Лучший педагог года

Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Татьяна Баженова
Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Музыкальная деятельность детей. Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Утверждение, что с пособности р азвиваются в де ятельности, котор ая требует и х проявлен ия, стало об щепринятым в пе дагогике и пс ихологии. В к аких видах де ятельности р азвиваются муз ыкальные с пособности?

Публикация «Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Эмоциональная отз ывчивость н а музыку (ос нова музык альности) мо жет быть р азвита во все х видах муз ыкальной де ятельности – вос приятии, исполнительстве, т ворчестве, т ак как она необ ходима для прочувствования и осмысле ния музыка льного содер жания, а следовате льно, и его в ыражения (в исполните льской и т ворческой де ятельности).

Эмоциональная отзывчивость н а музыку, к ак было ск азано выше, про является в н аибольшей сте пени в дву х способност ях : ладово м чувстве (э моциональный ко мпонент слу ха) и чувст ве ритма (э моциональн ая способность). Поэто му эмоцион альная отз ывчивость н а музыку, пре жде всего, р азвивается в вос приятии муз ыки (предшест вующем и со путствующе м всем вид ам музыкальной де ятельности, а т акже в муз ыкально – р итмических д вижениях. Э моциональн ая отзывчи вость на муз ыку может р азвиваться и в дру гих видах ис полнительс кой и творчес кой деятел ьности дете й (пение, и гра на муз ыкальных инстру ментах) пр и условии ве дущей роли в ыразительност и в детско м исполнен ии, творчес ких импров изациях.

Поскольку вос приятие музыки – это а ктивный слуходвигательный процесс, одни м из средст в, помогаю щих развит ию эмоцион альной отз ывчивости н а музыку, я вляются дв ижения (ме лкие движе ния рук, т анцевальные и т. д.). Наряду с вос приятием муз ыки именно муз ыкально – ритмические д вижения представл яют собой тот в ид деятель ности, в которо м наиболее ус пешно развивается эт а способност ь.

Эмоциональная отз ывчивость н а музыку мо жет проявл яться у дете й очень ра но, в перв ые месяцы ж изни. Ребе нок способе н оживленно ре агировать на зву ки веселой муз ыки – непро извольными д вижениями, воз гласами – и успокоенно, сосредоточе нно, со вн иманием вос принимать с покойную музыку. Посте пенно двиг ательные ре акции стано вятся более про извольными, со гласованны ми с музыко й, ритмичес ки организо ванными.

Ладовое чу вство проя вляется не то лько как с пособность э моциональной отзывч ивости на об щий характер про изведения, с мену настрое ний в нем, но и к ак чувство т яготения з вуков (от неусто йчивых к устойчивым).

Оно может б ыть развито прежде все го в процессе вос приятия муз ыки (ее уз навании, о пределении, з акончилась л и мелодия). Кро ме того, пос кольку ладо вое чувство про является и в чу вствительност и к точност и интонаци и, оно может р азвиваться во вре мя пения, ко гда дети пр ислушиваютс я к себе, и дру г к другу, ко нтролируют с лухом прав ильность и нтонации.

Музыкально – с луховые пре дставления р азвиваются в в идах деяте льности, котор ые требуют р азличения и вос произведен ия мелодии по слуху. Эта с пособность р азвивается, пре жде всего, в пе нии, а так же игре по с луху на звуковысотных инструмент ах. Она раз вивается т акже в про цессе воспр иятия, пре дшествующе го воспроиз ведению муз ыки.

Для активиз ации музык ально – слу ховых предст авлений ва жна связь с вос приятием то лько что з вучавшей ме лодии. «Про должить в пре дставлении у же звучащу ю мелодию – п ишет Б. М. Те плов, - неср авненно ле гче, чем пре дставить ее себе с с амого нача ла», т. е. без о поры на ее вос приятие [35, С. 16 3-164]. Кро ме того, пос кольку дви жения способст вуют запом инанию мело дии, их мо жно использо вать для р азвития муз ыкально – с луховых представлений – в нутреннее по дпевание, мо делирование соот ношений зву ков по высоте с по мощью движе ний рук и т. д.

Овладение пе нием у дете й происход ит постепе нно, в резу льтате «бесчисленных проб, в про цессе котор ых у них, с о дной сторо ны, создаетс я умение в ладеть голосо вым аппарато м, а с дру гой – выраб атываются муз ыкальные слухов ые предста вления»[35, С. 184].

Использование и гры на муз ыкальных и нструмента х для разв ития музык ально – слу ховых предст авлений до лжно исключ ить механичес кое воспроизведение ме лодии, мину я слух. Игр а на музык альных инстру ментах с пр именением ц ветовых ил и цифровых обоз начений не с пособствует р азвитию слуха, а ве дет лишь к з апоминанию и вос произведен ию мелодии по зрительным ил и другим ор иентирам. Вс помогатель ные обозначе ния дают б ыстрый эффект, но не и меют разви вающего зн ачения. Это по казывает, что не все гда овладе ние детьми о пределенны ми навыкам и и умения ми (в данно м случае и гры на муз ыкальных и нструмента х) являетс я результато м развития муз ыкальных с пособносте й. Большое з начение имеет с пособ приобрете ния детьми у мений и на выков. Важ но, чтобы обуче ние носило р азвивающий характер, а не с водилось к «натаскиван ию».

Воспроизводя ме лодию по с луху на муз ыкальном и нструменте, ребенок должен и меть музык ально – слу ховые предст авления о ее звуковысотном (и ритмичес ком) движе нии, хорошо по мнить ее, м ногократно слышать. Полезно пропевание звуков ме лодии голосо м, что поз воляет дет ям сориент ироваться в н аправлении д вижения зву ков с помо щью вокаль ной мотори ки.

Важным пед агогически м выводом, с ледующим из исс ледования Б. М. Те плова, явл яется также в ывод о том, что н ачинать фор мирование звуковысотного слуха со ср авнения от дельно взят ых звуков неэффе ктивно. Целесообразно раз вивать слу х в услови ях лада, пр и слушании и вос произведен ии мелодий, а не от дельных зву ков, поско льку оба ко мпонента муз ыкального с луха (эмоц иональный и с луховой) тес но взаимос вязаны. В мелодии все гда ощущаетс я ладовые т яготения, по могающие че ловеку раз личать зву ки по высоте и вос производит ь их.

Чувство рит ма развиваетс я, прежде все го, в музы кально – ритмических д вижениях, соответст вующих по х арактеру э моционально й окраске муз ыки. Согласо ванность р итма движе ний и музы ки также о дно из усло вий, необходимых для р азвития это й способност и. Занятия р итмикой поз воляют прочувствовать и в ыразить в д вижениях с мену настрое ний в музы кальном про изведении, совер шенствовать чувство р итма с помо щью коорди нации движе ния и музы ки. Эти за нятия важно по дчинить раз витию способ ностей дете й, музыкального вос приятия, а не то лько обуче нию двигате льным навы кам.

Чувство рит ма может фор мироваться не то лько в муз ыкально - ритмических дви жениях, но и в дру гих видах де ятельности, пре жде всего в пе нии, и игре не муз ыкальных и нструмента х.

Для преодо ления ритм ических неточ ностей не все гда воспро изведение р итма в хло пках дает по ложительны й результат. Р итм – неотъе млемая част ь выразите льности муз ыки, поэто му именно осоз нание его в ыразительно го значени я (с приме нением обр азных срав нений, муз ыкально – д идактическ их игр) часто имеет боль ший развив ающий эффе кт.

Таким образо м, три осно вные способ ности, сост авляющие я дро музыкальности, необ ходимы для ус пешного осу ществления все х видов музыкальной деятел ьности. Ка ждая способ ность в бо льшей или ме ньшей степе ни развивается в р азличных в идах музык альной деяте льности : вос приятии, ис полнении, творчест ве.

Кроме трех ос новных муз ыкальных с пособносте й, в понят ие музыкальность в ключаются и дру гие: тембро вый и дина мический с лух, испол нительские с пособности, муз ыкальное м ышление.

Тембровый и д инамически й слух – р азновидност и музыкаль ного слуха, котор ые позволя ют слышать муз ыку во все й полноте ее в ыразительн ых, красочных сре дств. При а нализе пон ятия музык альный слу х было пок азано, что ос новное его к ачество – р азличение з вуков по в ысоте. Тембро вый и дина мический слу х формируютс я на основе звуковысотного. Развитие те мбрового и д инамическо го слуха с пособствует в ыразительност и детского ис полнительства, полноте вос приятия муз ыки. Дети уз нают тембр ы музыкаль ных инструментов, р азличают д инамику ка к выразите льное средст во музыки. В пр актике работ ы использу ются музык ально – ди дактические и гры, с помощью которы х моделиру ются звуковысотные, тембровые и д инамические с войства муз ыкальных з вуков. При нимая во в нимание на ибольшую с ложность разв ития звуковысотного слуха и е го важную ро ль в структуре музыкальности, необ ходимо уде лять ему бо льше внима ния. Поэто му игры на р азвитие тембро вого и дин амического с луха должн ы применят ься лишь по необ ходимости, д ля знакомст ва с выраз ительными воз можностями музыкальных сре дств и закре пления пре дставлений о те мбре и дин амике.

Развитие ис полнительс ких и творчес ких способ ностей – в ажная задач а музыкаль ного воспит ания детей. Т ворческие с пособности де лятся на с пособности к про дуктивному т ворчеству (соч инение, им провизация попевок, мелодий на муз ыкальных и нструмента х, музыкал ьно – ритмические д вижения, а также к т ворческому вос приятию муз ыки.

Творческие с пособности необ ходимо раз вивать с м ладшего до школьного возраст а, когда дет и охотно в ыполняют пос ильные для себ я творческие з адания. Раз витие испо лнительски х способносте й позволяет ребе нку полнее в ыразить сво и впечатле ния от муз ыки.

Исполнительские и т ворческие с пособности мо гут проявл яться у дете й по- разному, в зависи мости от н аличия приро дных задат ков, развит ия основных музыка льных способ ностей. У о дних обнару живается с пособность к т ворческому вос приятию в муз ыке, у дру гих – к од ному из ви дов исполнительства и ли продукт ивного творчест ва.

Музыкальное м ышление – с пособность прос ледить за с меной настроений в музы ке, осмысл ить взаимос вязь интон аций, тем, обр азов, часте й, замысел произве дения в це лом, выраз ительность муз ыкальной реч и, различит ь музыкаль ные средст ва передаю щие содерж ание. Для р азвития это й способности необ ходим «сло варь эмоци й», с помо щью которо го дети мо гут высказаться о х арактере про изведения, о ценить усл ышанную ме лодию, опре делить кол ичество часте й (форму). Муз ыкальное м ышление по лезно формировать также нач иная с ран него детст ва, когда дет и еще не мо гут сами в ысказаться о муз ыке. Внача ле ее хара ктер поясн яет педаго г, нацелив ая тем сам ым ребят н а грамотны й анализ муз ыкального про изведения. Посте пенно «сло варь эмоций» усваи вается дет ьми, накап ливается и р асширяется.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 13:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД