Папки-передвижки

Музыка как средство формирования духовно-нравственной сферы личности.

Ольга Тонц
Музыка как средство формирования духовно-нравственной сферы личности.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, - не в развале экономики, а в разрушении личности. В современном социуме ощущается дефицит доброты, терпения, отзывчивости, внимания друг к другу. Это оказывает негативное влияние на формирование нравственной сферы человека, духовности, психического здоровья. Наиболее уязвимыми в такой ситуации становятся дети, особенно дошкольники. Материальные ценности стали доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Публикация «Музыка как средство формирования духовно-нравственной сферы личности,» размещена в разделах

Все начинается с детства. Известно, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. От степени развития эмоциональной сферы прямо зависит и уровень нравственной культуры человека, его моральный облик.

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка, которая выработала свою систему «расширения объема души». В. Л. Сухомлинский говорил: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и красоты души».

Замечательно сказал о влиянии музыки композитор и педагог Карл Орф: «Она делает то, что другим искусствам не под силу».

Такие жанры музыки как классическая, народная, наилучшие образцы современной песни, формируют духовно – нравственный мир человека в целом. Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие детей, очень важный и острый. Современная поп – музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слух, нервную систему, эмоциональную и интеллектуальные сферы ребенка. Педагоги и родители должны сделать все, чтобы максимально оградить детей от пагубного влияния такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить настоящую музыку.

Как известно, дошкольники имеют небольшой опыт представлений о нравственных чувствах человека, существующих в реальной жизни. Классическая музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширять эти представления. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, морали, присваивает ценный культурный и духовный опыт многих поколений. Музыка – искусство прямого и сильного эмоционального воздействия – наиболее глубоко и непосредственно влияет на ребенка с первых дней его жизни. Особая роль и воспитательная миссия музыки заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира. Музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, очень привлекательны для дошкольников. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается способность к сочувствию и отзывчивости, формируется умение оценивать явления окружающей его жизни с позиций нравственных норм. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир человека и делает его подлинным «аристократом духа». Специальные особенности классической музыки : абстрактность музыкально – художественного образа, развернутость во времени музыкального повествования, сложность музыкального языка делают ее влияние еще более разносторонним и уникальным. Обращаясь непосредственно к чувствам ребенка, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, Шопена, Бетховена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Прокофьева воспитывает эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создает настроение радости, подъема, пробуждает любовь и уважение к Родине, ее истории и традициям, культуре других народов мира.

Большие потенциальные возможности воспитательно-эстетического воздействия хранит русская народная музыка. Она ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, его трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора. Народная музыка входит в жизнь ребенка как основа русской культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота, высокая художественность и гражданственность народной русской песни помогает эффективно решать задачи эстетического, нравственно – духовного, патриотического воспитания дошкольников и младших школьников.

Огромно значение в воспитании гражданственности и патриотизма композиторской современной песни. «Песня, как никакой другой жанр всеобъемлюща. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе и тонкую лирику, и героику, и гражданственность» (А. Флярковский). Детские композиторы-песенники сочинили немало высокохудожественных песен о Родине, о любви к родному краю, природе, матерям, отцам и дедам, о героическом прошлом России, ее защитниках. Последние годы этот репертуар становится все более актуальным и востребованным.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В России создана уникальная, единственная в мире, эффективная и признанная всеми система музыкального, художественного, эстетического развития дошкольников. Важно сохранить, не позволить разрушить эту систему!

Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит духовно развитую личность!

Список литературы:

1. Бреслав Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье Г. М, Бреслав // Вопросы психологии. - 1986. - ,N21. - С. 41 47.

2. Корябина Т. Б. Не разрушать истоки культуры / Музыкальный руководитель. 2012. -№1 – С. 2–5.

3. Николаева Т. О. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на православных традициях / 'Г. О. Николаева /Начальная школа. - 2008. -№ 12 - С. 52-54.

4. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько /У Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение. - 1973. - 276 с.

6. Тарасова, К. Музыкальная работа и руководство ею/ Музыкальный руководитель. -2007. -№7 – С. 3 -6.

7. Тютюнникова Т. Э. Снова о наболевшем/ Музыкальный руководитель. -2008. -№1 - С. 61-63.

8. Янчий А. И. Музыка как средство формирования духовно-нравственной сферы личности / А. И. Янчий, Б. Л. Андрейчик // Религиозная культура в контексте светского образования: материалы XVI международных Кирилло-Мефодневских Чтений. - Минск, Б1 У. -26 - 28 мая 2010 г. - С. 17-21.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка как средство формирования духовно-нравственной сферы личности.
Опубликовано: 20 февраля 2013 в 08:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД