенно импонирует ребятам то, что в настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самим менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его близкие - мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и родителей ребенка.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, а с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке и что соответствует заданной тематике выставки. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы, а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Расположение экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например, на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещённые таким образом поделки из природного материала, дадут представление об их разнообразии. Основная задача мини-музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязь с другими объектами.

При оформлении мини-музея обращаем внимание на следующие факторы:

1. Выбор темы;

2. Выбор места размещения;

3. Подбор экспонатов;

4. Дизайн оформления;

5. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей;

6. Оформление паспорта мини-музея;

7. Разработка конспектов занятий с использованием композиции мини-музея.

В нашем детском саду всеобщей любовью родителей и дошколят пользуется художественно-творческая галерея «Музей глазами ребёнка». Там выставляются творческие работы воспитанников детского сада по тематическому плану. Воспитатели групп приводят детей на выставку и рассказывают - какому событию она посвящена. Как правило такие выставки посвящены или экспозиции разнообразных музеев, или творчеству того или иного художника. Дети узнают свои работы, стараются рассказать, как они их делали, кто им помогал, почему их выбор пал на ту или иную картину, на того или иного художника, на тот или иной экспонат. В этом году на базе нашего мини-музея был проведён районный конкурс «Эрмитаж глазами ребёнка». Всех покорили работы ребят подготовительных групп – репродукции импрессионистов. Мальчиков вдохновили экспонаты Рыцарского зала Эрмитажа. Воспитанницу средней группы, Сергушёву Алёну, не оставил равнодушной рассказ о кошках, которые спасали полотна музея во время блокады Ленинграда. Именно их она изобразила в своей работе. Они для неё главные герои Эрмитажа. Так же огромной популярностью пользуется тематика, посвящённая Русскому музею и Третьяковской галереи. Например, ни одного ребёнка не могут оставить равнодушным картины Васнецова по русским сказкам.

Бывают сложные темы, не рекомендованные в обязательном порядке для изучения в детском саду, например, «100 лет со дня 1 Мировой войне», «Присоединение Крыма к России», для детей дошкольного возраста они не всегда понятны, но для родителей мы создаем такую тематическую музейную мини-выставку. Во время просмотра работ своих детей, воспитатель обращает внимание родителей на дополнительный стенд по тематике данных выставок и вводит их в курс тематики увиденного.

Тематика созданных в нашем детском саду мини-музеев различна, интегрирована во все образовательные области развивающего и обучающего процесса.

В нашем детском саду задача по патриотическому воспитанию является приоритетной и ее решение осуществляется постоянно со всеми участниками образовательного процесса при непосредственном взаимодействии с различными институтами детства – это выездные выставки к нам в детский сад по заданной тематике; преемственность со школой МОУ СОШ № 75 – посещение музея-комнаты славы имени генерала Карбышева, возложение цветов к постаменту героя во дворе школы.

Экспозиция мини-музея «Поклонимся великим тем годам» постоянно обновляется и пополняется. В собирании экспонатов активно помогают родители и ребята. Там присутствует этнографический материал (фляжки, военные билеты, наградные листы, пробитые пулями каски, фотографии и конечно же репродукции картин художников-баталистов. Особой гордостью нашего детского сада является создание стенда «Бессмертный батальон детского сада №210». Он ценен для нас тем, что ребята не только помнят и гордятся своими прадедами, тяжёлой ценой завоевавших Победу, но и тем, что собирая этот материал, многие восстановили родственные связи, которые считали давно утерянными.

Экспозиция мини-музея «Мы живем в России» обращает внимание ребят на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми она гордится. В экспозиции музея Геральдические символы России, права детей в России, рисунки ребят на тему «Россия в будущем», фотографии государственных деятелей России и Саратовской области. Материалы, собранные в этом музее воспитывают у ребят чувство гордости за страну, вызывают любовь и уважение к людям, живущим в России.

Многие педагоги в нашем детском саду ведут дополнительную образовательную деятельность с ребятами. Они так же создают мини-музеи по своему профилю. Образуется мини-музейная выставка по кружковой работе на лестничной площадке. Так у нас работает мини-музей «Философия искусства китайская живопись» и мини-музей по декоративно-прикладному творчеству «Весёлая кисточка». Работая над созданием экспозиции этого музея ребята знакомятся с образцами народных художественных промыслов. Самостоятельно переносят свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании. Детской фантазии нет предела, и задача детского сада, педагогов специалистов всячески поддерживать своих воспитанников. Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Библиографический список:

1. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дош-кольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. – М. ; Просвещение, 2006. – 192 с. : ил. – ISBN 5-09-014262-9.

2. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками поизобразительной деятельности : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -2- е изд. дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит., 1996.-159 с. : ил. – ISBN 5-09-0044638-7.

3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. -сост. В. Н. Косарева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 166 с. ISBN 978-5-7057-3068-1

4. Чумичёва Р. М. Дошкольникам о живописи : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. ; Просвещение, 1992. – 126 с. : ил. – ISBN 5-09-003275-0.

5. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду; Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. ; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 160с. : ил. – ISBN 5- 691-00467-0.

6. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. –

ISBN 978-5-891444-855-1

Публикации по теме:

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания,.

Цифровые образовательные ресурсы в дошкольном образовательном учреждении Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область Не оспорим тот.

Игровая технология «квест» в дошкольном образовательном учреждении Игровая технология КВЕСТ в дошкольном образовательно учреждении. Что такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном.

Консультация «Планирование в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС до» В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной.

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.

Примерное положение «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении» Примерное положение “О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)” Разработано в соответствии с Законом РФ “Об.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении Модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить.

Автор публикации:
Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 18:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД