МААМ-картинки

Музыкальная гостиная «Прокофьев С. С. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Виктория Зотова
Музыкальная гостиная «Прокофьев С. С. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Музыкальная гостиная

С. С. Прокофьев – симфоническая сказка «Петя и волк»

Актуальность

Тема «Симфонический оркестр» является сложной темой для усвоения детьми. Она очень актуальна для формирования знаний по предмету, объемна по содержанию учебного материала, с большим набором терминов и понятий. На примере с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», позволяет дошкольникам в интересной, доступной форме познакомиться с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска, развивает компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

Публикация «Музыкальная гостиная „Прокофьев С, С, Симфоническая сказка „Петя и волк“» размещена в разделах

Цель:

Воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки.

Задачи:

1. Познакомить с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру, по внешнему виду, по характеру музыки.

3. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки. Поощрять проявление творческой активности детей.

4. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

5. Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей.

6. Обогащать словарный запас, развивать желание пользоваться специальной терминологией.

Значимость: Знакомясь с инструментами симфонического оркестра, дети приобретают основы музыкально-исторических знаний, развивают слух и музыкальную память.

Ожидаемые результаты.

Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки. Готовность воспринимать музыку и эмоционально откликаться на нее.

Ведущая: Ребята, сегодня мы еще раз встретимся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Давайте вспомним их название.

ЗАГАДКИ

- Кто в оркестре вам поможет? Сложный ритм задать он сможет, Ритм любой, из разных стран. Кто же это?. .. . (Барабан)

- Знайте, они с барабаном соседи, сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их – не пустяк, не безделка в музыке тоже бывают.. . (Тарелки)

– Он простужен и тревожен, он из трубок будто сложен. Он ворчит, а не поет. Это – дедушка.. . .(Фагот)

- Звук напряженный, сочный, певучий сладко-таинственный, плавно-тягучий. Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу. Имя приятное, как карамель. Как называется? (Виолончель)

Представьте себе великана такого: дорого, толстого, очень большого. Звучит его голос солидно и плавно, так густо, насыщенно – право же, славно! Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его.. . (Контрабас)

- У какого инструмента есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, это звонкий наш.. .. (Рояль)

Ведущая: Молодцы! Теперь для вас игра на внимание. Я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на них. Если я ошибусь – подайте мне сигнал: громко хлопайте в ладоши. Договорились? Тогда начнем!

ИГРА «ПОКАЖИ, КАК ИГРАТЬ НА ИНСТРУМЕНТЕ»

(после слов «играем на.. . называет инструмент) : - скрипке; - виолончели; - бубне; - контрабасе; - мясорубке (дети хлопают); - балалайке; - флейте; - баяне; - трубе; - утюге (дети хлопают);- свирели; - арфе; - рояле; - барабане; - метле (дети хлопают).

Ведущая: А теперь игра посложнее. Симфонический оркестр включает в себя три группы инструментов: струнные, духовые и ударные. Нам с вами необходимо найти для каждого инструмента свой дом, свою группу.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «НАЙДИ ДОМ»

Ведущая раздает карточки, на которых изображены инструменты симфонического оркестра. Дети под музыку двигаются врассыпную по залу, затем, по окончании музыки подходят к изображению какой –либо группы инструментов оркестра. Таким образом определяются 4 группы оркестра. Дети еще раз произносят название групп: (ударная, смычковая, д. духовая, м. духовая)

Ведущая: Все инструменты не просто издают звуки, а могут кого-то изобразить. Вот сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку, в которой эти инструменты будут изображать различных сказочных персонажей.

Слышали вы такую сказку - “ Петя и Волк”?

Ведущая: В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.

Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. А можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.

Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки :

Петя — струнные инструменты, Дедушка — фагот;

Птичка — флейта; Утка — гобой.

Кошка—кларнет; Волк — три валторны.

Не правда ли, странные исполнители? А между тем, именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк». Автор ее - Сергей Сергеевич Прокофьев.

Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра : у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Пионер Петя — главный герой сказки.

В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой. Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые); скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы, ведут виолончели. Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку, которую можно спеть хором.

ТЕМА ПИОНЕРА ПЕТИ играть на скрипке

Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку. Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».

ТЕМА ПТИЧКИ фонограмма

Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.

ТЕМА КОШКИ фонограмма

А вот исполнитель роли утки — гобой — ведет себя здесь не совсем обычно. Ведь у гобоя обычно очень нежное звучание! Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами в музыке, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.

ТЕМА УТКИ фонограмма

Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка. У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый. Но оказалось, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.

ТЕМА ВОЛКА фонограмма

И также, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе.

Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом, - каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны—появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк—волк проглотил утку.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ПЕТЯ И ВОЛК»

Слайдпрезентация (см. приложение)

Ведущая: Так музыкальным языком рассказывает композитор смешную сказку. И когда раздается веселый бодрый марш - его играют все инструменты, - мы уже понимаем, что это победное шествие героев сказки, несущих пойманного волка. А если хорошенько вслушаться в марш, то можно расслышать в нем звуки гобоя. Как вы думаете, что это такое? Догадались? Это в животе у волка крякает проглоченная утка.

Вот и закончилась симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок. Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке : в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях.

Итак, ребята, какие музыкальные инструменты изображали героев сказки - птичку – флейта; дедушку- фагот; гобой -утку, кларнет- кошку, три валторны - волка.

Все инструменты - это живые существа, которые могут радоваться, любить, грусть, злится. И слушая их или играя на них можно придумать свою интересную историю. Но для этого надо знать возможности каждого инструмента и конечно надо учиться владеть этими замечательными инструментами.

Прикреплённые файлы:

petja-i-volk_3hnf0.pptx | 4438,47 Кб
 
Публикации по теме:

Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят» ко Дню матери для детей подготовительной группы Авторская музыкальная сказка "Волк и семеро козлят" Дети вбегают в зал с осенними веточками в руках и встают двумя полукругами перед закрытым.

Презентация «Долгосрочный проект «Музыкальная гостиная» Этот проект хочу презентовать в начале 2018-2019 учебного года. Перед этим хочется, чтобы коллеги познакомились с ним. Название проекта:.

Интерактивное наглядное пособие «Симфоническая сказка «Петя и волк»Интерактивное наглядное пособие «Симфоническая сказка «Петя и волк» Интерактивное наглядное пособие "Симфоническая сказка "Петя и волк" Многим знакома фраза: нет предела совершенству. Мы часто стараемся добиться.

Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение»Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» для детей подготовительной к школе группе. Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного,.

«Детский альбом П. И. Чайковского». Музыкальная гостиная Звучит "Музыкальная шкатулка" Шостаковича. как приглашение в "филармонию" М. Р. : Сегодня мы собрались с вами на встречу с великим русским.

Музыкальная гостиная, посвященная 175-летию П. И. Чайковского Цель: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского. Задачи: - способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка.

Музыкальная Сказка — «Волк и семеро козлят на новый лад»! (фото отчет)Музыкальная Сказка — «Волк и семеро козлят на новый лад»! (фото отчет) На день Открытых Дверей в МБДОУ детский сад "Улыбка"-дети старшей группы показали для зрителей, Музыкальную Сказку-"Волк и семеро козлят"!Эта.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Сценарий досуга в средней группе «Музыкальная гостиная»Сценарий досуга в средней группе «Музыкальная гостиная» Программное содержание: Песня «Ой, бежит ручьем вода»(укр. н. п) Танец «Мы красивые» (Финская полька) Ритмическое упражнение «Разбудим ручки».

Творческий проект «Инструменты симфонического оркестра в сказке С. С. Прокофьева «Петя и Волк» Творческий проект «Инструменты симфонического оркестра в сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк» Вид проекта: познавательно – творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная гостиная «Прокофьев С. С. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 22:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД