Елена Копылова
Музыка как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка, как средство экологического воспитания дошкольников.
В последнее время проблема экологии в мире выходит на первый план, а экологическое воспитание детей становится одним из важных направлений. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, особенно эта проблема актуальна для нашей области: загрязняется окружающая среда,видны следы безжалостного отношения людей к природе. И мне очень хочется,чтобы дети нашего детского сада полюбили наш город, нашу природу,ее красоту, бережно относились ко всему живому.
Публикация «Музыка как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Осознавая важность этой проблемы, я стала развивать музыкальные способности детей во взаимодействии с воспитанием экологической культуры.
Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. (В. А. Сухомлинский)
Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца – невозможно!
На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку! Да и сама музыка рождается благодаря природе. Доказательством может послужить высказывание великого немецкого композитора Л. Ван Бетховена: «Вы меня спросите,откуда я беру свои идеи! Я улавливаю их на лоне природы,в лесу на прогулке, в тиши ночи,ранним утром! Природа является прекрасным средством разностороннего развития ребенка, вечным источником детского разума».
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико!С самых ранних лет приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе. Уже в ясельной группе дети воспринимают образы животных в игрушках и я,обыгрывая их, пою потешки, песенки-прибаутки, считалочки. Дети узнают про кисоньку-мурысоньку, курочку-рябушечку, про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метет.
Очень нравится детям песенки про петушка-золотого гребешка, про птичек-невеличек, про лошадку,про гусей.
Ребятишки жалеют мурку, которой холодно зимой («Киска, киска уходи! Свои лапки не студи!», Бобика, который продрог, сжался в маленький комок.
Из музыкально-дидактических игр дети узнают,что кошка –это мама котят, курочка – мама цыплят, гусыня – мама гусят. Как нельзя обижать своих мам,так нельзя обижать и животных.
А если ребята поют «пейте дети молоко, будете здоровы» то, конечно же,с уважением они будут относиться к корове,зная, что она дает молоко. Подрастая,дети начинают понимать,что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц,помогать им.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным,когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, которая расцветает весной. Осенью опадают листочки, улетают птички и становится грустно. Дети различают оттенки, настроение. В старших группах огромное влияние по экологическому воспитанию оказывают музыкальные циклы времена года П. И. Чайковского, Вивальди, Глазунова. В них авторы, с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтические картинки природы. Дети высказывают свои чувства, беседуют о характере.
Тема экологии всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Восприятие музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то снежинкой, то дождинкой ребенок в пластике еще раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую дает музыка.
Музыка учит любить, ценить, сострадать! А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике! Зная, что эти цветы не сорваны, асделаны своими руками.
Слушая произведение «Подснежник», я задала вопрос: «А что случится, если все цветы сорвать?» Дети отвечали: «Планета умрет, будет скучно на Земле! Птички не будут петь свои песенки.»
Природа музыкальна : журчанье воды, шум леса, пение птиц,скрип снега – все это так легко воспринимают дети с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. Прислушиваемся к звукам, приближающей грозы и музыке дождя.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в парк, в осенний и весенний лес, где полно всяких чудес! Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных. На празднике, мы не только исполняем песни, танцы, читаем стихи, но и решаем насущные экологические проблемы. Старичок- лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им, как же нужно вести себя в лесу.
Традиционные «Осенины» могут быть представлены сюжетом о том, что волк- проказник под елкой лежал и банки консервные всюду бросал, а Красная шапочка и ребята-зверята учили его любить природу, беречь ее, не вредить! Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нем могли жить ее подружки лягушки. Леший рассказывает детям, что нет плохих грибов в природе. Что и мухоморы полезны для заболевших зверей, что не нужно их топтать и уничтожать.
Встретили муравья: нельзя его обижать! Ведь его обидеть просто, он очень маленького роста! - так поется в песенке «Не обижайте муравья» Г. Гладкова.
При составлении сценариев на экологическую тему, я часто опираюсь на материал русского народного творчества т. е, на русский фольклор. Он отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Очень часто в своей работе использую художественное слово о природе.
Ощутить полной грудью красоту родной природы поможет и танец, и хоровод. Если мы сравниваем в песне Облака с белокрылыми лошадками, то выйдя, на улицу, дети подолгу смотрят в небо, и конечно, же хотят, чтобы оно было голубым и чистым!
В исполнении взрослых песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», которую дети слушают с большим удовольствием и даже подпевают, говорит сама за себя.
Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!
Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду!
Закончить хотелось бы словами: душа ребенка, как растение – упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку и бабочке, муравью!
Душа ребенка – это росток. Чтобы из семечка вырос цветок, много потратится сил и тепла, нежного слова, улыбок, добра!