Наталья Горьковая
Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родное село, родной край.
Публикация «Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
А чтобы ребенок полюбил свою страну, он должен знать свои корни. Мы, взрослые, в свою очередь, должны находить новые возможности для духовного становления наших детей, появления «корней памяти» своей страны. Чем раньше ребенок узнает о своих корнях, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших в давние времена, научится чтить память своих предков.
Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа. – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Прикасаться к старине помогают краеведческие музеи, созданные на базе ДОУ, а также в группах, которые обогащают знания детей о родном крае, Родине- стране, знакомят с русским народным бытом, традициями, народным календарем. Ведь в любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах ярко проявляются душа народа, его образ жизни.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П. А. Флоренский, Ф. Шмит, А. В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.
Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге, в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века.
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини- музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатели советуются с ними и по вопросу выбора темы.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста мы учитывали следующие принципы:
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.
Всю работу по созданию мини-музеев мы разделили на четыре этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
На этом первом, подготовительном этапе необходимо:
Познакомить педагогов с принципами функционирования мини-музеев. (
Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций в ДОУ в соответствии с тематикой занятий образовательной программы. (
С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев мы провели анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования мы выяснили, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев. (
Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группе. (
Создали творческую группу педагогов, которая будет курировать работу по созданию мини-музеев.
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
Работа на этом этапе проводилась в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах.
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
1. Выбор темы мини-музея
Тематика мини-музеев могут быть различны в соответствии с изучаемой программой и возраста детей.
2. Определение места размещения мини-музея
Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
3. Планирование экспозиций
Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например:
- по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;
- по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;
- по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»); установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»); овладения действиями различного характера («Средства защиты от вредных насекомых»).
На базе мини-музеев можно организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс-экспозиции». Например, в мини музее «Растения дома» можно организовать такие экспресс-экспозиции: «Растения семьи Петровых», «Комнатное дерево», «Кактусы».
Хочется отметить активность родителей, именно они предложили создать в мини-музее «Мир времени» экспозицию «Старинные часы».
4. Выбор дизайна оформления мини-музея
Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.
5. Подбор экспонатов
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, они вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах мини-музея, которые подарили именно они!
6. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея
Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили визитки и паспорта своих мини-музеев
7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами
9. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея
Воспитатели вместе с детьми разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.
10. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Нами в ДОУ были разработаны этапы организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приемы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Вся работа по организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.
Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».
На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.
В нашем дошкольном учреждении в мини-музеях презентация проходила в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами являлись дети. В ходе экскурсий детям давались творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.
Также мини-музеи были представлены в форме игры-драматизации, в форме мини-концерта.
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Любой мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев : занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
Помимо игр мы использовали такие виды работ, как заполнение музейных словариков, выполнение совместных творческих заданий.
Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
«Мир времени» - этот мини-музей в моей практике- самый первый. Само название говорит о том, что в музее часы были разные- настенные, ручные, песочные, настольные, дидактические. Родители и дети приняли в его работе активное участие: принесли часы и календари, сделанные своими руками, стихи и загадки про часы и время. В период существования этого музея выучили с детьми песню «Тик-так». Провели беседу на тему «Что значат часы в жизни людей», интересное развлечение «В гостях у ученого кота». На занятии самостоятельно сделали из бумаги, проволоки и бусинок настенные часы в игровой уголок. С педагогами проведён семинар-практикум под названием «Проектная деятельность в ДОУ», «Мини- музей- часть интерьера». С родителями проведена беседа на тему «Родители и дети - вместе!»
В результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей к презентации проекта были созданы: книжки «Загадки и пословицы о временных понятиях», «12 месяцев в году», «Стихи», совместное творчество (сказки, рассказы, стихи, кроссворды); фотоальбомы «Мой день», «Мое любимое время года»; дидактические игры: «Эволюция часов», «Что сначала, что потом», «Времена года»; изготовлены макеты часов.
Наш мини-музей «Мир времени» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Благодаря проекту, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).
«Золотая хохлома». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о хохломской росписи и ее умельцах. На занятии, при росписи заранее слепленной посуды из глины, пригодились эти знания. Красота, изящность, теплота красок- все это было отмечено детьми в их работах. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев : занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
«Куклы наших бабушек». Цель этого музея была познакомить детей с историей страны, на примере народной игрушки. В этом музее было большое разнообразие кукол: фарфоровые, тряпичные, соломенные, бумажные, деревянные и многие другие. На презентации проекта под названием «Моя любимая игрушка» родители рассказывали интересные истории, связанные с куклами, игрушками из своего детства.
«В гостях у сказки» Цель этого музея была- знакомство с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии. Этот музей дети полюбили больше других. Здесь были их любимые сказки, куклы в сказочных костюмах (Иван-царевич, Царевна-лягушка, колобок). На занятии дети из подручных материалов сами сделали теремок и героев из этой сказки. Так же в этом музее были предметы, которые встречаются в сказках- скатерть-самобранка, прялочка, сапоги-скороходы. Дети познакомились с народными сказками - русскими, украинскими, эстонскими и т. д. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, их любимыми сказками, дисками с мультфильмами.
Также получились интересными экспозиции мини-музеев «Бурёнушка», «Мойдодыр», «Хлеб всему голова».
Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Значение музея в культурном развитии личности невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, -ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти. Бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.