Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста

Анна Мишина
Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста

В настоящее время остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, что вполне закономерно, когда в стране происходит реформирование системы государственной власти соответствующие изменения в сфере образования.

Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания (природного и социального окружения) делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Поэтому одним из направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является привитие детям любви к истории, культуре и традициям своего народа. Перед педагогами ДОУ в условиях этнокультурного воспитания стоят следующие задачи: пробудить в ребенке духовное начало, развить его доминирующее в структуре личности, формировать личность в контексте родной культуры, языке.

Эти задачи довольно успешно решаются в нашем детском саду. Здесь воспитательно-образовательный процесс построен с учетом особенностей национальной культуры. Большую помощь в реализации этих задач оказывает предметно-развивающая среда ДОУ. Во всех группах детского сада оформлены уголки «Родной край», в которых представлен материал о родном городе и республике, включающей сведения, как об историческом прошлом, так и его современном облике. В этих уголках ребёнку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. При составлении перспективных планов по всем видам деятельности наши педагоги использовали примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», программу «Валдоня».

Большую роль в этнокультурном воспитании детей играет мини музей истории и быта, который был создан в нашем детском саду 2008 году. Мини музей является одной из основных форм работы с детьми, родителями, педагогами. Для сбора выставочного материала привлекали как педагогов, так и родителей. Каждый год экспозиции нами обновляются и расширяются. В настоящее время собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка, гребень, старинная вышивка, самотканый ковер и др., народные игрушки, мордовские национальные костюмы, предметы народного декоративно- прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно- прикладному искусству.

Весь материал распределили по четырем отделам:

1. Экспозиция деревенской избы;

2. Мордовский народный костюм;

3. Мордовская вышивка;

4. Домашняя утварь и предметы быта.

При создании мини музея были соблюдены все требования: выбор профиля, выделение изолированного помещения, написано положение, паспорт и программа музея. Творческой группой детского сада разработан перспективный тематический план работы мини музея. В своей работе руководитель кружка по обучению эрзянскому языку Аверкина Е. Ф. воспитатель первой квалификационной категории за основу взяла программу А. И. Исайкиной. Ее воспитанники стали постоянными посетителями музея. На основе экспозиций музея проводим различные экскурсии, встречи с интересными людьми, выставки работ по изодеятельности, ручному труду, театральные постановки по мотивам мордовских сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты предметов быта и одежды.

Ценность мини музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Например, посетив, экспозицию деревенской избы, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, а усевшись на домотканом ковре - послушать народные сказки и предания старины глубокой. Видели бы вы, с каким упоением берут ребятишки в руки старинные вещи, а еще больше им нравится быть в роли экскурсоводов. Экскурсии, проведенные в музее самими детьми, несут в себе заряд личной причастности к прошлому, рождает интерес, пробуждает в детях любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что, согласитесь дорогого стоит. Свои впечатления от посещения музея дети переносят в различные игры и отражают в изодеятельности.

Систематическая работа в данном направлении убедила нас в том, что музейная педагогика позитивно влияет на повышение интереса социума к традиционной культуре, а также оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных и творческих способностей наших детей, их духовно-нравственной сферы. Кроме того, активизирует творческую инициативность педагогического коллектива и способствует повышению этнокультурной компетентности педагогов так как они начинают углубленно изучать национальное культурное наследие обсуждают интересные факты и сведения с родителями и педагогами.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в детском саду дети.

«Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ» (из опыта работы) Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июня 2015 в 20:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчет о наблюдении за ростом «травянчиков» детьми старшей группы
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, интерес к живой природе. 16. 07. 2019. Знакомство с травянчиками: рассмотрели;...
Фотоотчёт о занятии по лепке «Встреча двух подруг на дне морском»
Фотоотчёт по лепке «Встреча двух подруг на дне морском» Пришла внучка Илиана из детского сада, сказала, что к началу учебного года нужно принести поделку...
Фотозарисовка «Топиарии»
Доброго времени суток, коллеги. Чем я только не пробовала заниматься, сегодня расскажу о топиарии. Топиарий —представляет собой искусственное, несколько...